Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
методическая разработка по обж (младшая группа)
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
Пояснительная записка.
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте. Дорога и улица манят ребёнка своей неизвестностью, многообразием впечатлений. А у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. У дошкольников наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Важно не просто обучать детей навыком безопасного поведения на дороге, но и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Обучая детей правилам дорожного движения, педагог может использовать все доступные формы и методы работы. От группы к группе материал усложняется. В основе предлагаемого перспективного плана лежит метод тематического планирования: все занятия объединены общей темой «Правила и безопасность дорожного движения».
Практическая значимость.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема. Предложены все доступные формы и методы работы. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность. Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Полученные знания закрепляются в играх, развлечениях, досугах.
Действенность, результативность.
Результативность освоения детьми предложенного материала определяется по приобретенным детьми вербальным знаниям, скорости и легкости усвоения и овладения ими необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе праздников, игровой деятельности по правилам дорожного движения, самостоятельности детей, которая проявляется в ситуациях, моделирующих дорожное движение (работа с макетом).
Цель данной программы:
- Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице.
- Активизировать работу детского сада по профилактике дорожного движения.
Задачи:
- Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города, в транспорте.
- Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения на улицах города, в транспорте.
- Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке на улицах города, в транспорте.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы.
Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста.
- Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения на улице.
- Содействовать повышению грамотности родителей в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- Укреплять и расширять рамки взаимодействия детского сада и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения.
- Совершенствовать материальную базу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:
- наблюдения;
- игры, викторины;
- прием разрешения проблемных ситуаций;
- провокационные ситуации;
- беседы
Технология предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:
- на специально организуемых занятиях (различных типов и видов);
- в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, словесных, театрализованных, творческих, подвижных);
- на прогулках (экскурсии к проезжей части, к светофору, пешеходному переходу);
- в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы, обучающие ситуации с игровой мотивацией);
- развлечения и досуги (викторины, конкурсы, КВНы, просмотр диафильмов и видеофильмов, оформление тематических альбомов, выставок).
Тематика мероприятий позволяет решить несколько педагогических задач:
- осуществлять познавательное развитие детей;
- дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;
- формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического;
- состояния окружающей среды.
Условия обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ:
- Создание развивающей образовательной среды: уголок ПДД во всех возрастных группах, в помещении и на участке ДОУ.
- Компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.
- Сотрудничество педагогов, родителей и службы ГИБДД.
- Система работы с детьми.
- Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, познавательной, проблемно-поисковой, художественно-продуктивной).
Содержание программы.
Данная программа представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственного воспитания с окружающим миром, в котором живет взрослый человек и ребенок.
Перспективный план работы по ПДД во второй младшей группе:
Сентябрь
Занятие: Тема: «Грузовая машина» Цель: знакомить детей с транспортным средством: грузовая машина; дать представление о её составных частях (кузов, кабина, колеса, окна, руль). Формировать представление о работе водителя. Развивать речь. Воспитывать уважение к труду водителя.
Наблюдения на прогулке за грузовой машиной.
Тема: Знакомство с улицей Цель: знакомить с понятиями «дорога», »улица»; уточнить знания о том, где едут машины, а где ходят люди.
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
Д /и «Где мы гуляем?» Цель: подводить детей к пониманию, что гулять можно только в определенных местах.
Октябрь
Тема: «Светофорик» Цель: дать представление о светофоре, учить понимать значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; развивать речь, интерес к ПДД; воспитывать внимание и культуру поведения детей на дорогах.
Беседа «Опасная дорога» Цель: напомнить, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе.
Д / и «Красный и зеленый». Цель: закрепить, что светофор имеет три сигнала.
Ноябрь
«Как транспорт людям помогает» Цель: познакомить детей со специализированным транспортом (пожарная, скорая, полиция и т. д.); формировать у детей представление о том, как машины помогают людям.
Консультация для родителей: «Безопасность детей на городских улицах»
Декабрь
Тема: «Труд водителя» Цель: знакомить детей с профессией водителя, показать её общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, пассажирском, легковом транспорте. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, уважение к взрослым.
