Духовно- нравственное воспитание с раннего детства
статья на тему
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с темой нашего заседания. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное воспитание с раннего детства
(сообщение для родителей воспитанников
детского сада МАДОУ д/с «Радуга»)
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с темой нашего заседания. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (реализуется в образовательной области «Социализация»).
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях разных народов.
Задачи:
- приобщить детей к традиционным духовно-нравственным ценностям,
- раскрыть его личностные дарования,
- активизировать позитивные, гармоничные отношения ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде.
- формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.
Педагоги подбирают и анализируют материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизируются в методическом кабинете по разделам:
- народные праздники в детском саду;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)
С целью воспитания патриотических чувств в детском саду закуплены стенды, оформляется мини музей «Русская горница», в старших группах оформлены патриотические уголки и уголки с региональным компонентом.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии сказки о материнской любви, о любви родных и близких;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество, Рождественские Святки, Масленица, Пасха).
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии на природу в течение года ;
- слушание колокольной и классической музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Сначала люди учатся любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
- индивидуальных бесед с ребенком о его семье ;
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для родителей;
- творческие работы – портреты мамы, папы или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и родителей.
В каждой группе реализуется рабочая программа «Художественное творчество», которая представлена следующими разделами:
- «Как жили люди на Руси»;
- «Декоративно-прикладное искусство»;
- «Устное народное творчество»;
- «Народная игра»
И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки.
Ребенок утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов, опять же доступных детям.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.
Хотелось бы чтобы наша с Вами совместная работа оказала исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения подрастающего человека.
Подготовил: Енбаева О.С., заместитель заведующего по ВМР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста на сказках.
«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка»./В.А.Сухомлинский./ Духовно-нравствен...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...
Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственно...
Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал...
Проект по духовно-нравственному воспитанию в раннем возрасте "В гостях у сказки"
Педагогическаий долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию для детей раннего возраста...
Нравственное воспитание детей раннего детства по средствам игры.
laquo;Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.» Н.В. ШелгуновАктуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников н...
Мастер - класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста. «Духовно-нравственное воспитание детей раннего (младшего) возраста на основе фольклорного речевого материала».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...