Выступления на районных семинарах.
методическая разработка (средняя, старшая группа)
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Колокольчик» общеразвивающего вида.
Выступление на районном семинаре:
«Совершенствование взаимодействие коллектива
дошкольной организации и семьи с целью
эффективного решения задач
по формированию государственного управления»
Тема: «Взаимодействие дошкольного образовательного
учреждения с семьей ребенка,
как фактор повышения качества образования»
Воспитатель:Янызакова З.Г.
Петропавловка.2014г.
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.:
- В первую очередь мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями и родителями.
- Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Немаловажную роль в работе с семьей играет встречи с интересными людьми, цель которого – воспитывать уважение к труду взрослых, научиться гордиться достижениями родителей .
В учебном году с детьми и родителями проводились различные мероприятия, праздники, досуги, развлечения: "Золотая осень", "Новогодний калейдоскоп", "Сердце отдаю маме", "Весна пришла" "Широкая масленица", За оказанную помощь родители были награждены благодарственными письмами. Также участие в конкурсах – «Дары осени», «Фейерверк шаров», «Мозаика детства», снежный городок, Урал батюшка
Было проведено мероприятие совместно с детьми и родителями »Будьте здоровы!» , к дню матери, веселые старты.
Цель этого мероприятия установление доверительных отношений между родителями. детьми и педагогами, определение задач совместного воспитания и их реализация.
К началу учебного года с помощью родителей была подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволяет детям в
соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Так как приоритетным направлением дошкольного учреждения является экологическое развитие, нами проводилась систематическая планомерная работа по развитию наблюдательности и любознательности детей, продолжали знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учили выделять отдельные части и характерные признаки предметов и живых объектов.
Продолжается работа над долгосрочным проектом по экспериментально – исследовательской деятельности «Необычные приключения Капельки».
Родители также оказывают помощь - сбор природного материала и различных необходимых предметов для экспериментирования
Цель проекта: Расширить знания детей о воде, как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
Для решения поставленной задачи в воспитании исполнительности, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других, в январе 2014года был разработан кратко срочный проект «Огород на окне». Где дети садили лук, проращивали овес для попугая, замачивали семена огурцов и бобовых, также обратились за помощью к родителям – семена лука, бобов, огурцов.
В январе 2014 года у нас проходила акция «Покормите птиц !« и конкурс кормушек. С детьми была проведена предварительная работа: беседа на тему: "Зимующие птицы", рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей; беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики; Проводили работу и с родителями. В уголок родителей вывешивали консультации: "Заботимся о братьях своих меньших", "Помогите птицам зимой". Родители вместе с детьми приняли активное участие в конкурсе. Кормушки делали из пластиковых бутылок, из картонных коробок, пакетов из под сока, конечно же из дерева! Не кормушки, а целая птичья столовая получилась! Все кормушки были развешены на участках детского сада. Так мы помогаем птицам зимой!
Работу по данной теме мы каждый год возобновляем, не забываем о братьях наших меньших.
Не первый год в группе ведется работа по самообразованию на тему: " Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность ", также кружковая работа «В гости к Хозяюшке». В группе совместно с родителями создан мини музей «Театра – сказки». Нам подарили вязанные куклы, маски для обыгрывания сказок, есть куклы, которые нам подарили ребята из школы.
Цель: Способствовать становлению и развитию личности ребёнка, социально эмоциональному развитию; развитию речи, навыкам театрально исполнительской речи. На родительском собрании дети показали родителям сказку «Теремок».
На групповых родительских собраниях разговор о детях идет не с каждым родителем отдельно, здесь вопросы решаются сообща. Но сообщения, беседа педагога должны дойти до каждого родителя, затронуть, заинтересовать его.
Поэтому мы готовимся к собранию очень тщательно. Заранее подбираем материал из жизни детей группы, потому что такой материал интересует родителей, вызывает отклик.
Предлагаем родителям имеющийся положительный опыт
воспитания детей в семье, поделиться этим опытом, договариваемся заранее о выступлении. Хорошо зная воспитание в той или иной семье, мы всегда можем подсказать родителям, о чем желательно было рассказать. Приходится некоторых,
и убеждать в ценности их опыта, в важности его распространения, что делает сообщение интересным и убедительным.
