куколный театр
статья на тему

Филиппова Светлана Анатольевна

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.

(Слайд№1)

Выделяют пять средств развития творческих способностей детей, которые неразрывно связаны между собой. (Слайд№2)

1.Общение с детьми.

2.Литературные произведения и фольклор.

3.Предметно-развивающая среда.

4.Музыка и песни.

5.Театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность универсальна: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции

Театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развития эмоциональной сферы ребенка, средство развития у ребенка эмпатии, развития личности ребенка.

К концу второго года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что безусловно обогащает их значения и речевой опыт. В этом возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее к изобразительному действию («Как папа ….», «Как мама …») при этом, называя себя именами тех людей, животных, действия которых воспроизводит. Он уже не подражает, а изображает увиденное, услышанное.
Взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи как …? (дед бил яичко, мышка бежала, тянет –потянет и другое).                                            .
В педагогике широко использовалось и используется  включение ребенка раннего возраста в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослые с шутливо-угрожающими выражением лица, делают рожки из пальцев «Идет коза рогатая ….» или предлагает покататься на лошадке, усаживая на колени «По кочкам, по ухабам …»
Побуждая ребенка изобразить, как мишка косолапый ходит, киска мяукает, а зайка прыгает, взрослые подводят малыша к театрализованной деятельности с игрушками. Освоению предметно-орудийной деятельности и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение. В связи с этим следует отметить важный вклад театрализованной деятельности в актуализацию, двух важнейших потребностей ребенка.(Слайд№3)
1.Потребность в новых впечатлениях
2.Потребность в самоутверждении
                 Первая – проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия речи, мышление, воображение.
                Вторая – стимулирует собственную активность ребенка, выдумку, изменения окружающего, стремления заслужить поощрения взрослого.
                В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи. (Слайд№4)
            - пробуждать интерес к театральной игре путем первого опыта общения с персонажем ( кукла Катя показывает концерт),

            - расширять контакты со взрослыми(бабушка приглашает на деревенский двор);

             -побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками(живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, звучащее слово(в произведениях малых фольклорных форм);

              -способствовать в проявлении самостоятельности, активности в игре с персонажами - игрушками;

            -создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Все эти задачи решались как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми.
Я стараюсь обыгрывать, обговаривать любое свое действие и действия детей. Здесь я использую весь свой опыт, творчество. Приемы педагогики, знание художественной литературы.

Порой бывает не просто наладить эмоциональный контакт с детьми в период адаптации, а ребенку войти в новый,  не привычный для него - мир детского сада. Эту задачу я старалась облегчить, используя не просто потешку, для новичка – так я их называла, а обыграть ее любимой игрушкой:

- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
(отвечает  котик)
- Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
(и поглаживает малыша лапкой)
- Наш Антошка маленький,
- Чуть побольше валенка.
(показываю руками рост малыша)
- В лапоточки обуется, как пузырь надуется.
(раздуваем с малышами щечки и «лопаем» их).

Или скучную, но необходимую процедуру умывания превращаем в игру, дающую массу информаций. Ласково приговариваем с детками народную потешку: «Водичка, водичка! Умой деткам личико …» Или вспоминаем К.И. Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым, трубочистам стыд и срам …

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогал и в этом случае. Детям я рассказывала, как готовилась к встрече с детьми обычная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зеркало, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть намного вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали. Действующими лицами в таких мини - спектаклях были любые бытовые предметы, игрушки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживали и разговаривали с детьми от своего имени, рассказывали о себе, об окружающем детей мире; читали стихи, потешки, пели песни, танцевали.

Огромное наслаждение доставляет детям театральное содействие вместе со взрослыми. Это многократно исполняемая «Сорока», которая кашу варила и деток кормила. Я произносила слова, а дети водили пальчик по ладошке, загибали пальчики, а в финале полетели и на головку сели, песенки запели.

В своей работе я также побуждала детей изображать руками, голосом, мимикой, показывать, как плачет дед и бабка, когда мышка разбивает яичко курочки Рябы. Как они били и не могли разбить яичко, как испекла бабка колобок, а он укатился и повстречал героев сказки, а другие дед и баба репку тянут – потянут, а вытянуть не могут.

В своей работе я использую разные формы кукольного театра:

1.Настольный:

-театр резиновых игрушек, (Слайд№5)

-театр кружек, (Слайд№6)

-театр пирамидок, (Слайд№7)

-театр конусов (Слайд№8)

 -театр – книжка (Слайд№9)

 -театр ложек. (Слайд№10)

Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.

2. Театр рукавичек: (Слайд№11)

Надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер.

3. Театр картинок (фланелеграф) : (Слайд№12)

Фланелеграф  предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися действующими, они получать еще большее удовольствие

4. Пальчиковый театр. (Слайд№13)

Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр. Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Вот такие прекрасные создания есть у нас в группе. Русская народная сказка "Репка"

Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.

Знакомство с театром пальчиковых кукол начинается с формирования умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаются элементарным действиям с куклами.

Большое чудо оживает в крошечных детских ручках: пальчик - персонаж начинает шевелиться, танцевать, подпрыгивать, создается ощущение того, что он – живой актер.

Так незаметно для себя малыши становятся более раскрепощенными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру прекрасного. И главное, они раскрывают свое «Я» благодаря ему, главному психотерапевту – его величеству Театру. (Слайд№14)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14

«Белочка»

"Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей раннего дошкольного возраста"

Воспитатель:I квалификационной категории

Филиппова Светлана Анатольевна

Моршанск 2015г.

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.

