Роль педагога в создании психологического климата в детском коллективе
статья по теме
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе смело можно назвать одним из самых важных компонентов работы воспитателя в детском санаторном учреждении. Воспитатель санатория много времени проводит с детьми в системе «педагог - ребенок - отряд», что обусловлено спецификой педагогической работы. Есть, конечно, определенные трудности. Дети приезжают в санаторий на 21 день. За короткий период времени необходимо создать временный коллектив. В экипаже должен быть комфортный для отдыха, развития и продуктивной работы психологический климат. Формируя временный коллектив, воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, педагог не должен забывать и об индивидуальном развитии каждого ребенка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребенка. Временный коллектив в условиях санаторногоучреждения играет в жизни ребенка важную роль: в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении и игровом взаимодействии, принадлежности к группе себе подобных; в коллективе он находит признание успехов и достижений. В то же время, находясь в коллективе, дети хотят сохранять индивидуальность, отличаться от других, быть достойными уважения за свои собственные заслуги.Важнейшим свойством коллектива является социально-психологический климат, который определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли, от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой. При этом, психологический климат является социально-психологическим условием, влияющим на успех всей деятельности экипажа.Ориентация педагога на эмоциональный комфорт воспитанников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагога. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлением. Следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль педагога в создании психологического климата в детском коллективе
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность детского коллектива. Ведь в сплочённом коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в экипаже. Благоприятный психологический климат позволяет ребенку, полноценно развиваться в атмосфере, где каждый ребенок чувствует поддержку воспитателя и других детей – именно тогда личность ребенка может развиваться наиболее естественным и правильным путем. Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, так как в первую очередь ребенок стремиться почувствовать себя в безопасности, и вынужден «оборачиваться ежиком», выпуская иголки агрессии и отчужденности от коллектива и воспитательного процесса. Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищенность, интерес, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то ребенок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к педагогу и другим детям, может быть пессимистичным и ленивым.
Создание благоприятного психологического климата в экипаже смело можно назвать одним из самых важных компонентов педагогической работы, потому что психологически здоровые, эрудированные, творческие, уверенные в себе люди представляют особую ценность для нашего общества. Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.
Социально-психологический климат, по мнению Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалёва, А.Н. Лутошкина и др., представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами. В работах С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и др. создание благоприятного («мажорного», пользуясь термином А.С. Макаренко) социально-психологического климата в детском и подростковом коллективе рассматривается как сложный и многосторонний процесс. Психологический климат можно охарактеризовать как специфический социально-психологический феномен, представляющий собой динамическое поле отношений, в которых осуществляется совместная групповая деятельность, предопределяются коллективное самочувствие индивида и мера представленности его индивидуально-личностного «Я» в пространстве конкретных внутригрупповых и межгрупповых отношений.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:
- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
- знаниями в области процессов общения, происходящих в экипаже целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Исходя из наблюдений за детьми экипажа, из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования воспитателем психологического климата:
- использование элементов игры в воспитательном процессе;
- формирование корпоративной культуры экипажа (тематические праздники, день здоровья, день именинника, пешеходные экскурсии и т.п.)
-формирование общих традиций;
-создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;
-стремление к эмоциональному включению в жизнь экипажа каждого ребенка;
-привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь экипажа;
- создание общего коллективного проекта, участие в общесанаторских делах, акциях;
-наличие активной позиции педагога по отношению к детскому коллективу;
Также, к условиям, определяющим эффективность влияния воспитателя на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:
- личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
-профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость);
-ориентация педагога на эмоциональный комфорт детей, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Существует не менее важная сторона жизнедеятельности экипажа, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение педагога правильно строить свои взаимоотношения с детьми. Для этого:
- необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам;
- нужно уметь выслушать ребёнка, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумений, хранить «секреты», доверительные беседы требуют осторожности, деликатности;
- относиться уважительно к мнению других людей, не исключать возможности того, что вы можете ошибаться, стараться убеждать, не спешить использовать административные права;
- стараться говорить о ребенке добрые слова, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Помнить, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего экипажа;
- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям, критиковать наедине, выслушивать смягчающие обстоятельства, говорить конкретно о случае плохого поведения. Относиться к провинившемуся справедливо, уважая его человеческое достоинство. Стараться быть сдержанным, не переходить на крик и злость, не угрожать, применять строгие меры. Ребёнок должен понимать, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
Воспитатель санатория много времени проводит с детьми в системе «педагог - ребенок - экипаж», что обусловлено спецификой педагогической работы. Есть, конечно, определенные трудности. Дети приезжают в санаторий на 21день. Экипаж состоит из детей в возрасте от 12 до 17 лет. За короткий период времени необходимо создать временный коллектив. В экипаже должен быть комфортный для отдыха, развития и продуктивной работы психологический климат. Каждый экипаж настолько уникален, что только интуитивным путем, опираясь на свой педагогический опыт, на основы психологии, и на общие закономерности и составляющие психологического климата можно наладить взаимоотношения с детским коллективом. Чем выше авторитет педагога, тем больше детский коллектив поддается управлению.
