Педагогический проект «Внедрение современных оздоровительных технологий и новых методов работы по формированию ЗОЖ у дошкольников».
проект на тему
Проблема здоровья дошкольников осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 80.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №28 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
ПЕДАГОГИЧЕКСИЙ ПРОЕКТ
«Внедрение современных оздоровительных технологий и новых методов работы по формированию ЗОЖ у дошкольников»
(познавательно – практический; коллективный; для детей старшей группы; краткосрочный)
Автор проекта:
воспитатель Губайдуллина Ч.Р.
2017 г.
г.Нефтекамск
Введение.
Основания для инициации проекта.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р).
Проблема:
Кариес зубов остается одним из самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России. Дети в возрасте 1 года имеют кариес зубов в 12,2% случаев, в возрасте 3 лет – 57,7%, 6 лет - 85,4%.
Проблема здоровья дошкольников осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Все понимают, что полноценное развитие человека невозможно без хорошего здоровья.
Именно в детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребёнка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, так как все органы в системе еще не сформированы.
Кроме того, по данным социологического исследования, проведенного в детском саду с родителями, нам стало известно, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская помощь.
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
За последний период значительно уменьшилось количество детей с первой группой здоровья. Дети раннего возраста, придя в детский сад, уже имеют нарушения здоровья. В основном это - нарушение осанки и не сформированность базовых качеств физического развития, без которых невозможен ЗОЖ.
Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта. Учить детей ухаживать за полотью рта никогда не поздно. Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы и десны в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем. Зачастую чистка зубов, использование зубной нити и посещение врача - стоматолога занятия нерегулярные.
В связи с такой ситуацией, появилась потребность в дополнительной здоровье сберегающей технологии, как одной из форм оздоровления детского организма и профилактики заболеваний полости рта, правильный уход за зубами; активное введение пропагандистской работы среди родителей по формированию гигиенической культуры детей дошкольного возраста.
Это и натолкнуло на разработку проекта «Здоровые зубки – для нас не шутки».
Данный проект в первую очередь направлен на выполнение правил здоровьесбережения и ответственного отношения к собственному здоровью, целенаправленного и своевременного формирования привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта.
Начали разработку проекта с использования методики «трех вопросов»:
Что мы знаем? | надо ухаживать за полостью рта |
Что мы хотим узнать? | правила гигиены полости рта |
С помощью чего мы узнаем? | экспериментирование, исследование, НОД, игра. |
Цель проекта: сформировать у детей основы ЗОЖ и ответственное отношение к собственному здоровью.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов.
- Научить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
- Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.
- Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета.
- Расширить педагогическую грамотность родителей.
Гипотеза: мы предполагаем, что своевременная и правильная гигиена полости рта приводит к снижению заболевания кариесом и помогает сохранить зубы здоровыми.
Тип проекта: познавательно–практический, краткосрочный.
Статус проекта: законченный.
Методы и способы проекта: анализ и поиск информации, наблюдение, анкетирование, экспериментирование, беседа, чтение книг, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, тематическая экскурсия в стоматологический кабинет, дидактические игры, занятия.
Продукт проекта:
Для детей:
- результаты диагностики (наблюдения, беседы);
- дидактический материал: «Что полезно для зубов», «Запрещается – разрешается», «Какие у нас зубы», «Что есть во рту», «Собери картинку»;
- книжки - малышки своими руками;
- творческая деятельность: лэпбук «Зубы».
Для родителей:
1. Информационный материал:
- памятка для родителей: «Пять правил здоровых зубов»;
- папка - передвижка для родителей: «Здоровье детей зависит от вас»;
2. Анкета для родителей.
Для педагогов:
1. Разработка:
- перспективного плана;
- тематического плана;
- картотека загадок, пословиц, поговорок по теме;
- конспекты НОД, мероприятий.
2. Презентация проекта.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Срок исполнения проекта: с 1 февраля по 29 февраля 2016г.
Этапы проекта.
Этапы | Содержание | Сроки |
Организационный | 1. Разработка перспективного плана. 2. Подготовка цикла тематических мероприятий. | 01.02 - 04.02.2016 |
Планирование деятельности | 1. Проведение цикла тематических мероприятий. 2. Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательной активности. 3.Подготовка фотовыставки: «Здоровые зубки – красивая улыбка». | 05.02 – 26.02.2016 |
Заключительный | Презентация проекта | 29.02.2016 |
Реализация проекта
Организационный:
выбор темы;
изучение и анализ методической литературы;
- подбор иллюстраций по теме;
- экскурсия в стоматологический кабинет;
- обследование детей.
Карта обследования детей
50% - высокий уровень
33% - средний уровень
17% - низкий уровень
По результатам проведенного обследования сделали вывод:
- не все дети чистят зубы два раз в день;
- не все дети посещают стоматолога 2 раза в год;
- не все дети знают правильность направления чистки зубов.
Результат анкетирования родителей:
50% - чистят зубы не регулярно
43% - чистят зубы регулярно, но 1 раз в день
7% - вообще не чистят зубы или очень редко
По результатам обследования была намечена работа по двум направлениям:
1. работа с детьми.
2. работа с родителями.
II. Планирование деятельности:
- изготовление пособий;
- разработка тематик бесед;
- продумывание практической экспериментальной деятельности;
- обращение к специалистам;
- создание развивающей среды.