В приемной группы постоянно обновляется информация для родителей в папках передвижках, стенд «Творчество детей», «Чем мы занимались», фотоальбом «Моя семья». Создан стенд «Семейный вернисаж» - где выставляются совместные работы детей и родителей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик» с. Петропавловка Кусинского района»
Выступление на районном семинаре.
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников
в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема: «Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей, как пути развития творческого потенциала дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Воспитатель: Янызакова З. Г.
с. Петропавловка 2016г.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать,
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей.
По мнению многих педагогов и психологов, именно в детском периоде происходит закладка базовой культуры ребенка, развитие и формирование его творческой личности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка.
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагогические деятели: Фребель, Каменский и другие.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
По мнению Е.А. Флериной, детское изобразительное творчество отличает:
-Содержательность. Рисунок ребенка всегда несет в себе какое-то содержание. Чем больше ребенок знает о мире, окружающей его действительности, тем шире тематика рисунков.
-Смелость. Малыш может нарисовать все, для него нет ничего не возможного. А ведь способность к риску – непременное условие и характеристика творческой личности.
-Гуманизм, оптимизм. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Чем больше, богаче мироощущение, тем интереснее и содержательнее детский рисунок.
Все дети любят рисовать, если это у них хорошо получается. Работа карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов. Среди множества факторов, влияющих на выразительность детских рисунков, существенную роль играет и своеобразие художественных техник и материалов.
Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все, от красок до различных мелков, а во втором случае затрудняемся ответить. А ведь рисовать можно и зубной щеткой и ватой, пальцами и ладонью, мятой бумагой и кульком и многим другим, на что хватит воображения.
Маленький ребенок пока не обладает возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе, поэтому важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования осуществляется поэтапно. При выборе методов и приемов учитываю возрастные особенности детей.
Старшие дошкольники уже знакомы с такими видами техник, как тычки поролоновым тампоном, рисование пальчиками, ладошкой, различными печатками. Далее знакомлю детей с более сложными по исполнению нетрадиционными техниками рисования: монотипия, «граттаж», рисование свечой, кляксография, батик, изонить, пластилиновая живопись, метод тычка .
В этом возрасте дети все чаще сочетают традиционные техники рисования с нетрадиционными, используя последнее, как одно из средств выразительности. Стараюсь вызвать у детей позитивный настрой путем предоставления свободы в выборе темы, не ограничиваю в выборе художественного материала, способов изображения. Кроме этого, включаю в поисковую деятельность по нахождению наиболее выразительных средств.
Широко использую метод проектной деятельности, в котором сочетаются чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий, иллюстраций природных зон, альбомов об искусстве, творческое экспериментирование с изобразительными материалами, интеграция видов деятельности.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.
Работа по художественно – эстетическому направлению в нашем дошкольном учреждении проходит интегрированным курсом через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой, ознакомление с природой;
Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальны, так как:
- Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
- Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
Принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной, содержательной, так как дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления, и, следовательно, охотно рисует то, что ему хорошо знакомо. Поэтому чем насыщеннее по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными.
Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе.
Во время проведения образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования удовлетворяю потребность детей в социально-коммуникативном развитии: позволяю общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.
Не мало важное значение, имеет развивающая предметно-пространственная среда, её вариативность и полуфункциональность. В группе имеется необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства, с методическими разработками по организации занятий с детьми.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод:
за счет осуществления интеграции образовательных областей и использовании нетрадиционных техник рисования
-повысился уровень развития художественно-творческих способностей;
- тематика детских рисунков стала более разнообразной;
-работы детей стали отличаться выразительностью и оригинальностью
Дети знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;
-формируются такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность, художественный вкус, умение обогащать традиционный рисунок нетрадиционными техниками рисования.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик» с. Петропавловка Кусинский район»
Выступление на районном семинаре:
«Социально – образовательные проекты как инструментарий
формирования у детей дошкольного возраста
основ экологической культуры и культуры природолюбия»
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия,
через социально – образовательные проекты»
Воспитатель: Янызакова З. Г.
2017г.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.
Основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду и в семье.
Особое значение для развития личности ребенка- дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Особое внимание в формировании начал экологической культуры у дошкольников, я уделяю методу экологических проектов.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, я стараюсь организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка
Широко использую совместные с детьми экологические проекты в практической деятельности по формированию начал элементарной экологической культуры у дошкольников.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе реализации проекта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Дети очень любят наблюдать и экспериментировать, узнавать что то новое неизведанное.
