Рабочая программа кружка «ОЧ.Умелые ручки»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Ларионенкова Людмила Александровна

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_och_umelye_ruchki.docx57.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад № «Огонёк»

Протокол №__1__

От «_30.08.2013_г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 4 «Огонёк»

____С,Д Титова

Приказ №_27__

От «14.08.2013г.

Рабочая программа кружка  «ОЧ.Умелые ручки»

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 4 «Огонек»

Руководитель: Ларионенкова Л.А., 1 кв. категория.

Расписание работы: четверг: 15.30-15.55..

Рабочая программа кружка « ОЧ.Умелые ручки»

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 4» «Огонек»

для детей 3-5 лет

Содержание

I. Целевой раздел ………………………………………………………………….……….

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………

1.1. Цели и задачи

I.I Содержательный раздел…………………………………………………………………

2.1.Учебно-тематический план……………………………………………………………

2.2 Перспективное планирование на 2013-2015…………………………………………..

III.Организационный раздел………………………………………………………………

3.1.Организация кружковой деятельности…………………………………………………

3.2.Используемый материал при работе …………………………………………………

3.3.Список литературы………………………………………………………………………

I. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.

Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Цель:  развитие творческих способностей ребенка, используя нетрадиционные техники

Задачи:

  1. Создать условия для побуждения и реализации творческой личности;
  2. Обучать детей способам деятельности, формировать умения и навыки в изобразительной и декоративных видах творчества;
  3. Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;
  4. Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребенка);
  5. Воспитывать самостоятельность, активность и творческое применение ранее усвоенных способов изображения.

Показатели результативности:

  1. Технические навыки творческой деятельности;
  2. Создание образа;
  3. Композиционные навыки
  4. Оригинальность работ

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны уметь:

- Использовать нетрадиционный материал в рисовании (подручный, природный), находить новые способы в творчестве.

- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;

уметь работать с пластическим материалом.

В течение года:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

- Тематические выставки в ДОУ.

Список детей:

  1. Козлова Алена
  2. Товмасян Давид
  3. Галузина Эвелина
  4. Задорожная Саша
  5. Комлев Егор
  6. Подобедова Катя
  7. Силуков Стас
  8. Дагаева Милана
  9. Сафонова Вероника
  10. Смирнов Саша
  11. Кротов Коля
  12. Жулов Влад

2 младшая группа.

Задачи:

Обучающие:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

Развивающие:

4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

Воспитательные: формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

Работа с родителями: в направлении социально-личностного развитияпривлечь родителей для участия в кружке, родственников.

Материал: бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, гипс, гипсовые формы.

Участники: дети, педагоги, родители детей.

Критерии и оценки: творческий подход к идее организации кружка и его названии «Умелые ручки» с привлечением социума.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13.Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Барельеф.

16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

17Кляксография.

II Содержательный раздел

2.1. Учебный план

Перспективный план работы кружка  «Умелые ручки»

октябрь

I«Листопад»

Цель:  формировать умение наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев

II «Овощи»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф из гипса

III«Дорожка из камешков»

Цель: развивать умение закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки  на основе из пластилина

Мозаика на пластилиновой основе

IV«Красивый браслет»

Цель: продолжать  учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

Ноябрь «Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать   на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

II«Черепашка»Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

III«Ёжик»Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

Моделирование из семечек и картофеля

IV«Угощение»Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

декабрь

I«Снеговик»Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

II«Снегурочка»Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

III«Фонарик»Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

Аппликация на основе цилиндра

IV«Гирлянда»Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Конструирование из полосок бумаги

январьI

«Подсолнух»Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

II«Стручки гороха»Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Мозаика на пластилиновой основе

III«Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

IV«Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек

февраль

I«Цыплёнок»Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги

II«Рыбка»Цель: продолжать учить расскрашивать гипсовые магнитики. Дополнять необходимыми деталями.

Барельеф из гипса

III«Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

IV«Гусеница»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

март

I«Мимоза»Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Аппликация из комочков бумаги

II«Овечка»Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

III«Собачка»Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

IV«Котёнок с клубком»Цель: продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

апрель

I«Верба»Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

II«Ромашка»Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

III«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

IV«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

май

I«Гусеница»Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Печатание на пластилиновой основе

II«Неваляшка»Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Печатание на пластилиновой основе

III«Красивое платье»Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

IV«Чудесное окошко»Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции.

