Деловая игра для педагогов детскогосада" Воспитываем патриотов"
консультация

Стас Симаз Муафак

Деловая игра для воспитателей" Восптитываем патриотрв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2024.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

- сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Задачи:

- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: 

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

     Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.

Ведущий:  Коллеги, для начала  предлагаю вам разделиться на 2 команды, выбрать название и назначить капитана.

 ЗАДАНИЕ 1 « Блиц опрос»

Приглашаются капитаны команд.

  1. Земля, где ты родился? (Родина.)
  2. Древнее название России? (Русь.)
  3. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
  4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие)
  5. Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
  6. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
  7. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)
  8. Официальная эмблема государства? (Герб.)
  9. Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
  10. Преданность и любовь к своему отечеству ? (Патриотизм)
  11. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
  12. Назовите 5 героев «Нартского эпоса»?( Сосруко,Сатаней,Иныжь,Ашэмэз,Бэдынокъуэ)
  13. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
  14. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
  15.  Назовите столицу России? (Москва.)
  16. Назовите столицу КБР? (Нальчик)
  17. Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)
  18. Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)
  19. Что первично? Умения или навыки? (Умения.)
  20. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)
  21. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
  22.  Адыгская мужская верхняя одежда. Войлочный безрукавный плащ. (Бурка)
  23. Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РФ, начинай сверху? (белый, синий, красный)
  24. Опешите флаг Кабардино- Балкарии? (Голубой, белый, зеленый, по середине Эльбрус)
  25. Сколько племен (субэтносов) у адыгов? (12)

 

  1.  Почему Красная площадь так называется?

                                                («Красная» - значит красивая)

Задание 2 «Кулинарный»

Россия – многонациональная страна, здесь можно отведать самые разные, порой весьма экзотические, блюда многих народностей – от татарского чак-чака (десерт из теста с медом) до якутской строганины (свежезамороженная рыба или мясо). Но традиционные блюда русской кухни вы найдете в любом уголке страны, и конечно же наши любимые адыгские блюда.

- Древнейшее блюдо русской кухни, появившееся в IX веке. Рецепт приготовления одного из самых известных русских яств весьма прост — молоко, яйца, соль, а вот процесс приготовления сродни мастерству, овладеть которым под силу не каждой хозяйке. (Блины)

 

- Без преувеличения самое известное за рубежом блюдо русской кухни. Появилось на Урале в конце XIV века. Его буквально называли «ухо + хлеб» (Пельмени)

 

- Это национальное русское блюдо, где основным ингредиентом является капуста. Блюдо может быть вегетарианским, его могут готовить на мясном, грибном и рыбном бульоне. Ассортимент его разнообразный: суточные, ленивые, зелёные, уральские и т.д. (Щи)

 

- Когда-то давно на Руси эту похлёбку называли «калья». Готовили её не только с огурцами и огуречным рассолом, но и с солёными лимонами. Добавляли часто почки. А подавали с различными пирогами. (Рассольник)

 

- Это слово в 18 в. Позаимствовано у французов. Самая ранняя публикация рецепта, известная на данный момент, приведена в журнале «Наша пища» от 1894 года: жареный рябчик, картофель, свежие огурцы, каперсы, оливки, соус «провансаль», соус «кабуль» Без него не обходится ни один праздничный стол. (Оливье)

 

- В некоторых странах это блюдо называют русским салатом, считая его по праву нашим национальным блюдом. Происхождение слова связано с латинским словом «винос» («кислый»). Готовится из отварных овощей. По словарю Ожегова, он может быть у кого-нибудь и в голове. (Винегрет)

 

- Один из древнейших русских напитков, который любили все – от крестьян до царей. Впервые упоминается в 1056 году. До конца XIX века изготавливался как слабоалкогольный напиток на ржаном солоде с добавлением пряных трав, ягодных и фруктовых соков (Квас)

 

- Это старинное русское блюдо. До 19 века его готовили очень густым на заквашенных отварах злаков (например - овса), его резали ножом и подавали с конопляным или подсолнечным маслом. Сейчас это сладкий густой напиток, может быть ягодным или фруктовым. (Кисель)

 

- Пекут в основном из несладкого теста с различными начинками – от мясных и рыбных, до фруктовых и творожных. (Пироги)

 

- Караваем в старину называли пшеничный хлеб, испечённый в специальном сосуде «каравайнике». А как на Руси называли хлеб круглой формы? (Калач)

Кабардинские национальные блюда.