Конструктивная игра «Автобус»
Игра – имитация «Я – шофер»
Январь
Беседа «Что такое транспорт» Цель: активизировать словарь «пешеход», «водитель», «пассажир»; закрепить виды транспорта (легковой, грузовой), воспитание безопасного поведения на дороге.
Д/и «Транспорт» Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи.
Наблюдение за дорогой, транспортом с участка детского сада. Цель: продолжаем говорить о безопасности на дороге в зимнее время года.
Февраль
«Три сигнала» Цель: продолжаем знакомить детей с назначением светофора; учить быть прилежным пешеходом; воспитывать желание соблюдать ПДД.
Д /и «Собери светофор». Цель: закреплять навыки организованного поведения на улице
Беседа «Для чего нужен светофор?» Цель: продолжаем говорить о назначении светофора и его трех цветах.
Консультации для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
Март
Беседа «Безопасность в общественном транспорте».
Беседа «Путешествие на транспорте» Цель: систематизировать знания детей о том, что путешествовать можно на самолете, поезде, автомобиле, пароходе. Формирование навыка безопасного поведения детей на дороге.
Апрель
«Наша улица» Цель: уточнить представления о тротуаре, улице, дороге, легковом, грузовом, пассажирском транспорте. Развивать у детей внимание, мышление, речь
Информационный листок для родителей: «Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!»
Май
Беседа «Правила езды на велосипеде» Познакомить детей с новым транспортным средством – велосипедом (велосипеды бывают разные: для взрослых и детей)
Диагностика знаний и умений детей правил дорожного движения. Выявление уровня знаний и умений детей о правилах дорожного движения:
- Виды транспорта
- Части машины
- Светофор
- Водитель – пассажир
- Как вести себя в транспорте
Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ДПС. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.
Подвижные игры по правилам дорожного движения
1. «Гараж» По углам площадки чертят 5-8 больших кругов - стоянки для машин - гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков - машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.
2. «Машины» Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.
3. «Грузовики» Вариант первый: Скажите ребенку, что он теперь – водитель грузовика, цель которого – привезти груз на место. Ребенок держит руль, а на спину ему помещается мешочек с любым грузом. Задача ребенка – довести груз до заданного места и не уронить его.
Вариант второй: Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки. Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.
4. «Автобус» Дидактическая задача: Закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Вариант первый: Дайте ребенку руль – он водитель автобуса. Разложите предметы в комнате в виде параллельных линий. Водитель должен объехать то справа, то слева, при этом не задеть предметы. Можно включить коротенькую музыку – кто не успел приехать к моменту окончания музыки, тот проиграл.
Вариант второй: «Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
5. «Трамваи» Дидактическая задача: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.
Вариант первый: Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке. Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание. Дидактическая задача: Закреплять знания о сигналах светофора, правилах поведения в общественном транспорте.
Вариант второй: Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны? Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка—жёлтый, красный, зелёный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок, движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый. Если желающих много, можно сделать остановку на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят, другие входят. Воспитатель поднимает зелёный флажок: «Поехали!».
6. «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики, мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно. Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.
7. «Поезд» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения через поездку в «поезде» по специально подготовленной площадке; развивать внимание и выдержку.
Описание игры: Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я буду паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу», «Поезд» едет в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок и поезд опять отправляется в путь.
Вариант первый: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнату. Первый стоящий в колонне — паровоз, остальные — вагоны. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей, ставит впереди более активного ребенка.
Вариант второй: Когда дети хорошо освоят игру, то есть движение друг за другом, можно ввести усложнение — после остановки поезда дети идут гулять: собирает грибы, ягоды, цветы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Можно использовать в игре пособия, например когда поезд пойдет по мосту (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки, или между двумя рейками, начерченными линиями, проложенными шнурами и т. д.).
8. "Воробушки и автомобиль" Дидактическая задача: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.
Описание игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках «воробушки». На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж) «Воробушки» вылетают из гнезда — говорит воспитатель: дети спрыгивают со скамеек, и начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах. Раздаётся гудок, и появляются «автомобили» (назначенные дети). «Воробушки» пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место). «Автомобили» возвращаются в гараж. Игра повторяется с другими «автомобилями». Детям, изображающих автомобили, можно предложить руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки, а «автомобили» соблюдали Правила дорожного движения (разметку дороги, знаки). В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами об пол.