Игры и упражнения, направленные на формирование благоприятного климата в коллективе.
1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности (разобщенности) экипажа. На доске (на ватмане) делается рисунок горы и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный экипаж, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это мальчики и девочки твоего экипажа... (от 1 до 10), подумайте и ответьте».
2. Игра-проект «Символика моего экипажа» - Какие государственные символы России вы знаете? Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию! Давайте придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - экипажа. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза экипажа. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению экипажа.
3.Игра «Атомы – молекулы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по три, по пять и т.д.).
4. Игра «Гусеница». Экипаж становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за плечи. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку.
5. Игра «Браво!».
Цель: сплочение коллектива
Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в экипаже создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.
Инструкция. Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.
(Поставьте стул в центр игровой и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)
Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?
В первый раз помогите экипажу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребенку, они будут хлопать еще сильнее.
Анализ упражнения
- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
- Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?
- Тебе понравилось хлопать в ладоши?
- Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
- Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
Как добиться успеха?
6. Игра «Хвасталки».
Цель: преодоление застенчивости.
Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.
Инструкция. Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Воспитанник, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».
Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.
Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.
Анализ упражнения
Понравилась ли тебе эта игра?
Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?
7. Игра «Друг к дружке!».
Цель: взаимодействие детей друг с другом.
Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.
Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
-Правая рука к правой руке!
-Нос к носу!
-Спина к спине!
Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:
-Друг к дружке! - Бедро к бедру!
- Пятка к пятке! -Ухо к уху!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Анализ упражнения
- Понравилась ли тебе игра?
-Легко ли тебе было действовать столь быстро?
Коллектив играет в жизни ребенка важную роль: в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении и игровом взаимодействии, принадлежности к группе себе подобных; в коллективе он находит признание успехов и достижений. В то же время, находясь в коллективе, дети хотят сохранять индивидуальность, отличаться от других, быть достойными уважения за свои собственные заслуги.
Важнейшим свойством коллектива является социально-психологический климат, который определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли, от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой. При этом, психологический климат является социально-психологическим условием, влияющим на успех всей деятельности экипажа.
Ориентация педагога на эмоциональный комфорт воспитанников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагога. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлением. Следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Заведующая педагогической частью
ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина»
С.А.Кривицкая
Литература для педагогов:
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 376 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник/ А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
3.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бобалев. - СПб.: ЛГУ, 2008. - 250 с.
4.Бодалев А.А. Психология общения: учеб. пособие /А.А. Бодалев. - М.: ЮНИТИ, 2006. -450 с.
5.Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев. - М.: 2000. - 207 с.
Предварительный просмотр:
Роль педагога в создании психологического климата в детском коллективе
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность детского коллектива. Ведь в сплочённом коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в экипаже. Благоприятный психологический климат позволяет ребенку, полноценно развиваться в атмосфере, где каждый ребенок чувствует поддержку воспитателя и других детей – именно тогда личность ребенка может развиваться наиболее естественным и правильным путем. Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, так как в первую очередь ребенок стремиться почувствовать себя в безопасности, и вынужден «оборачиваться ежиком», выпуская иголки агрессии и отчужденности от коллектива и воспитательного процесса. Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищенность, интерес, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то ребенок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к педагогу и другим детям, может быть пессимистичным и ленивым.
Создание благоприятного психологического климата в экипаже смело можно назвать одним из самых важных компонентов педагогической работы, потому что психологически здоровые, эрудированные, творческие, уверенные в себе люди представляют особую ценность для нашего общества. Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.
Социально-психологический климат, по мнению Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалёва, А.Н. Лутошкина и др., представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами. В работах С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и др. создание благоприятного («мажорного», пользуясь термином А.С. Макаренко) социально-психологического климата в детском и подростковом коллективе рассматривается как сложный и многосторонний процесс. Психологический климат можно охарактеризовать как специфический социально-психологический феномен, представляющий собой динамическое поле отношений, в которых осуществляется совместная групповая деятельность, предопределяются коллективное самочувствие индивида и мера представленности его индивидуально-личностного «Я» в пространстве конкретных внутригрупповых и межгрупповых отношений.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:
- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
- знаниями в области процессов общения, происходящих в экипаже целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Исходя из наблюдений за детьми экипажа, из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования воспитателем психологического климата:
- использование элементов игры в воспитательном процессе;
- формирование корпоративной культуры экипажа (тематические праздники, день здоровья, день именинника, пешеходные экскурсии и т.п.)