Аппликация из ткани



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

кружка «Умелые ручки» в средней группе
на 2014-2015 учебный год 



Сентябрь
Вводное занятие Дать детям представление о ручном труде, расширить знания об этом древнем виде искусства, рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели. В работе использовать фотографии, изделия прикладного искусства и применение в быту.

 «Подсолнух» (аппликация из крупы)

 Формирование у детей навыка делать аппликацию из крупы.

 "Красивый букет" (печатание растений) Ознакомление с нетрадиционной техникой рисование (нанесение на листья и отпечатывание) . Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность.

 «Клубничка» из гороха Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала. Е. Румянова «Аппликация», д/в № 8 2008 г. с. 35.

 Коллективная работа и индивидуальные работы "Танцующий моты лек" (пластилин на проволочном каркасе) Ознакомление с техникой сквозного рельефа. 

Октябрь
"Радужный петух" (аппликация из ниток). (2 занятия) Вовлечь детей в увлекательную игру- труд. Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно, доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий . Развитие навыка у детей делать аппликацию из шерстяных ниток

 "Наш аквариум" (рисование манкой) (2 занятия) Ознакомление детей с новой нетрадиционной техники рисования (с помощью манки). Заинтересовать работать коллективно, соблюдать дружеские отношения, положительно относиться к работам товарищей.

 Коллективная «Яблоневый сад» (горох) (2 занятия) Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы. Коллективная 
Ноябрь
«Дерево из бисера» В работе с бисером соблюдать аккуратность. Учить предварительно, планировать ход работы над изделием. Е.Румянова, с. 93

Коллективная «Осень–краса» «Жар-птица» (стразы) В работе с блестками соблюдать аккуратность. Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты). Учить правильно оценивать качество готовых изделий.

 «Рыбка» из пуговиц Учить умению подбирать нужного размера пуговицы, располагать их на «рыбке». Воспитывать аккуратность.

 «Ежик» (горох) Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать ножницами, кистью, клеем, закреплять умения работать с бросовым материалом (горохом). 
Декабрь
"Зимний пейзаж" (акварель и соль) Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель и соль”. 
«Елка в лесу» (из манной крупы) Учимся работать с манной крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики. «Елочные шарики» (объемная игрушка из ниток) (2 занятия) Ознакомление с техникой изготовления объемной игрушки из ниток и клея. Развивать эстетический вкус, желание создать красивый шарик. 
Январь
«Дерево» из кружев Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить дело до логического конца Е.Румянова, с. 115

 «Снеговик» из ваты Работаем с ватой. Прививать аккуратность и желание сделать очень красивую поделку.

Коллаж «Зима» Создать картину, используя уже готовые поделки детей. 
Февраль
«Красивое украшение для мамы» (стразы, бусины, природный материал) Вызвать желание сделать приятный подарок для мамы. Воспитывать эстетический вкус. Вызвать желание , последовательность, трудолюбие.

"Сердечки" (соленое тесто) Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти. 
"Парусник" (техника обрывной аппликации) Закрепление нетрадиционного метода рисования – обрывание бумаги. 
Март
"Цветочная поляна" (тестопластика) Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста.

 «Овечки из ваты» Увлечь детей созданием картины. Учить планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия). Е. Румянова, с. 103

 «Закладка для книг» (из бумаги) Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей). Развивать чувство цвета. Е. Румянова, с. 123 «Полосатый кот» (путем обрыва бумаги) Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва. Е.Румянова, с. 44 
Апрель
«Птичка» (из мозаики) Разрывать бумагу на квадратики и наклеивать их на силуэт птички, добиваясь создания образа птички. Е.Румянова, с. 46

 Покорение космоса» (аппликация из крупы) Совершенствование навыка аппликации из крупы.

 «Русские березы» (путем обрыва бумаги) Создать картину–пейзаж путем обрыва бумаги. Коллективная

 «Листок с божьей коровкой» (тестопластика) (2 занятия) Развитие у детей навыка лепки из теста. Развитие навыка аккуратно пользоваться красками. 

Май
"Праздничный салют" (рисования тычком жёсткой полусухой кистью) Развитие воображения и интерес к художественному творчеству, познакомить с новой техникой рисования.

