Нравственное воспитание детей раннего детства по средствам игры.
статья (младшая группа)
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.»
Н.В. Шелгунов
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Игра является эффективным средством нравственного воспитания. Она – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье и детском саду.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. В этой статье рассмотрим нравственное воспитание по средствам сюжетно ролевой игры.
Элькони Д. Б. описывал, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, становится воспроизведение именно этой стороны действительности.
Эльконин Д. Б. считал, что на период раннего детства центральным содержанием игры являются главным образом действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действие. Как правило, роли не называются, и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (например, кормления при переходе от одного блюда к другому). Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей.
Дети, группируясь в игре по двое-трое в период раннего детства не всегда объединяются общим содержанием (игры рядом). Такие игры педагогу необходимо поддерживать и использовать в целях нравственного развития детей. Педагог обязательно поощряет попытки ребенка не отнимать, а просить у товарища игрушку одобрительными словами, всегда обращает внимание на постройку, например, фразой «Какой замечательный дом ты с построил», тем самым вызывая интерес к игре сверстника и желание присоединится к нему. Это создает благоприятные условия для объединения детей в небольшие группы.
Дети чаще всего объединяются вокруг игрушек и материалов, привлекающих общий интерес. Поэтому важно в групповом помещении были такие игрушки, которые дают детям возможность играть весте: большая машина, лошадь, крупный строительный материал, мяч и так далее.
Важная роль в объединении детей в игре отводится воспитателю: он формирует умение детей положительным взаимоотношениям.
Педагог поддерживает и поощряет все разговоры, возникающие между детьми, когда обращаются друг к другу. В игре дети сближаются и привязываются друг к другу, но они не умеют согласовывать со сверстниками свои действия, движения. Воспитатель показывает и объясняет детям, что и как нужно сделать каждому, что бы совместное действие удалось. «Присядьте на коврик и катайте мяч посмотрите, как…» (говорит и показывает воспитатель), «Саша построить дорожку от домика зайки к домику лисички, а ты Маша наоборот от домика лисички к домику зайки и вместе вы построите длину дорогу».
Объединяя детей в игре, воспитатель формирует навык умения общаться со сверстниками, проявлять внимание друг к другу, бережно относится к игре товарищей. Воспитание положительных взаимоотношений должно осуществляться в ходе самой игры: поощрять согласованные действия, проявление гуманных чувств, обращать внимание детей на то как дружно и весело они играют, как вежливо разговаривают друг с другом и так далее.
Но случается так, что все же обнаруживаются отрицательные проявления: дети отнимают игрушки друг у друга, разрушают постройки и даже дерутся. Что бы предупредить возникновение конфликта, воспитатель внимательно наблюдает за игрой и направляет их, прямо подсказывая детям действия.
Например, Света, тихая спокойная девочка, возит по групповому помещению лошадку. К ней подбегает Ваня хочет взять лошадку, Света не уступает. Воспитатель вступает в беседу между детьми «Света садись на лошадку Ваня тебя покатает. А ты Ваня помоги Свете сесть на лошадку.» Ваня помогает Свете сесть на лошадку и катает ее по групповому помещению. Подбегает к ним Дима и старается забрать лошадку у Вани. Воспитатель опять вступает в диалог «Дима давай ты повезешь лошадку сзади, а Ваня спереди и вместе вы покатаете Свету. Мальчики вдвоем катают Свету. Ваня устает он предлагает Свете поменяться с ним местами. У детей создается самостоятельная игра.
Залог успеха это – чаще выражайте свое положительное отношение к хорошим поступкам детей, одобряйте малейшее внимание к товарищам.
Если педагог заметил в детском коллективе, ребенка, который играет все время один, то необходимо побудить к совместной деятельности. Например, взяв на руки мишку сказать: Захотелось мишеньке спать. Сделай мишеньке кровать.» … «Готова кровать. Только неудобно спать» … «да подушки нет у мишки» … «Вот теперь кровать хороша. Есть у мишеньке кровать, и подушка есть. Надо мишеньке поспать. Давай песенку споем ему» …
Таким образом, в процессе игры воспитатель заботится о развитии содержания, о своевременном овладении детьми игровыми умениями, об усвоении правил поведения и установлении добрых взаимоотношений.
Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребёнка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.
«Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» Л.С. Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей раннего детства по средствам игры.
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.»
Н.В. Шелгунов
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Игра является эффективным средством нравственного воспитания. Она – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье и детском саду.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. В этой статье рассмотрим нравственное воспитание по средствам сюжетно ролевой игры.
Элькони Д. Б. описывал, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, становится воспроизведение именно этой стороны действительности.