-формирование общих традиций;
-создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;
-стремление к эмоциональному включению в жизнь экипажа каждого ребенка;
-привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь экипажа;
- создание общего коллективного проекта, участие в общесанаторских делах, акциях;
-наличие активной позиции педагога по отношению к детскому коллективу;
Также, к условиям, определяющим эффективность влияния воспитателя на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:
- личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
-профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость);
-ориентация педагога на эмоциональный комфорт детей, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Существует не менее важная сторона жизнедеятельности экипажа, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение педагога правильно строить свои взаимоотношения с детьми. Для этого:
- необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам;
- нужно уметь выслушать ребёнка, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумений, хранить «секреты», доверительные беседы требуют осторожности, деликатности;
- относиться уважительно к мнению других людей, не исключать возможности того, что вы можете ошибаться, стараться убеждать, не спешить использовать административные права;
- стараться говорить о ребенке добрые слова, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Помнить, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего экипажа;
- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям, критиковать наедине, выслушивать смягчающие обстоятельства, говорить конкретно о случае плохого поведения. Относиться к провинившемуся справедливо, уважая его человеческое достоинство. Стараться быть сдержанным, не переходить на крик и злость, не угрожать, применять строгие меры. Ребёнок должен понимать, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
Воспитатель санатория много времени проводит с детьми в системе «педагог - ребенок - экипаж», что обусловлено спецификой педагогической работы. Есть, конечно, определенные трудности. Дети приезжают в санаторий на 21день. Экипаж состоит из детей в возрасте от 12 до 17 лет. За короткий период времени необходимо создать временный коллектив. В экипаже должен быть комфортный для отдыха, развития и продуктивной работы психологический климат. Каждый экипаж настолько уникален, что только интуитивным путем, опираясь на свой педагогический опыт, на основы психологии, и на общие закономерности и составляющие психологического климата можно наладить взаимоотношения с детским коллективом. Чем выше авторитет педагога, тем больше детский коллектив поддается управлению.
Игры и упражнения, направленные на формирование благоприятного климата в коллективе.
1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности (разобщенности) экипажа. На доске (на ватмане) делается рисунок горы и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный экипаж, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это мальчики и девочки твоего экипажа... (от 1 до 10), подумайте и ответьте».
2. Игра-проект «Символика моего экипажа» - Какие государственные символы России вы знаете? Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию! Давайте придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - экипажа. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза экипажа. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению экипажа.
3.Игра «Атомы – молекулы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по три, по пять и т.д.).
4. Игра «Гусеница». Экипаж становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за плечи. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку.
5. Игра «Браво!».
Цель: сплочение коллектива
Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в экипаже создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.
Инструкция. Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.
(Поставьте стул в центр игровой и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)
Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?
В первый раз помогите экипажу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребенку, они будут хлопать еще сильнее.
Анализ упражнения
- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
- Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?
- Тебе понравилось хлопать в ладоши?
- Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
- Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
Как добиться успеха?
6. Игра «Хвасталки».
Цель: преодоление застенчивости.
Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.
Инструкция. Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Воспитанник, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».
Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.
Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.
Анализ упражнения
Понравилась ли тебе эта игра?
Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?
7. Игра «Друг к дружке!».
Цель: взаимодействие детей друг с другом.
Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.
Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
-Правая рука к правой руке!
-Нос к носу!
-Спина к спине!
Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:
-Друг к дружке! - Бедро к бедру!
- Пятка к пятке! -Ухо к уху!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Анализ упражнения
- Понравилась ли тебе игра?
-Легко ли тебе было действовать столь быстро?
Коллектив играет в жизни ребенка важную роль: в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении и игровом взаимодействии, принадлежности к группе себе подобных; в коллективе он находит признание успехов и достижений. В то же время, находясь в коллективе, дети хотят сохранять индивидуальность, отличаться от других, быть достойными уважения за свои собственные заслуги.
Важнейшим свойством коллектива является социально-психологический климат, который определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли, от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой. При этом, психологический климат является социально-психологическим условием, влияющим на успех всей деятельности экипажа.
Ориентация педагога на эмоциональный комфорт воспитанников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагога. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлением. Следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Заведующая педагогической частью
ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина»
С.А.Кривицкая
Литература для педагогов:
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 376 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник/ А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
3.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бобалев. - СПб.: ЛГУ, 2008. - 250 с.
4.Бодалев А.А. Психология общения: учеб. пособие /А.А. Бодалев. - М.: ЮНИТИ, 2006. -450 с.
5.Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев. - М.: 2000. - 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.
Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из факторов развития творческого потенциала педагого...
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
Роль воспитателя в создании благоприятной атмосферы в детском коллективе
Успешное развитие личности ребёнка - дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет ро...
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...
Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...
Тренинг для педагогов: «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе»
Цели:-предоставить возможность участникам открыться, показать свои чувства и мысли;- развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга;- развитие сплочённости ...