 "Лебедь" оригами (2 занятия) Ознакомление с новым способом оригами — создание различных предметов из треугольных модулей. Коллективная работа 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ

МАТЕРИАЛА И ИНСТРУМЕНТАМИ:
 Работай за своим рабочим местом.

 Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

  Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

  Нельзя брать в рот мелкие детали.

  При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

  При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

  Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

 Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

  При работе не держи ножницы концами вверх.

  При вырезании детали поворачивай бумагу.

  Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

 Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  Береги инструменты, экономь материалы.

 Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.; 2. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Яро- славль, 1999 г.; 3. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.; 4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.) 5. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.; 6. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.; 7. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с. 8. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просве- щение”, 1990 г.; 9. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кри- сталл”, Санкт - Петербург, 1999 г.; 10. Е. Румянцева. «Аппликация «Простые поделки»


ПЕРСПЕКТИВНЫЙПЛАНРАБОТЫкружка
« 
Умелыеручки»

на 2015-2016 учебный год

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В.А.Сухомлинский) 

Работа с родителями
1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с планом работы;

2. Приглашение родителей на открытое занятие, на выставки детских работ;


Структура занятий:
1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности;

 2. Пальчиковая гимнастика;

3. Рассматривание образцов, обсуждение;

 4. Выстраивание плана действий («Что сначала, что потом.»);

 5. Выбор материала;

6. Самостоятельная работа детей;

7. Анализ готовой работы;

8. Физкультурная минутка или игра с поделкой. 
Подготовка предметно–развивающей среды:
 Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;

  Краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки;

  Природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.

 Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр. 
Учебно-методическое обеспечение. 
 Магнитофон,  фотоаппарат,

 диски с записями классической и русской народной музыки,  

атрибуты для игр,  диски с познавательной информацией,

 фотоальбомы,  книги,

 наборы открыток,

коллекции. 

Актуальность
Продуктивная деятельность детей позволяет развивать моторику, координацию, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления наглядно-образному — и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» — это первая формула «психологии победителя». Уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И, как правило, достигает успеха. Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек. 

1.2.Цели программы: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов

Задачи:

  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
  • Развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев.
  • Прививать точность и аккуратность в выполнении работ.
  • учить самостоятельному изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги и картона, ткани;
  • учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;
  • закреплять умение работать по схеме;
  • развивать сенсорное восприятие;
  • развивать речевую активность;
  • развивать тонкую моторику рук;
  • укреплять мышцы пальцев и кистей;
  • способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
  • воспитывать желание достигать поставленные цели.

1.3.Мониторинг освоения результатов

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.



Диагностика по ручному труду

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей(резать, клеить, рвать, измерять, , вырезать, )

Мелкая моторика

природный

пластилин

бумага

нитки

тесто

бросовый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформирован - hello_html_m1d92813b.jpg

Не сформирован - hello_html_m6a7d760a.jpg

II Содержательный раздел

2.1. Учебный план

2.2. Перспективный план по ручному труду в подготовительной группе

Месяц

Название

Программное содержание

Сентябрь

1.« Цветочная клумба» - коллективная аппликация

Цель: Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной работы. Упражнять в наклеивании деталей. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений с природе.

2 Поделки из природного материала «Весёлый зоопарк»

Цель: продолжать учить выполнять поделки из различного материала; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.

3.Аппликация из геометрических фигур-кругов «Рыбки в аквариуме»

Цель: Учить чётко выполняя инструкции воспитателя., составлять композицию, делить круги пополам, по секторам, наклеивая их на основу

4. «Гусеница в груше»

Цель: учить сгибать полоску бумаги гармошкой, дополнять композицию другими элементами, вырезать контур предметов, закругляя углы

Октябрь

1."КОВЕР" - аппликация

Цель: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию

2. « Белый лебедь»-

уметь в правильном порядке наклеить фигурные детали

3.Открытка « Грибок»

Цель : продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой

4.Изготовление светофора

Цель: с помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно.

Ноябрь

.

.

1."РАМКА ДЛЯ КАРТИН" – солёное тесто

Цель: учить детей работать с солёным тестом, делая рамку для картин. Развивать умение выполнять работу аккуратно.

2.Искусство оригами «Собака и котёнок»-

продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями

3. « Волшебный коврик»

Цель: продолжать учить делать колбаски и цветочки из солёного теста воспитывать аккуратность, усидчивость

4.Медальоны из солёного теста

Цель: продолжать работать с солёным тестом, делать поделки по образцу и используя свою фантазию, следить за процессом сушки изделий.