9. «Цветные автомобили» Дидактическая задача: Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.
Описание игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».
10. «Птицы и автомобиль» Дидактическая задача: Познакомить с Правилами дорожного движения.
Описание игры: Дети-птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).
Воспитатель:
Прилетели птички, птички - невелички,
Все летали, все летали, (Дети бегают, плавно взмахивая руками).
Крыльями махали. Так они летали, крыльями махали,
На дорожку прилетали, (Присаживаются, постукивают пальцами по коленям). Зернышки клевали.
Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок трубит.
Тра-та-та, берегись, берегись,
Тра-та-та, берегись, посторонись!» (Дети-птички бегут от автомобиля.)
11. «Будь внимательным» Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
12. «Светофор» Несколько детей становятся в рядочек. У каждого в руках по мешочку, в котором лежат небольшие мячики трех цветов: красные, желтые и зеленые. Дети по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если ребенок достал красный или жёлтый шар, то он стоит на месте; зелёный — делает шаг вперед. Кто быстрее придёт к финишу, тот и выиграл.
13. «Огни светофора» На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен путь - переходи. В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на месте. Ошибившийся - выбывает из игры. Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.
14. «Пешеходный переход» Раздаём детям по полоске белой бумаги (картона). Ребенок должен выложить переходный переход. Он должен попрыгать по нему, наступая только на полоски, затем прыгать между полосками, через одну полоску.
15. «Переход» Закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
16. «Внимание, пешеход» Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора. Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
17. «Заяц»
Едет зайка на трамвае, едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет, кто я: заяц или нет?»
«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья - сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.
18. «Кого назвали – тот и ловит» Играющие, располагаются по кругу. В центре - регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах» | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по ПДД
«Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
Пояснительная записка.
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте. Дорога и улица манят ребёнка своей неизвестностью, многообразием впечатлений. А у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. У дошкольников наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Важно не просто обучать детей навыком безопасного поведения на дороге, но и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Обучая детей правилам дорожного движения, педагог может использовать все доступные формы и методы работы. От группы к группе материал усложняется. В основе предлагаемого перспективного плана лежит метод тематического планирования: все занятия объединены общей темой «Правила и безопасность дорожного движения».
Практическая значимость.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема. Предложены все доступные формы и методы работы. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность. Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Полученные знания закрепляются в играх, развлечениях, досугах.
Действенность, результативность.
Результативность освоения детьми предложенного материала определяется по приобретенным детьми вербальным знаниям, скорости и легкости усвоения и овладения ими необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе праздников, игровой деятельности по правилам дорожного движения, самостоятельности детей, которая проявляется в ситуациях, моделирующих дорожное движение (работа с макетом).
Цель данной программы:
- Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице.
- Активизировать работу детского сада по профилактике дорожного движения.
Задачи:
- Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города, в транспорте.
- Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения на улицах города, в транспорте.
- Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке на улицах города, в транспорте.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы.
Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста.
- Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения на улице.
- Содействовать повышению грамотности родителей в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- Укреплять и расширять рамки взаимодействия детского сада и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения.
- Совершенствовать материальную базу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:
- наблюдения;
- игры, викторины;
- прием разрешения проблемных ситуаций;
- провокационные ситуации;
- беседы
Технология предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:
- на специально организуемых занятиях (различных типов и видов);
- в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, словесных, театрализованных, творческих, подвижных);
- на прогулках (экскурсии к проезжей части, к светофору, пешеходному переходу);
- в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы, обучающие ситуации с игровой мотивацией);
- развлечения и досуги (викторины, конкурсы, КВНы, просмотр диафильмов и видеофильмов, оформление тематических альбомов, выставок).
Тематика мероприятий позволяет решить несколько педагогических задач:
- осуществлять познавательное развитие детей;
- дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;
- формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического;
- состояния окружающей среды.
Условия обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ:
- Создание развивающей образовательной среды: уголок ПДД во всех возрастных группах, в помещении и на участке ДОУ.
- Компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.
- Сотрудничество педагогов, родителей и службы ГИБДД.
