Методика ознакомления детей с профессиями
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей дошкольного возраста
с профессиями и трудом взрослых
История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками. Кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГТ к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Однако необходимо руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.
Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:
формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Прокомментируйте, выражение: «При формировании у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых наиболее эффективен интегрированный подход». Согласны вы с данным утверждением? Как вы понимаете данное утверждение?
Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Данная работа ведется через следующие виды деятельности:
- через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями воспитанников;
организацию взаимодействия с учреждениями социума.
Организация работы с детьми
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:
организованная непосредственно образовательная деятельность;
совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
самостоятельная деятельность ребенка;
познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
наблюдения за трудом взрослых;
коммуникативная деятельность;
чтение художественной литературы;
художественно-творческая деятельность;
игровая деятельность;
моделирование;
целевые прогулки и экскурсии;
культурно-досуговая деятельность;
экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
встречи с интересными людьми;
живой пример окружающих взрослых.
Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Задание Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Задание. Смоделируйте любую педагогическую ситуацию.
Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.
И конечно же ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — это игра.
Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
получение сведений о профессиях от родителей;
от воспитателей детского сада;
от сверстников и детей более старшего возраста;
из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)
Знакомство детей с профессиями разных возрастных группах.
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.
Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.
Игры на закрепление знаний о профессии взрослого.
«Изобрази человека любой профессии»
Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят такие слова:
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее.
Чтоб не просто так мечтать,
Кем ты (имя водящего) хочешь стать?
Водящий изображает действия – дети должны отгадать профессию.
«Угадай по результату профессию»
Воспитатель показывает картинки с изображением с результатом чьей-либо деятельности. Дети должны назвать профессию и действия которые выполняет человек этой профессии.
«Определи по предмету профессию»
Дети по очереди достают из мешка предметы (половник, вата, краски, нтитки, молоток ит.д) . Дети должны назвать профессию в которой эти предметы используются.
«Что лишнее»
Перед ребенком раскладывается четыре картинки с изображением предметов-помощников (шприц, вата, иод и бинокль). Ребенок должен назвать профессию, в которой используются предметы и определить лишний.
«Что напутал художник»
Детям показывают картинки, где изображены люди с разных профессией, занимающиеся не своей деятельностью. Дети отвечают на вопрос, что перепутал художник, почему?
«Подбери картинку»
Перед ребенком в случайном порядке расположены карточки людей с разной профессией в первом ряду. Во втором их рабочие места. Ребенок должен выбрать карточку с первого ряда назвать профессию и подобрать картинку с изображением рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению детей с профессиями, подготовительная группа«Профессия Почтальон».
Данное занятие желательно проводить перед экскурсией на почту.Как правило.почтовые отделения находятся недалеко от жилых районов,где собственно,имеются детские сады.Попробуйте договориться с раб...
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ С КАЛЕНДАРЕМ
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых...
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...
Методика ознакомления детей с пейзажными картинами.
Данный материал позволяет более подробно познакомить родителей с методикой ознакомления дошкольников с пейзажной живописью, развитию эстетического восприятия, творческого воображения....
«Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи»
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от ко...
План-конспект комплексного занятия по ознакомлению с трудом взрослых и художественное творчество в подготовительной к школе группе «Ознакомлению детей с профессией художника-ювелира».
Цель: формирование позитивного отношения к профессии художника-ювелира, создание условий для реализации творческого потенциала дошкольников в художественной деятельности....
методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»
экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....