Декабрь

1."Рукавички»

Продолжать украшать изделие дополнительными деталями.

2. Новогодние украшения для ёлки

Цель: продолжать расширять кругозор детей, подручный материал для поделок, поощрять самостоятельность, творческий подход, следить за эстетичностью поделок

3. Новогодняя маска

Цель: продолжать учить детей самостоятельно вырезать по шаблону, украшать, развивать фантазию, творчество, воспитывать аккуратность

4.Снежики для ёлочки

Цель: продолжать совершенствовать технику вырезания снежинок из квадратного листа бумаги.

Январь

,

1..Аппликация «Аквариум

Цель: учить детей делать аппликации , аккуратно наклеивая их на прочную основу, не выходя за границы, развивать аккуратность

2. «Дом из картона»

Цель: Работать с картоном, надрезать его, дополняя деталями.

3.»Кактусята

Цель: познакомить с тычкованием, дать возможность самостоятельно изготовить поделку, развивать усидчивость, терпение

Февраль

1.Подарок для пап

Цель: формировать умение работать по схемам и образцу, дополнять деталями, воспитывать аккуратность

»

2.Обрывная аппликация «Зимушка-зима »

Цель: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.

3. « Закладка для тетради»

Цель: Совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции воспитателя, проявлять творчество, фантазию в украшении закладки

4. «Дерево»

Цель: сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким

Март

1.Цветы для мамы из креповой бумаги

Цель: закреплять приёмы работы с креповой бумагой, проявлять творчество, фантазию.

2.»Подкова»из солёного теста

Цель: продолжать учить делать поделки из солёного теста.

3.Мозаика из бумаги-техника раздвижения

Цель: учить детей вырезать образ-силуэт, делить его на части, не только по длине, но и по ширине, приклеивая их на расстоянии, аккуратно пользуясь ножницами и клеем

4. « Лягушонок – карандашница»

Цель: продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию

Апрель

.

.

1.Пасхальная открытка «Цыплёнок»

цель: продолжат знакомить с праздником пасхи, воспитывать желание дарить друг другу небольшие подарки, сделанные своими руками, используя простые материалы.

2.»Вертушки»

Цель: продолжать учить сворачивать бумагу в рулон, закреплять его с помощью клея на основе..

3. «Сверкающее солнышко»-поделки из макарон

Цель: развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками

4. Аппликация из салфеток « Цыплёнок»

Продолжать учить работать с разными материалами

Май

.

1. Божьи коровки

Цель: Упражнять в самостоятельном изготовлении божьей коровки,

закреплять умение действовать самостоятельно, развивать внимание.

2. «Игольница для мамы»

Цель: учить детей работать с тканью.

3.Аппликации и поделка из бумаги «Смешная гусеница»

Цель: продолжать учить делать необычные фигуры из цветной бумаги, вырезать пять разноцветных кружков и один овал, дополнять элементами, включая свою фантазию

4. "Бумажная страна" – итоговое.

Цель: побуждать детей создать поделку из бумаги по типу оригами самую любимую с изготовлением которой они познакомились в течение года. Воспитывать желание оказывать друг другу помощь. Правильно ориентироваться на листе бумаги по схеме. Дополнять поделку мелкими деталями.

III. Организационный раздел

3.1. Организация занятий

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в режиме дня. Продолжительность занятия 25 минут. Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-6 лет. В год 33 занятия

3.2. Оборудование, материалы.

  • Краски – гуашь, акварель; тушь.
  • Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
  • Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;
  • Свеча, мелки восковые.
  • Палочки или старые стержни для торцевания.
  • Матерчатые салфетки;
  • ТСО: мультимедийная система,
  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.
  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеющаяся пленка разных цветов.
  • Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  • Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.

.

3.3. Список литературы.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
  2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Оч. умелые ручки"

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности (аппликация). Программа расчитана на два года - старшая и подготовительная группа...

Рабочая программа кружковой работы "Умелые ручки"

Программа кружка, включающая занятия по различным видам аппликации, ручному труду, конструированию, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у до...

Программа кружка "Оч. умелые ручки"

Программа по дополнительному образованию  кружка "Оч.умелые ручки" для детей 5-7 лет...