- Система работы с детьми.
- Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, познавательной, проблемно-поисковой, художественно-продуктивной).
Содержание программы.
Данная программа представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственного воспитания с окружающим миром, в котором живет взрослый человек и ребенок.
Перспективный план работы по ПДД в средней группе:
Сентябрь
Занятие: Тема: «Грузовая машина» Цель: знакомить детей с транспортным средством: грузовая машина; дать представление о её составных частях (кузов, кабина, колеса, окна, руль). Формировать представление о работе водителя. Развивать речь. Воспитывать уважение к труду водителя.
Наблюдения на прогулке за грузовой машиной.
Тема: Знакомство с улицей Цель: знакомить с понятиями «дорога», »улица»; уточнить знания о том, где едут машины, а где ходят люди.
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
Д /и «Где мы гуляем?» Цель: подводить детей к пониманию, что гулять можно только в определенных местах.
Октябрь
Тема: «Светофорик» Цель: дать представление о светофоре, учить понимать значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; развивать речь, интерес к ПДД; воспитывать внимание и культуру поведения детей на дорогах.
Беседа «Опасная дорога» Цель: напомнить, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе.
Д / и «Красный и зеленый». Цель: закрепить, что светофор имеет три сигнала.
Ноябрь
«Как транспорт людям помогает» Цель: познакомить детей со специализированным транспортом (пожарная, скорая, полиция и т. д.); формировать у детей представление о том, как машины помогают людям.
Консультация для родителей: «Безопасность детей на городских улицах»
Декабрь
Тема: «Труд водителя» Цель: знакомить детей с профессией водителя, показать её общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, пассажирском, легковом транспорте. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, уважение к взрослым.
Конструктивная игра «Автобус»
Игра – имитация «Я – шофер»
Январь
Беседа «Что такое транспорт» Цель: активизировать словарь «пешеход», «водитель», «пассажир»; закрепить виды транспорта (легковой, грузовой), воспитание безопасного поведения на дороге.
Д/и «Транспорт» Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи.
Наблюдение за дорогой, транспортом с участка детского сада. Цель: продолжаем говорить о безопасности на дороге в зимнее время года.
Февраль
«Три сигнала» Цель: продолжаем знакомить детей с назначением светофора; учить быть прилежным пешеходом; воспитывать желание соблюдать ПДД.
Д /и «Собери светофор». Цель: закреплять навыки организованного поведения на улице
Беседа «Для чего нужен светофор?» Цель: продолжаем говорить о назначении светофора и его трех цветах.
Консультации для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
Март
Беседа «Безопасность в общественном транспорте».
Беседа «Путешествие на транспорте» Цель: систематизировать знания детей о том, что путешествовать можно на самолете, поезде, автомобиле, пароходе. Формирование навыка безопасного поведения детей на дороге.
Апрель
«Наша улица» Цель: уточнить представления о тротуаре, улице, дороге, легковом, грузовом, пассажирском транспорте. Развивать у детей внимание, мышление, речь
Информационный листок для родителей: «Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!»
Май
Беседа «Правила езды на велосипеде» Познакомить детей с новым транспортным средством – велосипедом (велосипеды бывают разные: для взрослых и детей)
Диагностика знаний и умений детей правил дорожного движения. Выявление уровня знаний и умений детей о правилах дорожного движения:
- Виды транспорта
- Части машины
- Светофор
- Водитель – пассажир
- Как вести себя в транспорте
Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ДПС. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.
Подвижные игры по правилам дорожного движения
1. «Гараж» По углам площадки чертят 5-8 больших кругов - стоянки для машин - гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков - машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.
2. «Машины» Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.
3. «Грузовики» Вариант первый: Скажите ребенку, что он теперь – водитель грузовика, цель которого – привезти груз на место. Ребенок держит руль, а на спину ему помещается мешочек с любым грузом. Задача ребенка – довести груз до заданного места и не уронить его.
Вариант второй: Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки. Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.
4. «Автобус» Дидактическая задача: Закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Вариант первый: Дайте ребенку руль – он водитель автобуса. Разложите предметы в комнате в виде параллельных линий. Водитель должен объехать то справа, то слева, при этом не задеть предметы. Можно включить коротенькую музыку – кто не успел приехать к моменту окончания музыки, тот проиграл.
