Книжные иллюстрации
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
СЛАЙД 1, 2 С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребенок. От того, как мы - воспитатели организуем и проводим данную работу, зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства.
СЛАЙД 3 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский
СЛАЙД 4 Рисование для детей — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Наши занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи.
СЛАЙД 5, 6, 7 Кроме того наши дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. В качестве сюжетных объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояние природы, времен года, продиктованные литературной частью. В своей группе мы формируем интерес к творчеству художников иллюстраторов, внимательному, бережному отношению к книге, желание постоянно общаться с книгой.
СЛАЙД 8, 9 Важно помнить, что книжная иллюстрация – произ-ведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке.
Вначале, надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.
Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли ее содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение мастерством художника, мы своей эмоциональной реакцией еще раз привлекаем внимание детей к иллюстрации, поясняем ее содержание.
Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включать в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные.
СЛАЙД 10 Иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ, благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально.
Своими движениями, жестами наши дети часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Выражается это и в театральных постановках детей.
СЛАЙД 11, 12 «Наши стихотворения графичны, т.е. в каждой строфе или двустишии есть материал для художника, ибо мышление детей образно!» К.И.Чуковский. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
СЛАЙД 13 «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело, им решается судьба человека» (В.Белинский)
СЛАЙД 14 Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью.
Художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.
В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
Продолжая вышесказанное, мы хотели бы предложить вам в вашей работе использовать рассказы с картинками, которые заменяют часть слов в тексте и помогают детям почувствовать себя полноценными читателями уже в столь раннем возрасте. Такое прочтение книг можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгруппах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhnye_illyustratsii.compressed.rar | 2.9 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль книжной иллюстрации в детских книжках.
Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.Опыт детских садов по...
ПРОЕКТ«Книжная иллюстрация, как средство формирования умения создавать художественный образ детьми дошкольного возраста»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Пересказ художественного текста средствами рисунка являются одним из видов речи, поэтому целенаправленное развитие данных умений в дошкольном воз...
Значение книжной иллюстрации для развития речи у детей раннего возраста.
Маленький ребенок проявляет большой интерес к ярким по цвету картинкам. С этой целью используются книжки - игрушки, в которых художественный образ передан наиболее доступными малышу средствами: крупно...
Статья "Роль книжной иллюстрации в развитии и воспитании детей"
Это дополнение к альбому с иллюстрациями художника И. Я. Билибина...
оформление книжных иллюстраций в технике пластилинография
оформление книжных иллюстраций сказки "Заюшкина избушка "в технике пластилинография....
Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"
Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...
Оформление книжных иллюстраций по сказкам народов Севере в технике пластилинография
Оформление книжных иллюстраций по сказкам народов Севере в технике пластилинография...