статья
статья на тему
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Волошина Е.С. воспитатель 1 категории
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В современных психолого – педагогических исследованиях все чаще говорится о кризисе семьи и перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей; разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношения к воспитанию. В настоящее время современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни.
Определяя воспитательный потенциал семьи, исследователи определяют такие его важнейшие составляющие, как характер внутрисемейных отношений, семейное общение, культура семьи и семейные традиции. [3, С.425].
Благодаря усилиям ученых и педагогов практиков (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, Н.Г.Година) были разработаны содержание, формы и методы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников [1, С. 14].
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным традициям, сохранению семейных связей [5, С.35].
Семья нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ, которые накопили соответствующий педагогический опыт воспитания детей дошкольного возраста.
О.Л. Зверева и А.М. Ганичева, считают что дошкольный возраст сензитивный период для формирования интереса к своей семье.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их [6, С.25].
Современные педагоги и психологи, работают над методами и приемами, которые помогли бы сблизить детей с родителями, вызвать интерес ребенка к своей семье, к жизни ее членов [3, С, 78].
Формируя у ребенка дошкольника интерес к своей семье, взрослые параллельно побуждают его к познанию нового, неизвестного. Педагоги ДОУ постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности [4, С. 74].
Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др.
Опираясь на индивидуальные особенности каждой семьи, ее культуру, опыт, нравственные ценности, необходимо разъяснить родителям актуальность воспитания у ребенка интереса к истории и традициям своей семьи в условиях жизни современного общества [2, С. 113].
Прежде всего, педагогами ДОУ должны учитываться такие педагогические условия как:
- использование разнообразных форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи (проектная деятельность, метод «составления родословной», компьютерные технологии, устный журнал, дискуссионный клуб, участие родителей в играх с педагогическим содержанием, клубах по интересам и др.);
- организация мероприятий, направленных на педагогическое просвещение родителей в области семейных традиций (серии консультаций для родителей: «Родословная – традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и т.д.).
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. ДОУ оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Детей необходимо знакомить с семейными традициями как с явлением общественной жизни, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- относиться к ребёнку как к равному;
- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;
- знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, современному переживанию его радостей и горестей;
- установить хорошие, доверительные отношения с ребёнком.
Как показывает практика, знания, полученные в совместной деятельности детей со взрослыми, запоминаются на долго, побуждают детей к проявлению положительных эмоций. А проектная деятельность вызывает огромный интерес не только у детей, но и у родителей. Различные формы и методы совместной деятельности педагогов ДОУ и родителей положительно влияют на формирование представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
- Вахитова, З.Г. Фомирование педагогической компетентности родителей на основе взаимодействия ДОУ и семьи / Вахитова, З.Г.// Сборник научных статей по материалам II Всероссийского координационного семинара – совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного образования: 29 – 30 мая 2009г. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 240с.
- Гайсина, Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление
педагогической деятельности// Учитель Башкортостана. 2010 - № 6. – с.110-113
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. Гогобидзе, А.Г., Солнцевой, О.В. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.
- Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи// Воспитатель ДОУ, 2009. -№4. – С.74-83
- Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / Дешеулина, Р.П. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 112с.
- Семья и личность / Под ред. Профессора Сермяжко, Е.И. – Могилев: МГУ им А.А.Кулешова, 2003. – 101с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...