- Это блюдо является основным на праздниках или поминках.  Баранина или говядина нарезается на мелкие кусочки, присолить и обжарить в масле до полной готовности, добавить  нарезанный лук, красный перец. По готовности добавить сливки или бульон. Подается с пастой или хлебом (лыц1ыкулыбжьэ , мясо под соусом)

-Этот суп едят как горячим так и в холодном виде.Потолочь в ступе перебраные зерна кукурузы, провеять до полной очистки их от шелухи, промыть и варить на воде с добавлением небольшого количества фасоли. К концу варки добавить некоторое количество риса. Посолить по вкусу , добавить молока и сметаны. Составом можно варьировать ( пшено, лук, мясо),но всегда должна преобладать кукуруза.( 1эшры1, кукурузный суп)

- Толченый ячмень тщательно промыть. Суп варить на молоке или воде. Посолить по вкусу. Можно добавить кислое молоко или сметану.( хьэгулывэ, ячменный суп)

-Эти булочки долго не подвергаются порчи их удобно хранить. Тщательно растереть сахар с топленным маслом . Прибавить муки, чтобы получилось крутое тесто, выпекать  до румяной корочки. Мука используется как пшеничная, так и свежая пшенная. ( тхъурымбей)

- Не пчелиный мед, а сладок. Сок  варить до получения густой тягучей коричневой массы. Сок  спелого арбуза.( Хъарбыз фо, арбузный мед)

Задание 3 « Национальный костюм»

Ведущий: Это задание состоит из двух этапов.

1 Назовите элементы русских и адыгских национальных костюмов.

2 Нарисуйте современное стилизованное платье.

Задание 4 «Родной язык»

Ведущий: Язык- это очень важное явление для народа, в котором отражаются его национальные особенности. Это хранилище культуры и характера нации.

Вам предлагаются 2 текста на русском и кабардино-черкесском языках. Конкурс на технику чтения.

На подготовку дается 3 минуты. Чтение 1 минута. 

Текст для чтения

В дошкольном возрасте ребенок, не понимая суть, но улавливая характер, подачу и мнение взрослого, уже считает его «правильным». И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ведь очень важно, чтобы влияние окружения ребенка было направлено на воспитание чувства любви и уважения к своей культуре, к своему народу, к своей земле, к своим родителям, к своей Родине. Мы знаем, что именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад.

 «Патриотизм начинается с колыбели, — отмечал В. А. Сухомлинский. — Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца». Патриотизм — это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Патриот — человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотическое воспитание — это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Процесс патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. По мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм — соединение таких качеств личности, как духовно-нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Ушинский К. Д. писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Таким образом, из вышесказанного следует, что патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Патриотизм — это любовь к Родине — большой и малой, к родной природе, к своему народу, это готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Основными характеристиками патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах. Кроме того, для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее. Такое понимание патриотизма предъявляет к патриотическому воспитанию детей особые требования. Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Текст на кабардино-черкесском языке


Дэ дыкъэзыхъуреихь псори ди Хэку дахащэращ. Дэ Хэкум худиIэ лъагъуныгъэр дызэрыцIыкIу лъандэрэ къытхалъхьащ ди адэ-анэм, ди егъэджакIуэхэм.

Аддэ, зы зэман гуэрым Каспий тенджызымрэ Тенджыз ФIыцIэмрэ я зэхуаку дэлъ щIыналъэм зылI и быну, лъэпкъ пщыкIутIу зэхэт ди адыгэхэр щыпсэугъащ, лажьэрэ шхэжу, я щхьэхуитыныгъэр яхъумэжу. Адыгэхэр зэикI зауэ-банэкIэ зэралъэфэлIа мылъкукIэ, е нэгъуэщI лъэпкъ гъэру яубыдрэ игъэпщылIу абы и пщIэнтIэпскIэ псэуакъым. АтIэ ахэм гъавэ хасэт, Iэщ ягъэхъут, жыг, хадэхэм елэжьхэт, я гуащIэ къабзэ, хьэлэлкIэ псэужхэт. Ахэм я щхьэм пщIэ хуащIу, пагагъэр я бэу, лIыгъэрэ хахуагъэрэкIэ, пэжыгъэкIэ дуней псом цIэрыIуэ щыхъуахэу дунейм тетахэщ. Адыгэхэр тэтэр хъанми, урыс пащтыхьми лъэгуажьэмыщхьэу ягъэувыфакъым, куэдым я хэкур ирагъэбгынами.