С этой целью мною были разработаны проекты: « Природа моего родного края», «Цветочный калейдоскоп», «Птицы наши друзья», «Приключения Капельки», « У елочки – колючие иголочки» , и другие, где познавательные способности ребенка тесно интегрируются с патриотическим воспитанием, социально- коммуникативными развитием, продуктивной и двигательной деятельностью ребенка.
Цель проводимой мною работы:
Формирование основ экологической культуры у детей – научить любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, прививать любовь к родным местам, к живой и неживой природе.
Задачи:
-воспитывать гуманное отношения к природе, любовь к живой и неживой природе, желание заботиться о ней ;
-развивать умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее;
-формировать элементарную систему экологических знаний и представлений, взаимосвязей в природе;
-вызвать желание у детей участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологические проекты помогают развивать:
-активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
-осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-развивать творческие способности детей, умение наблюдать, слушать;
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Остановимся подробнее на примере нескольких проектов.
Тема: « Природа моего родного края»
Актуальность:
Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Воспитание любви к природе начинается прежде всего с родного дома, с березки возле крыльца, с мамы, папы, бабушки, которая поет колыбельную, с малой Родины, где ты родился: города, деревни.
Любовь к природе и к Родине – неразделимы!.
Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Родители приняли активное участие в работе над проектом: Оформили папку с фотографиями природы родного села, приняли участие в конкурсе «Урал батюшка – Россия матушка» фото пейзаж (ежегодно отправляем фото разной тематики), совместные экскурсии, т.к. наш детский сад расположен недалеко от леса. Такое соседство помогает формировать представления о растениях края, а также воспитывает бережное отношение к природе. Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Каждое знакомство с природой, я стремлюсь превратить в урок развития детского творчества.
Проект: «Птицы наши друзья»
Цель: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Тема проекта «Птицы -наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
В январе у нас проходила акция «Покормите птиц !» и конкурс кормушек. С детьми была проведена предварительная работа: беседа на тему: "Зимующие птицы", рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей; беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики; Проводили работу и с родителями. В уголок родителей вывешивали консультации: "Заботимся о братьях своих меньших", "Помогите птицам зимой". Родители вместе с детьми приняли активное участие в конкурсе. Кормушки делали из пластиковых бутылок, из картонных коробок, пакетов из под сока, конечно же из дерева! Не кормушки, а целая птичья столовая получилась! Все кормушки были развешены на участках детского сада. Так мы помогаем птицам зимой!
Очень интересный проект «Цветочный калейдоскоп»
ЦЕЛЬ:
Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания.
ЗАДАЧИ:
* Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
* Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
* Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения,
садовые, луговые, лесные цветы.
* Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
* Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
* Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Дети за короткий срок познакомились с растениями, которые занесены в красную книгу. С растениями, которые растут именно на нашей территории, вокруг нашего села. родители создали папку копилку с лекарственными растениями, комнатными растениями, пересадили нам все в группе цветы, а также был проведен мастер класс по изготовлению цветов из бумаги. Эти все цветы украсили парад 9 мая.
И в заключении хочется сказать: метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Целевые ориентиры по ознакомлению дошкольников с природой на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО предусматривают:
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
Интересуется причинно- следственными связями;
Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
Склонен наблюдать и экспериментировать;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
Обладает элементарными представлениями в области живой природы;
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Метод проектирования в целом и в частности в экологическом воспитании дошкольников, позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс группы и в целом дошкольного учреждения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик» с. Петропавловка Кусинского района»
Выступление на районном семинаре.
Тема: «Значение LEGO-конструирования
в развитии детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Янызакова З. Г.
2017г.
Человек славен трудом – гласит народная пословица.
Не нужно бояться, что
заниматься изучением
специфики работы рабочих
профессий будет не по возрасту,
ведь можно адаптировать всю
необходимую информацию и
подать ее на уровне, доступном
ребенку. Важен труд каждого
человека, а значит и каждого из нас.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир.
Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.
В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия «LEGO».
Применение конструкторов LEGO позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу.
А также позволяет старшим дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью использования LEGO -конструирования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие инженерного мышления, совершенствование мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), формирование навыка взаимодействия в группе.
Как известно, применение «LEGO» способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение) ;
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
В LEGO - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
Различают три основных вида конструирования:
по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема);
по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим);
по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
LEGO -технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Дети дошкольного возраста осваивают азы робототехники в компьютерной среде LEGO. На сегодняшний день, LEGO - конструкторы активно используются воспитанниками детских садов в игровой деятельности.
Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Итак, лего-конструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.
В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчет по экологическому воспитанию детей
в средней – старшей группе.
Воспитатель:
Янызакова З.Г.
Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Приоритет в обучении отдаю не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога, родителей и детей. Использую интегрированный подход в обучении. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, на изобразительных, музыкальных и других занятиях.
Большое значение придаю нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволит воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.
Наш детский сад расположен недалеко от леса. Такое соседство помогает формировать представления о растениях края, а также воспитывает бережное отношение к природе.
Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Каждое знакомство с природой, я стремлюсь превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать. С наступлением тепла отправлялась с детьми в лес, где можно найти первые весенние цветы. Рассматривая их, рассказывала, что ещё не растаял в оврагах снег, а уже под деревьями белым и голубым ковром расстилаются подснежники. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминала детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать. Цветы будут радовать своей красотой других людей. Во время первой экскурсии на луг разрешала детям побегать, поиграть, насладиться красотой природы. Тут же напоминала, что нельзя без надобности рвать цветы и траву. В лесу мы всегда играли, наблюдали, читали стихи, пословицы, загадывали загадки и т.д.
Детям очень нравились путешествия в мир растений. Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетается с занятиями в уголке природы. Все наблюдения фиксировали в календаре природы и погоды, в дневнике наблюдений.
За лето мы собрали гербарий, благодаря которому закрепили знания детей о растениях. Рассказывая интересные истории и сказки из жизни растений, учила детей придумывать сказки и загадки. В детском саду у нас замечательные цветники и огород, где с увлечением работали родителя и ребята.
Экологическое воспитание дошкольников я провожу в тесной связи с семьёй. Уже на первом родительском собрании мы выработали единые задачи:
- приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому в окружающей жизни;
- заботиться о птицах, животных;
- учить детей видеть красоту окружающей природы.
В январе 2014 года у нас проходила акция «Покормите птиц !« и конкурс кормушек. С детьми была проведена предварительная работа: беседа на тему: "Зимующие птицы", рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей; беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики; Проводили работу и с родителями. В уголок родителей вывешивали консультации: "Заботимся о братьях своих меньших", "Помогите птицам зимой". Родители вместе с детьми приняли активное участие в конкурсе. Кормушки делали из пластиковых бутылок, из картонных коробок, пакетов из под сока, конечно же из дерева! Не кормушки, а целая птичья столовая получилась! Все кормушки были развешены на участках детского сада. Так мы помогаем птицам зимой!
Также мы работаем над долгосрочным проектом ;
»Необыкновенные приключения Капельки»
Цель проекта : Расширить знания детей о воде, как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
Основной принцип проекта: Комплексный подход к пониманию значения воды, ее назначению, пользе путем обучающих занятий и в организованной опытно-экспериментальной деятельности.
Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у детей практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер.
Предварительный просмотр:
Отчет
Развитие творческих способностей детей
через проектную деятельность в процессе
экспериментально – исследовательской деятельности.
Воспиатель:
Янызаклва З.Г.
2015г.
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом:
Что это? Где это? Зачем это? Не все дети являются маленькими гениями, но у любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно - образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Детское экспериментирование несет в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности детей, направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Деятельность выстраивается таким образом, что ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную познавательную активность.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной был разработан долгосрочный проект "Необычные приключения капельки", направленный на знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов. поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Свою работу с детьми я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа
- неживая природа
- человек и природа
Знания и навыки даю детям не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.
Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.
Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?"
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
В группе создан мини-музей «Волшебница-вода», где имеются разделы: «Жизнь в природе», «Вода в природе».
Цель создания - познакомить детей с водой в природе, различными водоёмами; разными состояниями воды; с проблемой охраны водоёмов и причинами их загрязнения. С помощью родителей оформлена папка с фотографиями о воде)
Для родителей создала папку копилку по «Экспериментально исследовательской деятельности», в которую вошли игры, опыты с водой песком, воздухом , а также консультации для родителей.
Для закрепления знаний я оформила для детей фото альбом с опытами, которые они проводили все вместе. Листая страницы фото альбома они с интересом, с искоркой в глазах вспоминают;
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Творчески стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, помогаю их всестороннему развитию. Формирую у детей представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, животных, растениях, живущих на земле, о правилах и обязанностях людей по отношению к природе.
