Педагогический проект «Внедрение современных оздоровительных технологий и новых методов работы по формированию ЗОЖ у дошкольников».
проект на тему

Губайдуллина Чулпан Рамиловна

Проблема здоровья дошкольников осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx80.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад №28 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

ПЕДАГОГИЧЕКСИЙ  ПРОЕКТ

«Внедрение современных оздоровительных технологий и новых методов работы по формированию ЗОЖ у дошкольников»

(познавательно – практический; коллективный; для детей старшей группы; краткосрочный)

Автор проекта:

воспитатель Губайдуллина Ч.Р.

 2017 г.

г.Нефтекамск

Введение.

Основания для инициации проекта.

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р).

Проблема:

Кариес зубов остается одним из самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России. Дети в возрасте 1 года имеют кариес зубов в 12,2% случаев, в возрасте 3 лет – 57,7%, 6 лет - 85,4%.

Проблема здоровья дошкольников осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Все понимают, что полноценное развитие человека невозможно без хорошего здоровья.

Именно в детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребёнка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, так как все органы в системе еще не сформированы.

Кроме того, по данным социологического исследования, проведенного в детском саду с родителями, нам стало известно, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская помощь.

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

За последний период значительно уменьшилось количество детей с первой группой здоровья. Дети раннего возраста, придя в детский сад, уже имеют нарушения здоровья. В основном это - нарушение осанки и не сформированность базовых качеств физического развития, без которых невозможен ЗОЖ.

Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта. Учить детей ухаживать за полотью рта никогда не поздно. Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы и десны в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем. Зачастую чистка зубов, использование зубной нити и посещение врача - стоматолога занятия нерегулярные.

В связи с такой ситуацией, появилась потребность в дополнительной здоровье сберегающей технологии, как одной из форм оздоровления детского организма и профилактики заболеваний полости рта, правильный уход за зубами; активное введение пропагандистской работы среди родителей по формированию гигиенической культуры детей дошкольного возраста.

Это и натолкнуло на разработку проекта «Здоровые зубки – для нас не шутки».

Данный проект в первую очередь  направлен на выполнение правил здоровьесбережения и ответственного отношения к собственному здоровью, целенаправленного и своевременного формирования привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта.

Начали разработку проекта с использования методики «трех вопросов»:

Что мы знаем?

надо ухаживать за полостью рта

Что мы хотим узнать?

 правила гигиены полости рта

С помощью чего мы узнаем?

экспериментирование, исследование, НОД, игра.

Цель проекта: сформировать у детей основы ЗОЖ и ответственное отношение  к собственному здоровью.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов.

  1. Научить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
  2. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.
  3.  Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета.
  4.  Расширить педагогическую грамотность родителей.

Гипотеза: мы предполагаем, что своевременная и правильная гигиена полости рта приводит к снижению заболевания кариесом и помогает сохранить зубы здоровыми.

Тип проекта: познавательно–практический, краткосрочный.

Статус проекта: законченный.

Методы и способы проекта:  анализ и поиск информации, наблюдение, анкетирование, экспериментирование, беседа, чтение книг, рассматривание иллюстраций, просмотр  мультфильмов, тематическая  экскурсия в стоматологический кабинет, дидактические игры, занятия.

Продукт проекта:

Для детей:

- результаты диагностики (наблюдения, беседы);

- дидактический материал: «Что полезно для зубов», «Запрещается – разрешается», «Какие у нас зубы», «Что есть во рту», «Собери картинку»;

-  книжки - малышки своими руками;

- творческая деятельность: лэпбук «Зубы».

Для родителей:

1. Информационный материал:

- памятка для родителей: «Пять правил здоровых зубов»;

-  папка - передвижка для родителей: «Здоровье детей зависит от вас»;

2. Анкета для родителей.

Для педагогов:

1. Разработка:

- перспективного плана;

- тематического плана;

- картотека загадок, пословиц, поговорок по теме;

- конспекты НОД, мероприятий.

2. Презентация проекта.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Срок исполнения проекта:  с 1 февраля по 29 февраля 2016г.

Этапы проекта.

Этапы

Содержание

Сроки

Организационный

1. Разработка перспективного плана.

2. Подготовка цикла тематических мероприятий.

01.02 -

04.02.2016

Планирование деятельности

1. Проведение цикла тематических мероприятий.

2. Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательной активности.

3.Подготовка фотовыставки: «Здоровые зубки – красивая улыбка».

05.02 –

26.02.2016

Заключительный

Презентация проекта

29.02.2016

Реализация проекта

  1. Организационный:

  •  выбор темы;

  •  изучение и анализ методической литературы;

  •  подбор иллюстраций по теме;
  •  экскурсия в стоматологический кабинет;
  •  обследование детей.

Карта обследования детей

50%  -  высокий уровень

33%  -  средний уровень

17%  -  низкий уровень

 По результатам проведенного обследования сделали вывод:

  • не все дети чистят зубы два раз в день;
  • не все дети посещают стоматолога 2 раза в год;
  •  не все дети знают правильность направления чистки зубов.

Результат анкетирования родителей:

  50% - чистят зубы не регулярно

  43% - чистят зубы регулярно, но 1 раз в день

  7% - вообще не чистят зубы или очень редко

По результатам  обследования  была намечена работа по двум направлениям:

1. работа с детьми.

2. работа с родителями.

II. Планирование деятельности:

  •  изготовление пособий;
  •  разработка тематик бесед;
  •  продумывание практической экспериментальной деятельности;
  •  обращение к специалистам;
  •  создание развивающей среды.

III. Основной этап.

Образовательные области

Деятельность педагога

Познавательное развитие

Формировать познавательный интерес к зубам, воспитывать желание активно изучать окружающий мир, формировать у детей активность, любознательность, стремлению к экспериментированию и исследованию.