(Слайд№1)

Выделяют пять средств развития творческих способностей детей, которые неразрывно связаны между собой. (Слайд№2)

1.Общение с детьми.

2.Литературные произведения и фольклор.

3.Предметно-развивающая среда.

4.Музыка и песни.

5.Театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность универсальна: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции

Театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развития эмоциональной сферы ребенка, средство развития у ребенка эмпатии, развития личности ребенка.

К концу второго года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что безусловно обогащает их значения и речевой опыт. В этом возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее к изобразительному действию («Как папа ….», «Как мама …») при этом, называя себя именами тех людей, животных, действия которых воспроизводит. Он уже не подражает, а изображает увиденное, услышанное.
Взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи как …? (дед бил яичко, мышка бежала, тянет –потянет и другое).                                            .
В педагогике широко использовалось и используется  включение ребенка раннего возраста в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослые с шутливо-угрожающими выражением лица, делают рожки из пальцев «Идет коза рогатая ….» или предлагает покататься на лошадке, усаживая на колени «По кочкам, по ухабам …»
Побуждая ребенка изобразить, как мишка косолапый ходит, киска мяукает, а зайка прыгает, взрослые подводят малыша к театрализованной деятельности с игрушками. Освоению предметно-орудийной деятельности и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение. В связи с этим следует отметить важный вклад театрализованной деятельности в актуализацию, двух важнейших потребностей ребенка.
(Слайд№3)
1.Потребность в новых впечатлениях
2.Потребность в самоутверждении
                Первая – проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия речи, мышление, воображение.
               Вторая – стимулирует собственную активность ребенка, выдумку, изменения окружающего, стремления заслужить поощрения взрослого.
               В своей работе я ставлю перед собой следующие
задачи. (Слайд№4)
           - пробуждать интерес к театральной игре путем первого опыта общения с персонажем ( кукла Катя показывает концерт),

            - расширять контакты со взрослыми(бабушка приглашает на деревенский двор);

             -побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками(живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, звучащее слово(в произведениях малых фольклорных форм);

              -способствовать в проявлении самостоятельности, активности в игре с персонажами - игрушками;

            -создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Все эти задачи решались как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми.
Я стараюсь обыгрывать, обговаривать любое свое действие и действия детей. Здесь я использую весь свой опыт, творчество. Приемы педагогики, знание художественной литературы.

Порой бывает не просто наладить эмоциональный контакт с детьми в период адаптации, а ребенку войти в новый,  не привычный для него - мир детского сада. Эту задачу я старалась облегчить, используя не просто потешку, для новичка – так я их называла, а обыграть ее любимой игрушкой:

- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
(отвечает  котик)
- Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
(и поглаживает малыша лапкой)
- Наш Антошка маленький,
- Чуть побольше валенка.
(показываю руками рост малыша)
- В лапоточки обуется, как пузырь надуется.
(раздуваем с малышами щечки и «лопаем» их).

Или скучную, но необходимую процедуру умывания превращаем в игру, дающую массу информаций. Ласково приговариваем с детками народную потешку: «Водичка, водичка! Умой деткам личико …» Или вспоминаем К.И. Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым, трубочистам стыд и срам …

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогал и в этом случае. Детям я рассказывала, как готовилась к встрече с детьми обычная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зеркало, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть намного вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали. Действующими лицами в таких мини - спектаклях были любые бытовые предметы, игрушки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживали и разговаривали с детьми от своего имени, рассказывали о себе, об окружающем детей мире; читали стихи, потешки, пели песни, танцевали.

Огромное наслаждение доставляет детям театральное содействие вместе со взрослыми. Это многократно исполняемая «Сорока», которая кашу варила и деток кормила. Я произносила слова, а дети водили пальчик по ладошке, загибали пальчики, а в финале полетели и на головку сели, песенки запели.

В своей работе я также побуждала детей изображать руками, голосом, мимикой, показывать, как плачет дед и бабка, когда мышка разбивает яичко курочки Рябы. Как они били и не могли разбить яичко, как испекла бабка колобок, а он укатился и повстречал героев сказки, а другие дед и баба репку тянут – потянут, а вытянуть не могут.

В своей работе я использую разные формы кукольного театра:

1.Настольный:

-театр резиновых игрушек, (Слайд№5)

-театр кружек, (Слайд№6)

-театр пирамидок, (Слайд№7)

-театр конусов (Слайд№8)

 -театр – книжка (Слайд№9)

 -театр ложек. (Слайд№10)

Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.

2. Театр рукавичек: (Слайд№11)

Надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер.

3. Театр картинок (фланелеграф) : (Слайд№12)

Фланелеграф  предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися действующими, они получать еще большее удовольствие

4. Пальчиковый театр. (Слайд№13)

Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр. Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Вот такие прекрасные создания есть у нас в группе. Русская народная сказка "Репка"

Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.

Знакомство с театром пальчиковых кукол начинается с формирования умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаются элементарным действиям с куклами.

Большое чудо оживает в крошечных детских ручках: пальчик - персонаж начинает шевелиться, танцевать, подпрыгивать, создается ощущение того, что он – живой актер.

Так незаметно для себя малыши становятся более раскрепощенными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру прекрасного. И главное, они раскрывают свое «Я» благодаря ему, главному психотерапевту – его величеству Театру. (Слайд№14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...

Авторский сценарий развлечения ко дню театра "Ах театр, театр" для детей 5-7 лет

http://www.1urok.ru/categories/25Сценарий развлечения предназначен для дошкольников 5-7 лет. Песни исполняются в сопровождении минусовых фонограмм....