Надо воспитывать себя и своих детей так, чтобы не только высказываться в пользу нравственных поступков, но и хотеть, и уметь их совершать, а это уже область чувств, переживаний.
Таким образом, опираясь на научный опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность,
во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
Работа по данной теме продолжается и дети с желанием экспериментируют не только в садике, но и дома. А родители им в этом помогают.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад «Колокольчик» с.Петропавловка Кусинского района»
Выступление на районном семинаре:
"Достижение целевых ориентиров в образовательной области
"Речевое развитие" у детей раннего возраста".
Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой
деятельности на основе инновационных технологий»
Воспитатель второй группы
раннего возраста:
Янызакова З.Г.
2017г.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О боже, как же ты красива!»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, целью моей педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС.
Слайд 3
Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач:
1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста.
2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей раннего возраста.
4. Создать предметно-развивающую среду в группе.
5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов, обучения образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
После адаптации детей в группе, у многих есть проблемы с речью. Наша задача научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Изучив статьи В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т. В. Большевой, Г. С. Альтшулер из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» («Дошкольное воспитание» № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г.), № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г.), № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г.), № 5, 9 (1998 г.); - «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.) по данному вопросу, я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.
Слайд 4, 5,6
Одним из ключевых направлений моей педагогической деятельности по развитию речи детей раннего возраста я выбрала «Сказкотерапию».
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.
Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. В своей работе, я использую все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски, театр на банках, кубиках, на ложках, на палочках.
Метод сказкотерапии реализуется мною через театрализованную деятельность как НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
Был составлен план работы по самообразованию «Кукольный театр для детей раннего возраста», разработана картотека игр по театрализованной деятельности.
Цель:
* Повышение своего педагогического уровня, развития речи детей через театральную деятельность;
* Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста, воспитание раскрепощенного, социально активного дошкольника
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их.
Слайд 7
2. Очень интересный метод для легкой адаптации, для открытия ребенка, для беседы с ним – была кукла. Обыкновенная кукла сделанная своими руками, которую можно обнять, поговорить с ней, пожаловаться ей где то в уголке.
Данный метод называется - куклотерапия.
Слайд 8
Как определила Татаринцева Альбина Юрьевна (автор книг «Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда»), куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол.
Он основан на процесса идентификации (подражательность) ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.) и базируется на трех основных понятиях:
«игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Предлагаю детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу.
В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию.
Слайд 9, 10
В предметно-развивающей среде моей группы особое место занимает мини-музей – «Сказки –театра» Героями музея являются сказочные персонажи, изготовленные также своими руками и с помощью родителей.
Задачами музейной технологии являются:
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности,;
- развитие речи и расширения словарного запаса;
- воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению, воспитание культуры поведения.
Слайд 11,
Технология помогает закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В мини - музее также размещены книги—игрушки, книги - картинки, модели к русским народным сказкам, матрешки, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольные папки с иллюстрациями к произведениям. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек,
Слайд 12 А с помощью моделей легко запоминают сказки.
Слайд 13
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Мною разработана картотека, на основе народного фольклора, для речевого развития детей раннего возраста и связана со значительным распространением проблемы формирования речевых навыков у детей раннего возраста.
В основу картотеки речевого развития заложен фольклор для детей, созданный взрослыми, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
Слайд 14
Потешки, сказки, пестушки, колыбельные, прибаутки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, они пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.
Когда малыши приходят в детский сад, он уже понимают речь, узнают близких, поэтому мы забавляем их песенками и короткими стишками- пестушками, потешками. Их назначение — вызвать у детей радостные, бодрые эмоции.
Результатом моей работы является то, что улучшается память детей, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Дети с большой охотой приходят в детский сад, легче проходят адаптационный период.
Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора, я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.
Слайд 15
Еще одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике – технология пальчиковой гимнастики.
Николай Александрович Бернштейн — (советский психофизиолог) писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека».
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводим во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старались подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Слайд 16
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, скручивание ленты, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками.
Технология пальчиковой гимнастики удачно сочетается с народным фольклором. С этой целью создан банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики
Слайд 17
Использование пальчиковых игр помогает развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти).