III. Основной этап.
Образовательные области | Деятельность педагога |
Познавательное развитие | Формировать познавательный интерес к зубам, воспитывать желание активно изучать окружающий мир, формировать у детей активность, любознательность, стремлению к экспериментированию и исследованию. НОД: «Наши зубы». НОД: «Уроки Мойдодыра». Целевая экскурсия: «В медицинский кабинет к врачу - стоматологу». |
Социально – коммуникативное развитие | Развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей, Чтение художественной литературы: Загадки о зубах. Разучивание стихов: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин за полезными продуктами» Дидактические игры и упражнения: «Запрещается – разрешается». «Что полезно для зубов». «Что есть во рту». «Какие у нас зубы». Игры по развитию речи: «Сосчитай до 5», «Скажи много», «Образуй новое слово», «Многозначные слова», «Когда так говорят», «Подбери признак». Детское экспериментирование: Демонстрация опыта с яичной скорлупой. Проведение опыта с воздушным шаром. Практическая деятельность: Как правильно чистить зубы (использование муляжа). Формировать у детей навык правильной чистки зубов и ухода за ними, дать детям сведения, необходимый для укрепления здоровья, заложить необходимые основы гигиенических навыков и привычек. |
Речевое развитие | Беседа на тему: «Зубы». Беседа на тему: «Для чего нужно чистить зубы». Беседа на тему: «Питание и здоровые зубы». Беседа на тему: «Профессия врач-стоматолог» (Презентация). Беседа на тему: «Моя зубная щетка». Составление описательного рассказа по теме:«Моя зубная щетка». Проблемная ситуация: «Что делать, если зуб заболел? ». |
Художественно – эстетическое развитие | Коллективный коллаж: «Корзина продуктов», «Улыбка». Художественное творчество:
|
Физическое развитие | Закладывать в дошкольном возрасте фундамент здоровья ребенка, стимулировать его интенсивный рост и развитие, формировать основные движения, осанка, привить необходимые навыки и привычки, приобретать базовые и физические качества, вырабатывать привычки ЗОЖ. |
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к оформлению уголка зубных принадлежностей.
- Анкетирование «Зуб, неболейка!».
- Консультации на темы:
- «Как научить ребенка ухаживать за зубами»;
-«Как правильно выбрать зубную щетку и зубную пасту»;
- «Советы для сохранения зубов».
- Индивидуальные консультации и беседы.
- Памятки:
- «Здоровое питание дошкольников»;
- «Здоровые зубы – красивая улыбка»;
- Папки-передвижки:
- «Как сохранить у ребенка здоровые зубы?»;
- «Все о зубах».
- Детская газета для родителей «Если зубы хороши, то и смейся от души!».
- Наблюдения родителей в домашних условиях: «Уровень принятия ребенком правил ухода за ротовой полостью» (дневник наблюдений).
- Родительское собрание совместно с детьми: «Если зубы хороши, то и смейся от души!» (презентация проекта).
- Вручение дипломов «Семейное обязательство по сохранению здоровых зубов».
IV. Заключительный.
- Открытое занятие: «Путешествие к Королеве Зубной щетке».
- Фотовыставка для родителей «Здоровые зубки – красивая улыбка".
- Презентация проекта.
Рефлексия.
Проект оказался познавательным для всех его участников. Все поставленные цели и задачи достигнуты. Гипотеза подтвердилась.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;
- наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать врача - стоматолога;
- формировать у детей устойчивую привычку чистить зубы и ухаживать за полостью рта.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:
Негативные последствия | Способы коррекции |
Слабый интерес к проекту у родителей. | Проведение пропагандистской работы среди родителей по формированию гигиенической культуры детей дошкольного возраста. |
Наличие хронических заболеваний у детей | Проблемы с зубами влияют на множество других процессов – пищеварение, вероятность развития ревматических инфекций, и даже риск проблем с сердцем. В организме размножается стафилококк и другие опасные виды микроорганизмов, становящихся причиной кариеса. |
Заключение.
В завершении проекта была проведена заключительная диагностика, по которой можно наблюдать положительную динамику овладения детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта.
Результат обследования детей
66% - высокий уровень
34% - средний уровень
Результаты анкетирования родителей отражены в диаграмме.
17% - чистят зубы не регулярно
83% - чистят зубы регулярно
Полученный результат реализации проекта:
Для детей:
1.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2.Сформированность навыков гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья детей.
4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможности его обеспечения.
Для родителей:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Педагогическая, психологическая помощь.
- Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
- Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов по формированию ЗОЖ .
- Личный профессиональный рост.
- Самореализация.
- Моральное удовлетворение.
Вывод.
У детей появились определенные знания о правилах гигиены полости рта, о строении и функции зубов, о причинах заболевания зубов. У детей появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых, ежедневно следить за своими зубами.
Главное нужно помнить - какой бы путь к своему здоровью мы бы не выбрали, главным ключом к нему все равно остается регулярная и тщательная гигиена полости рта и правильный уход за зубами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...
Новые формы работы по формированию связной речи дошкольников.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценн...
Педагогический проект «Роль современных образовательных технологий в формировании экологической культуры старших дошкольников в условиях ФГОС»
Проект предназначен для работы с детьми старшей и подготовительной группы ДОУ...
Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников
В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...
Метод проектов - как современная образовательная технология в работе с дошкольниками
Современному дошкольному образовательному учреждению в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы а...
Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Цель проекта: Повышение качества дошкольного образования путем внедрения инновационных педагогических технологий.Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимос...
Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
Педагогический проект«Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....