Вариант второй: «Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
5. «Трамваи» Дидактическая задача: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.
Вариант первый: Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке. Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание. Дидактическая задача: Закреплять знания о сигналах светофора, правилах поведения в общественном транспорте.
Вариант второй: Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны? Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка—жёлтый, красный, зелёный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок, движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый. Если желающих много, можно сделать остановку на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят, другие входят. Воспитатель поднимает зелёный флажок: «Поехали!».
6. «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики, мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно. Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.
7. «Поезд» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения через поездку в «поезде» по специально подготовленной площадке; развивать внимание и выдержку.
Описание игры: Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я буду паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу», «Поезд» едет в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок и поезд опять отправляется в путь.
Вариант первый: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнату. Первый стоящий в колонне — паровоз, остальные — вагоны. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей, ставит впереди более активного ребенка.
Вариант второй: Когда дети хорошо освоят игру, то есть движение друг за другом, можно ввести усложнение — после остановки поезда дети идут гулять: собирает грибы, ягоды, цветы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Можно использовать в игре пособия, например когда поезд пойдет по мосту (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки, или между двумя рейками, начерченными линиями, проложенными шнурами и т. д.).
8. "Воробушки и автомобиль" Дидактическая задача: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.
Описание игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках «воробушки». На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж) «Воробушки» вылетают из гнезда — говорит воспитатель: дети спрыгивают со скамеек, и начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах. Раздаётся гудок, и появляются «автомобили» (назначенные дети). «Воробушки» пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место). «Автомобили» возвращаются в гараж. Игра повторяется с другими «автомобилями». Детям, изображающих автомобили, можно предложить руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки, а «автомобили» соблюдали Правила дорожного движения (разметку дороги, знаки). В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами об пол.
9. «Цветные автомобили» Дидактическая задача: Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.
Описание игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».
10. «Птицы и автомобиль» Дидактическая задача: Познакомить с Правилами дорожного движения.
Описание игры: Дети-птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).
Воспитатель:
Прилетели птички, птички - невелички,
Все летали, все летали, (Дети бегают, плавно взмахивая руками).
Крыльями махали. Так они летали, крыльями махали,
На дорожку прилетали, (Присаживаются, постукивают пальцами по коленям). Зернышки клевали.
Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок трубит.
Тра-та-та, берегись, берегись,
Тра-та-та, берегись, посторонись!» (Дети-птички бегут от автомобиля.)
11. «Будь внимательным» Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
12. «Светофор» Несколько детей становятся в рядочек. У каждого в руках по мешочку, в котором лежат небольшие мячики трех цветов: красные, желтые и зеленые. Дети по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если ребенок достал красный или жёлтый шар, то он стоит на месте; зелёный — делает шаг вперед. Кто быстрее придёт к финишу, тот и выиграл.
13. «Огни светофора» На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен путь - переходи. В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на месте. Ошибившийся - выбывает из игры. Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.
14. «Пешеходный переход» Раздаём детям по полоске белой бумаги (картона). Ребенок должен выложить переходный переход. Он должен попрыгать по нему, наступая только на полоски, затем прыгать между полосками, через одну полоску.
15. «Переход» Закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
16. «Внимание, пешеход» Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора. Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
17. «Заяц»
Едет зайка на трамвае, едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет, кто я: заяц или нет?»
«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья - сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.
18. «Кого назвали – тот и ловит» Играющие, располагаются по кругу. В центре - регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по правилам дорожного движения "Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах"
В детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. Важно не просто обучать детей навыкам безоп...
Видеомонтажное искусство в обучении дошкольников основам безопасного поведения на дорогах
В современных учебно-воспитательных учреждениях за последние годы значительно расширился арсенал средств обучения, применяемых педагогами в своей работе по формированию у детей правил безопасного пове...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.Дорога и улица манят ребёнка...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
Пояснительная записка. С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет ...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
quot;Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах"...
Методическая разработка по ПДД для педагогов ДО "Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах через подвижные игры"
Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах через подвижные игры....