родительский клуб "Дошколенок"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
На сегодняшний день в магазинах продается огромное количество книг и тетрадей для подготовки ребенка к школе, детские сады одного города работают по разным программам, поэтому закономерно, что у родителей возникает много вопросов: что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, как его правильно подготовить к школе. Несмотря на то, что способы подготовки ребенка к школе в каждой семье свои, все же родители хотят получить квалифицированную консультацию, а также обменяться опытом о том, как справиться с различного рода возникающими проблемами.
Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо. Таким образом, эта проблема потребовала от детского сада разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doshkolenok.docx | 190.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Родительский клуб
«Дошколенок»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» открылся в 2010 году на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, договором с учредителем и уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга».
В детский сад принимаются дети с 2 до 7 лет и к началу учебного года в Учреждении комплектуется 12 групп.
Для качественного осуществления образовательной деятельности и социализации ребенка в современном обществе в детском саду имеется: музыкальный и физкультурный залы; кабинет информатики для проведения занятий с использованием ноутбуков; кабинет по изодеятельности, где ребенок развивает свой природный и творческий потенциал; бассейн, зимний сад, прогулочные веранды, площадка ПДД, 2 спортивные площадки, оснащенные спортивным оборудованием, а также огород, цветники, газоны, тропа здоровья, уголок леса.
Для проведения коррекционной работы с детьми работают учителя- логопеды, учителя – дефектологи, педагог – психолог, социальный педагог. Также данные специалисты проводят индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов.
Развивающая среда Учреждения создана с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Игрушки и игровое оборудование в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет возможность использовать его в своих играх. Удовлетворяется двигательная активность каждого ребенка. В группах имеются многофункциональные атрибуты по всем видам игр и театрализованной деятельности.
Учреждение обеспечено аудио, видео средствами, музыкальной, видеоаппаратурой, компьютерами.
Детский сад укомплектован педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием. Педагогическую деятельность осуществляют 38 педагогов, из которых 25 воспитателей, 4 учителя- логопеда, 1 учитель- дефектолог, 1 социальный педагог, 1 педагог- психолог, 2 педагога дополнительного образования, 2 инструктора по физическому воспитанию, 2 музыкальных руководителя.
63% преподавательского состава имеют высшее педагогическое образование;
37% - среднее специальное педагогическое образование;
12 педагогов- 34% имеют квалификационные категории.
Анализ социального и образовательного статуса родителей воспитанников показал следующие результаты:
- Полная семья -88%
- Неполная семья - 12%
Из них:
- Многодетная - 30 семей
- Опекаемая - 3 семьи
Образование родителей:
- Высшее образование имеют - 47%
- Среднее специальное образование имеют - 34%
- Среднее образование – 19%
Возраст родителей:
- От 20 до 30 лет -42%
- От 30 до 40 лет -50%
- От 40 до 50 лет - 7%
- От 50 лет- 1%
Количество детей в семье
1 ребенок- 44%
2 ребенка- 37%
Многодетные- 19%
Материальное положении:
Обеспечены- 95%
Малоимущие- 5%
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических ... Высоким уровнем знаний обладает далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Ориентироваться необходимо, прежде всего, на общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи.
Проведённое нами анкетирование в 2014 году показало, что 98% опрошенных родителей нуждаются в консультации и помощи специалистов Учреждения, и в первую очередь логопеда и психолога.
Согласно социологическому исследованию семей наших воспитанников было выявлено, что более 50% родителей, имеющих детей 6-7 летнего возраста нуждаются в дополнительной информации о подготовке ребенка к школе.
Актуальность программы
Сегодня не только изменилось отношение государства к семье, другой стала и сама семья. И деятельность педагогического коллектива МАДОУ д/с «Радуга» не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии детского сада и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Таким образом, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из задач, стоящих перед нашим Учреждением, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
При проведении родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций воспитатели и специалисты Учреждения наблюдали за активностью родителей и включенностью их в воспитательный процесс. В ходе практикумов, тренингов фиксировалась заинтересованность родителей в получении педагогических знаний.
Чтобы в неформальной обстановке наладить эмоциональный контакт с родителями, развивать у родителей наблюдательность в воспитании детей, организовать профессиональные консультации по интересующим темам, специалисты детского сада предложили всем родителям заполнить анкету.
Цель проведения анкетирования: в процессе анализа анкет, которые были заполнены родителями на родительских собраниях в начале учебного года, и при подготовке к ним определялся уровень психолого - педагогических знаний родителей, а также наличие или отсутствие потребности в получении новых знаний.
В анкете родителям было предложено несколько форм работы с семьей, такие как: занятия для родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, организованные семейные досуги, организация семейного клуба для родителей.