Эльконин Д. Б. считал, что на период раннего детства центральным содержанием игры являются главным образом действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действие. Как правило, роли не называются, и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (например, кормления при переходе от одного блюда к другому). Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей.
Дети, группируясь в игре по двое-трое в период раннего детства не всегда объединяются общим содержанием (игры рядом). Такие игры педагогу необходимо поддерживать и использовать в целях нравственного развития детей. Педагог обязательно поощряет попытки ребенка не отнимать, а просить у товарища игрушку одобрительными словами, всегда обращает внимание на постройку, например, фразой «Какой замечательный дом ты с построил», тем самым вызывая интерес к игре сверстника и желание присоединится к нему. Это создает благоприятные условия для объединения детей в небольшие группы.
Дети чаще всего объединяются вокруг игрушек и материалов, привлекающих общий интерес. Поэтому важно в групповом помещении были такие игрушки, которые дают детям возможность играть весте: большая машина, лошадь, крупный строительный материал, мяч и так далее.
Важная роль в объединении детей в игре отводится воспитателю: он формирует умение детей положительным взаимоотношениям.
Педагог поддерживает и поощряет все разговоры, возникающие между детьми, когда обращаются друг к другу. В игре дети сближаются и привязываются друг к другу, но они не умеют согласовывать со сверстниками свои действия, движения. Воспитатель показывает и объясняет детям, что и как нужно сделать каждому, что бы совместное действие удалось. «Присядьте на коврик и катайте мяч посмотрите, как…» (говорит и показывает воспитатель), «Саша построить дорожку от домика зайки к домику лисички, а ты Маша наоборот от домика лисички к домику зайки и вместе вы построите длину дорогу».
Объединяя детей в игре, воспитатель формирует навык умения общаться со сверстниками, проявлять внимание друг к другу, бережно относится к игре товарищей. Воспитание положительных взаимоотношений должно осуществляться в ходе самой игры: поощрять согласованные действия, проявление гуманных чувств, обращать внимание детей на то как дружно и весело они играют, как вежливо разговаривают друг с другом и так далее.
Но случается так, что все же обнаруживаются отрицательные проявления: дети отнимают игрушки друг у друга, разрушают постройки и даже дерутся. Что бы предупредить возникновение конфликта, воспитатель внимательно наблюдает за игрой и направляет их, прямо подсказывая детям действия.
Например, Света, тихая спокойная девочка, возит по групповому помещению лошадку. К ней подбегает Ваня хочет взять лошадку, Света не уступает. Воспитатель вступает в беседу между детьми «Света садись на лошадку Ваня тебя покатает. А ты Ваня помоги Свете сесть на лошадку.» Ваня помогает Свете сесть на лошадку и катает ее по групповому помещению. Подбегает к ним Дима и старается забрать лошадку у Вани. Воспитатель опять вступает в диалог «Дима давай ты повезешь лошадку сзади, а Ваня спереди и вместе вы покатаете Свету. Мальчики вдвоем катают Свету. Ваня устает он предлагает Свете поменяться с ним местами. У детей создается самостоятельная игра.
Залог успеха это – чаще выражайте свое положительное отношение к хорошим поступкам детей, одобряйте малейшее внимание к товарищам.
Если педагог заметил в детском коллективе, ребенка, который играет все время один, то необходимо побудить к совместной деятельности. Например, взяв на руки мишку сказать: Захотелось мишеньке спать. Сделай мишеньке кровать.» … «Готова кровать. Только неудобно спать» … «да подушки нет у мишки» … «Вот теперь кровать хороша. Есть у мишеньке кровать, и подушка есть. Надо мишеньке поспать. Давай песенку споем ему» …
Таким образом, в процессе игры воспитатель заботится о развитии содержания, о своевременном овладении детьми игровыми умениями, об усвоении правил поведения и установлении добрых взаимоотношений.
Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребёнка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.
«Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» Л.С. Выготский
Список литературы:
Выготский Л.С. Психология развития ребенка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004
Эльконин Д.Б. Психология игры. ", М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1999..."
В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова Нравственное воспитание в детском саду, М.: Просвещение 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры с куклами в нравственном воспитании детей раннего возраста
Анализ работы В Центре Игровой Поддержки Ребенка по формированию нравственного воспитания...
Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста
В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разн...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...
Духовно- нравственное воспитание с раннего детства
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с темой нашего заседания. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.Ребенок не рождае...
Доклад на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста...
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувс...
Доклад «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Доклад на методическом объединении воспитателей ОУ по теме: "Использование развивающего потенциала народного художественного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...