НОД: «Наши зубы».

НОД: «Уроки Мойдодыра».

Целевая экскурсия: «В медицинский кабинет к врачу - стоматологу».

Социально – коммуникативное развитие

Развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей,

Чтение художественной литературы:

Загадки о зубах.

Разучивание стихов:

Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин за полезными продуктами»

Дидактические игры и упражнения:

«Запрещается – разрешается».

 «Что полезно для зубов».

 «Что есть во рту».

«Какие у нас зубы».

Игры по развитию речи:

«Сосчитай до 5», «Скажи много», «Образуй новое слово», «Многозначные слова», «Когда так говорят», «Подбери признак».

Детское экспериментирование:

Демонстрация опыта с яичной скорлупой.

Проведение опыта с воздушным шаром.

Практическая деятельность:

Как правильно чистить зубы (использование муляжа).

Формировать у детей навык правильной чистки зубов и ухода за ними, дать детям сведения, необходимый для укрепления здоровья, заложить необходимые основы гигиенических навыков и привычек.

Речевое развитие

Беседа на тему: «Зубы».

Беседа на тему: «Для чего нужно чистить зубы».

Беседа на тему: «Питание и здоровые зубы».

Беседа на тему: «Профессия врач-стоматолог» (Презентация).

Беседа на тему: «Моя зубная щетка».

Составление описательного рассказа по теме:«Моя зубная щетка».

Проблемная ситуация: «Что делать, если зуб заболел? ».

Художественно – эстетическое развитие

Коллективный коллаж: «Корзина  продуктов», «Улыбка».

Художественное творчество:

  • рисование: «Веселый зубик, грустный зубик», «Зубная Фея», «Наши зубы»;
  • пластилинография «Здоровые зубы»;
  • лепка «Зубные щетки»;
  • аппликация «Зубные принадлежности»;
  • составление пазлов «Зубная щетка» и «зубная паста».

Физическое развитие

Закладывать в дошкольном возрасте фундамент здоровья ребенка, стимулировать его интенсивный рост и развитие, формировать основные движения, осанка, привить необходимые навыки и привычки, приобретать базовые и физические качества, вырабатывать привычки ЗОЖ.

Работа с родителями:

  1. Привлечение родителей к оформлению уголка зубных принадлежностей.
  2. Анкетирование «Зуб, неболейка!».
  3. Консультации на темы:

- «Как научить ребенка ухаживать за зубами»;

 -«Как правильно выбрать зубную щетку и зубную пасту»;

- «Советы для сохранения зубов».

  1. Индивидуальные консультации и беседы.
  2. Памятки:

- «Здоровое питание дошкольников»;

- «Здоровые зубы – красивая улыбка»;

  1. Папки-передвижки:

- «Как сохранить у ребенка здоровые зубы?»;

- «Все о зубах».

  1. Детская газета для родителей «Если зубы хороши, то и смейся от души!».
  2. Наблюдения родителей в домашних условиях: «Уровень принятия ребенком правил ухода за ротовой полостью» (дневник наблюдений).
  3. Родительское собрание совместно с детьми: «Если зубы хороши, то и смейся от души!» (презентация проекта).
  4. Вручение дипломов «Семейное обязательство по сохранению здоровых зубов».

IV. Заключительный.

  1. Открытое занятие: «Путешествие к Королеве Зубной щетке».
  2. Фотовыставка для родителей «Здоровые зубки – красивая улыбка".
  3. Презентация проекта.

Рефлексия.

Проект оказался познавательным  для всех его участников. Все поставленные цели и задачи достигнуты. Гипотеза подтвердилась.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;
  • наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать врача - стоматолога;
  • формировать у детей устойчивую привычку чистить зубы и ухаживать за полостью рта.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:

Негативные последствия

Способы коррекции

Слабый интерес к проекту у родителей. 

Проведение пропагандистской работы среди родителей по формированию гигиенической культуры детей дошкольного возраста.

Наличие хронических заболеваний у детей

Проблемы с зубами влияют на множество других процессов – пищеварение, вероятность развития ревматических инфекций, и даже риск проблем с сердцем. В организме размножается стафилококк и другие опасные виды микроорганизмов, становящихся причиной кариеса.

Заключение.

В завершении проекта была проведена заключительная диагностика, по которой можно наблюдать положительную динамику овладения детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта.

Результат обследования детей

66%  -  высокий уровень

34%  -  средний уровень

Результаты анкетирования родителей отражены в диаграмме.

  17% - чистят зубы не регулярно

  83% - чистят зубы регулярно

 Полученный результат реализации проекта:

Для детей:

1.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2.Сформированность навыков гигиенической культуры.

3. Улучшение соматических показателей здоровья детей.

4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможности его обеспечения.

Для родителей:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  2. Педагогическая, психологическая помощь.
  3. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

  1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
  2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов по формированию ЗОЖ .
  3. Личный профессиональный рост.
  4. Самореализация.
  5. Моральное удовлетворение.

Вывод.

  У детей появились определенные знания о правилах гигиены полости рта, о строении и функции зубов, о причинах заболевания зубов. У детей появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых, ежедневно следить за своими зубами.

   Главное нужно помнить - какой бы путь к своему здоровью мы бы не выбрали, главным ключом к нему все равно остается регулярная и тщательная гигиена полости рта и правильный уход за зубами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

Новые формы работы по формированию связной речи дошкольников.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценн...

Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...

Метод проектов - как современная образовательная технология в работе с дошкольниками

Современному дошкольному образовательному учреждению в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы а...

Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Цель проекта: Повышение качества дошкольного образования путем внедрения инновационных педагогических технологий.Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимос...

Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».

Педагогический проект«Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....