В анкетировании приняли участие родители всех групп детского сада. Из них особую активность проявили родители старших и подготовительных групп.
На сегодняшний день в магазинах продается огромное количество книг и тетрадей для подготовки ребенка к школе, детские сады одного города работают по разным программам, поэтому закономерно, что у родителей возникает много вопросов: что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, как его правильно подготовить к школе. Несмотря на то, что способы подготовки ребенка к школе в каждой семье свои, все же родители хотят получить квалифицированную консультацию, а также обменяться опытом о том, как справиться с различного рода возникающими проблемами.
Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо. Таким образом, эта проблема потребовала от детского сада разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.
Поэтому в августе 2015 года началась активная работа по созданию родительского клуба, который назвали «Дошколенок».
Чтобы работа клуба была полезной и интересной постарались создать на встречах неформальную обстановку, привлекли специалистов, учителей начальных классов ближайшей школы, организовали просмотр видеоматериалов, запланировали обсуждение сложных ситуаций и интерактивные игры с родителями, чаепитие .
Цель родительского клуба:
Повышение уровня психолого- педагогических знаний родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Проведение родительского клуба предполагает решение следующих задач:
- повысить уровень педагогической грамотности родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).
-сформировать у родителей устойчивую системы взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;
- оказать психологическую поддержку родителям, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.
Работа клуба ведется в соответствии со следующими принципами:
- Доступность;
- Добровольное участие;
- Гуманность;
- Конфиденциальность;
- Диалогизация взаимодействия;
- Самодиагностика;
- Субъект- субъективный подход.
Принцип доступности означает, что все родители детского сада могут принять участие в заседаниях Клуба.
Принцип добровольного участия означает, что все виды программной деятельности ориентированы на право выбора личности.
Принцип гуманности означает, что в работе Клуба должны проявляться к каждому участнику уважение, чуткость, справедливость, вежливость.
Принцип конфиденциальности означает, что сведения личного характера, участников Клуба не должны разглашаться, так как составляют профессиональную тайну.
Принцип диалогизации взаимодействия означает, что в Клубе соблюдается равноправное полноценное межличностное общение, основанное на уважении к чужому мнению.
Принцип самодиагностики предполагает самораскрытие участников Клуба, осознание и формирование ими собственных личностно значимых проблем.
Принцип субъект- субъективного подхода означает равноправие позиций специалистов детского сада и родителей Клуба.
Клубная работа реализует пять функций:
- прогностическую;
- диагностическую;
- просветительскую;
- консультативную.
Прогностическая функция – это способы организации дальнейшей работы специалистов и родителей в Клубе, по вопросам подготовки ребенка- дошкольника к первому классу.
Диагностическая функция направлена на углублённое понимание собственного ребёнка- дошкольника: его возрастные и психологические особенности.
Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизации знаний о закономерностях развития ребёнка дошкольника, а также социально – психологическая готовность ребенка к школе.
Консультативная функция предполагает профессиональные консультации специалистов Учреждения:
1. что значит готовность ребенка к школе;
2. укрепление уверенности родителей в своих собственных возможностях;
3. установление тёплых отношений в семье;
4. обеспечение безопасной атмосферы в семье, касающейся детско-родительских отношений .
Формы работы: консультации (групповые, индивидуальные), литературные гостиные, спортивные досуги, круглый стол, семинар-практикум.
Методы работы :
- анкетирование;
- беседы-дискуссии;
- индивидуальное консультирование;
- психологические тренинги;
- практические занятия;
- информирование.
Анкетирование является наиболее удобным и быстрым способом оценки уровня полученных знаний . Предоставляет материал для анализа и дальнейшего планирования работы Клуба.
Беседы- дискуссии, практические занятия позволяют применить полученные знания на практике.
Индивидуальное консультирование- индивидуальная работа с участниками Клуба, позволяет разобраться в конкретной ситуации, наметить пути решения.
Психологические тренинги обеспечивают решение и профилактику возникновения проблем участников Клуба.
Информирование помогает формированию психолого – педагогической культуры личности.
Во все формы проведения данной работы включены элементы инновационных технологий, успешно применяемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапия;
- библиотерапия.
- цветотерапия
Материально- техническая база детского сада «Радуга», при проведении занятий родительского клуба:
- методический кабинет;
- музыкальный зал;
- изостудия;
- сенсорная комната;
- физкультурный зал;
- зимний сад;
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы родительского клуба и решения поставленных задач необходимы следующие специалисты:
- педагог - психолог,
- социальный педагог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физической культуре,
- музыкальный руководитель,
- учитель начальных классов,
- медицинский работник.
Содержание программы
Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую часть, общая продолжительность одного занятия составляет 45-60 минут. Каждое занятие посвящено одной теме.