        Ди адыгэ лъэпкъым зэхэтыкIэ дахэ яIэт. Дэтхэнэ цIыхуми и хэкум нэхъапэ иIэкъым, уеблэмэ и гъащIэм япэ ирегъэщ.

          Сэ къысщохъу и Хэкум зи псэр хуемыIэ щымыIэу. Дэ ди Хэкум ис лъэпкъ псори фIыуэ зэролъагъу икIи зэдэIэпыкъуу зэдопсэу. Ди Хэкум бий бзаджэхэр къыщытеуам цIыху псори, зым хуэдэу, къызэщIэтэджащ, я Хэкур яхъумэжыну, икIи кърагъэлащ ди щхьэхуитыныгъэр.

Сыт хуэдэ Iуэху яужь симытми, зэпымыууэ согупсыс, си къарум къызэрихькIэ си Хэкум къулыкъу зэрыхуэсщIэным. Хэкум къулыкъу хуащIэмэ, мамырыгъэм хуэлажьэу арщ. Мамырыгъэр ди дежкIэ гъащIэ насыпыфIэщ. Дэ дыхуейщ ди цIыхухэм я гъащIэ насыпыфIэр махуэ къэс нэхъри нэхъыфI, нэхъ тынш, нэхъ хъуэпсэгъуэ хъуну. Аращ къулыкъу зыщIэхэр псэемыблэжу щIыхущIэкъур къэралу щыIэр я нэхъ лъэщу щыт ди Хэкур нэхъри нэхъ лъэщыж зэрыхъуным. Къулыкъу зыщIэ куэдым я гъащIэр лIыхъужьыгъэ хэлъу Хэкум папщIэ ят. Хуей хъууэ щытмэ, сыхьэзырщ си Хэку лъапIэм папщIэ си псэр стыну.

Ди Хэкум дыхуэпэжу дунейм дытетын хуейщ.

Сэ сынасыпыфIэу зызолъытэж, сыту жыпIэмэ си Хэку лъапIэм сисыжщи. Зи Хэку имысыж цIыхур тхьэмыщкIэщ. И Хэкум зи псэр хуемыIэ щыIэкъым. Хэкум и джэ макъыр зылъэмыIэси дунейм теткъым. А псалъэхэр дэ хамэ къэралхэм ипхъыхьа ди лъэпкъэгъухэм я щапхъэкIэ жыдоIэф. Адэжьхэм я псэр зыщыхуарзэ хэкужьым къэмыкIуэным щIэмыхъуэпс хэхэсу псэу ди дэлъхухэм, шыпхъухэм зэрахэмытыр хьэкъщ. Адыгэхэр дэнэ хэку къыщымыхутами, зэрыадыгэу къэнэжын хуейщ. Дэнэ щIыпIэ щымыпсэухэми ди адыгэбзэр, ди хабзэр, нэмысыр яхъумэжын хуейщ. Сэ согугъэ, си лъэпкъ уардэ, зэгуэрым адыгэ псори зэрыгъуэтыжыну.

Хырехъуэ махуэ къэс ди мылъкум, ди Хэкум, цIыхухэм зраужь!

Задание 5 « Педагогическая ситуация»

Обыграть и прокомментировать ситуацию и найти выход.

  • В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист. Али в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Али, а кем бы ты хотел быть?».

                                Али: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».

  • Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали. В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Марина Борисовна(это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».
  • Накануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы. На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов. Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Марат цветы не принес!»

  • На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).Тимур, Дина и Дамир за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.

Ведущий:
Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.


- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?

Уважаемое жюри подводит итоги игры. В это время предлагаю вам полюбоваться красотами России и Кабардино-Балкарии. Внимание на экран.


И в заключении  нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ тема "Воспитать патриотов России"

Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно - патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе....

«ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ» Деловая игра с педагогами

Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры...

деловая игра для педагогов "Мы-патриоты"

Эта деловая игра была проведена в рамках педсовета по теме: "Воспитание патриотических чувств дошкольников". Цель игры: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах ...

Деловая игра для педагогов «Воспитать патриотов России…»

Воспитать патриотов России –это значит…Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;Формиров...

Деловая игра для педагогов "Растим патриотов России"

Деловая игра для педагогов «Воспитываем граждан России» предоставляет возможность совершенствовать работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, стимулирует потре...

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Как воспитать патриотов России"

Данный материал предназначен для воспитателей для обобщения знаний об истории нашей Родины....