Работа по пальчиковой гимнастике ведется мною ежедневно и не однократно в течении всего дня. Особенно хорошо данная работа прослеживается в индивидуальной работе. И я надеюсь, что к концу учебного года пальчики у детей станут более ловкими, гибкими, дети быстрее овладеют сложными упражнениями, речь детей значительно улучшиться.
Об этом говорят слова выдающегося советского педагога-новатора
В. А Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Слайд 18
Ещё одна из инноваций применяемая мною ТЕСТОПЛАСТИКА
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Занятия лепкой из соленого теста развивает ребенка эстетически и не только…
При действии с тестом у малыша развивается тактильно - мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Когда малыш увлечен игрой, на пике эмоций он способен усвоить много слов.
Хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони, что играет положительную роль в развитии речи. Дети с удовольствием лепят и при этом проговаривают свои действия, и каждый старается сказать, что именно он лепит.
В работе с пластилином, с соленым тестом применяем следующие приёмы:
разминание, отщипывание, сплющивание, скатывание (формирование шариков, надавливание, размазывание, раскатывание (формирование «колбаски») - все это является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребенок успокаивается, становится более уравновешенным и внимательным.
Слайд 18,19,20
Ведущая деятельность детей раннего возраста — игра. В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, сюжетно-ролевые игры, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры. В группе созданы разные центры: театральный, уголок ряженья, центр художественного творчества,центр природы, центр развивающих игр, центр строительно-конструктивных игр, центр сенсорного развития.
Предметно-развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.
Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды, со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта.
Эффект сочетания инновационных технологий по развитию речи у детей раннего возраста в игровой деятельности проявляется в высокой мотивации детей к участию в музыкальных мероприятиях, проводимых в ДОУ, отзывы и оценки родителей.
Слайд 21 Работа с родителями:
Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:
*Индивидуальные беседы о пользе обучения детей манипулятивным действиям.
*Рекомендации родителям - в виде памяток, в которых убеждала их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
*Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика».
Чтобы держать их в курсе событий, знакомила родителей используя в родительском уголке раздел «Учите вместе с нами».
Для закрепления материала сосдала папку «Открытия мира».
Родители дома могут повторять этот материал со своим ребенком.
Стараюсь привлекать родителей принимать участие к организации развивающей среды: создание книжек малышек, дидактических игр. Так же совместно с родителями выполняли творческие задания и предлагали участие в различных конкурсах и выставках, как детского сада, так и группы.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инновационные технологии, направленные на развитие речи раннего детства, апробированные -это (утверждение, одобрение или проверка работоспособностей методов) и применяемые в моей практике, обогащают педагогический процесс и являются
действенным методом гуманизации (одобрение, утверждение) воспитания с первых лет жизни ребёнка; технологии, основанные на куклотерапии, сказкотерапии, тестопластике, пальчиковой гимнастики, фольклора, музыкотерапии, а так-же предметно-развивающая среда содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текстов, что обусловлено как спецификой возраста, так и интенсивностью социализации.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Колокольчик» общеразвивающего вида.
Выступление на районном семинаре:
«Развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников, через взаимодействие с социумом»
Тема: «Роль сказки в нравственно-патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста»
Воспитатель
средней-старшей группы:
Янызакова З.Г.
Петропавловка.2019г.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Благодаря этим связям мы получили возможность параллельно с образовательной деятельностью осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий, существенно улучшающих состояние здоровья субъектов образовательного процесса.
Традиционно воспитанники детского сада совместно с педагогами принимали активное участие в жизни родного села. Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в селе: митинг и возложение цветов к памятнику защитникам Родины, торжественная линейка ко Дню Знаний, концерты ко Дню Матери и Международному женскому дню. Часть детей выступают, остальные присутствуют в качестве зрителей, но у всех формируется чувство единения с родным селом, чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
* дружба помогает победить зло («Зимовье»);
* добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
*зло наказуемо («Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки, с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...
Выступление на районном семинаре «Адаптация детей к условиям ДОУ».
Как происходит адаптация, и что это собственно такое?Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно ,является новым, ещё неизвестным простра...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"
Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"...
Выступление на районном семинаре с докладом по теме "Из опыта работы группы кратковременного пребывания в д.Юильск с «кочующим» педагогом». Презентация к статье.
Открытие группы кратковременного пребывания с «кочующим» педагогом является еще одним шагом на пути обеспечения доступности дошкольного образования для детей, ведущих с родителями кочевой ...
Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...