Первая часть занятия носит теоретический характер, в которой родителям предлагается беседа, сообщение специалиста или учителя о возрастных особенностях детей данного возраста, раскрывается понятие социально- психологическая готовность ребенка к школе. В соответствии с планом работы более подробно раскрывается материал о мотивационной, умственной, волевой и коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе. Чтобы выступление было интересным, а предлагаемая информация доступной, сообщение готовится в форме презентации, музыкального или спортивного номера, постановки сказки. В слайдах большая часть отводится схемам, таблицам, рисункам и диаграммам, для лучшего усвоения предлагаемого теоретического материала.
Вторая часть занятия с родителями - практическая. В данном блоке специалисты учреждения предлагают родителям практические задания (дидактические игры, речевые минутки, зарядку для пальчиков, задания на развитие внимания, мышления, речи и т.д.), которые они потом могут применять с детьми дома. Каждому родителю специалисты выдают памятки, буклеты с рекомендациями по работе с детьми в домашних условиях, в соответствии с тематикой заседания.
Педагог- психолог, учитель –логопед, инструктор по физической культуре так же могут показать часть занятия с детьми, которое было снято на видеокамеру заранее. Во время показа специалист комментирует занятие, потом обсуждает представленный материал с родителями, отвечает на вопросы.
После проведенного занятия специалисты проводят индивидуальные консультации.
Для дальнейшего планирования работы клуба в конце каждого занятия родителям предлагается анонимно ответить на несколько вопросов:
- понравилась ли Вам организация данного заседания родительского клуба?
- была ли для Вас представленная информация полезна?
- о чем бы Вы хотели узнать, но стесняетесь спросить?
- Ваши пожелания, рекомендации, предложения.
В течение года запланировано 8 заседаний. При подготовке к заседаниям клуба учитываются пожелания родителей, новизна, актуальность, неординарность подачи материала.
Сроки и план реализации программы:
Программа родительского клуба рассчитана на 1 год.
Название этапа | Задачи | Средства реализации | Ожидаемый результат |
Подготовительный Август | 1.Информирование родителей об открытии и задачах родительского клуба; 2.Согласование тем педагогического просвещения родителей с заместителем заведующего по методической работе и заместителем заведующего по воспитательной работе ; 3.Подготовка помещения для приема родителей; 4.Назначение ответственных за работу клуба. | 1.Анкетирование родителей. 2.Участие специалистов в родительских собраниях. | -Привлечение единомышленников для решения поставленных задач; -Определение содержания и способов взаимодействия; - Налаживание комфортной и доброжелательной атмосферы в рамках взаимодействия ДОУ – родитель. |
Основной Сентябрь - апрель | Реализация содержательного аспекта программы | Содержание заседаний может варьировать в зависимости от пожеланий участников клуба | - Приобретение положительного опыта контактов родителей и ДОУ, положительных эмоций, исходящих от детского сада, преодоление отчуждения родителей от ДОУ; -Повышение общего образовательного уровня родителей; -Эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс. |
Заключительный май | 1.Соотнесение результатов с целями и задачами программы; 2. Определение социального эффекта данной программы. | Диагностика, социологический опрос. Рефлексия. Презентация деятельности клуба. Информирование в СМИ. | -Адекватность результатов целям и задачам программы; -Сформированность положительной мотивации у родителей по отношению к ДОУ; -Пропаганда семейного благополучия |
План
работы родительского клуба «Дошколенок»
№п/п | Период проведения | Тема | Ответственные |
1, 2 заседание | Сентябрь Октябрь | Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе | Социальный педагог; Учитель- логопед; Педагог- психолог Учитель начальных классов |
3,4 заседание | Ноябрь Декабрь | Умственная или познавательная готовность ребенка к обучению в школе | Социальный педагог; Учитель- логопед; Педагог- психолог Инструктор по физической культуре Учитель начальных классов |
5,6 заседание | Январь февраль | Волевая готовность ребенка к обучению в школе | Социальный педагог; Учитель- логопед; Педагог- психолог Музыкальный руководитель Учитель начальных классов |
7,8 заседание | Март Апрель | Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе | Социальный педагог; Учитель- логопед; Педагог- психолог Педагог дополнительного образования Учитель начальных классов |
Ожидаемые результаты
Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Для родителей:
- повышение уровня социально – педагогической и социально – психологической грамотности;
-сформированная у родителей устойчивая система взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;
- рефлексия нравственных основ жизни;
- выявление и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
- психологическая поддержка родителей, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.
Ожидаемые риски при реализации программы.
-малоактивная образовательная позиция родителей, которая не способствует и не располагает к сотрудничеству;
- инертность родителей;
- инертность части педагогов и их загруженность текущей работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...