ПРОЕКТ«Книжная иллюстрация, как средство формирования умения создавать художественный образ детьми дошкольного возраста»
материал (рисование, подготовительная группа) по теме

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

     Пересказ художественного текста средствами рисунка являются одним из видов речи, поэтому целенаправленное развитие данных умений в дошкольном возрасте по своей актуальности подобно обучению чтению на следующем этапе взросления.

   Опираясь на исследования ученных в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками – это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.

  Изобразительное творчество базируется на запечатленных в памяти образах и желании высказаться по поводу увиденного, услышанного, пережитого. Поэтому рисунок ребенка нужно рассматривать  как речь, предшествующую словесной, естественную и универсальную. Перенесение на бумагу мысленных образов позволяют рисующему принять или отвергнуть те или иные идеи, «проговаривать»карандашом или кистью то, что не всегда выразить словами.

   Одним из факторов, определяющих развитие изобразительного творчества детей, следует принять влияние  фольклора и детских литературных произведений. Они воспитывающие влияют на личность ребенка, формируют его способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как высказывание мыслей и чувств ярким образным языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhnaya_illyustraciya_v_dou.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципально Бюджетное Образовательное Учреждение

«Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.»                                                                                                                       структурное подразделение                                                                                                                                                                                                        дошкольные группы

2012г

П Р О Е К Т

«Книжная иллюстрация, как средство формирования умения создавать художественный образ детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Генералова                                                 Елена Владимировна

с.Забузан


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

     Пересказ художественного текста средствами рисунка являются одним из видов речи, поэтому целенаправленное развитие данных умений в дошкольном возрасте по своей актуальности подобно обучению чтению на следующем этапе взросления.

   Опираясь на исследования ученных в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками – это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.

  Изобразительное творчество базируется на запечатленных в памяти образах и желании высказаться по поводу увиденного, услышанного, пережитого. Поэтому рисунок ребенка нужно рассматривать  как речь, предшествующую словесной, естественную и универсальную. Перенесение на бумагу мысленных образов позволяют рисующему принять или отвергнуть те или иные идеи, «проговаривать»карандашом или кистью то, что не всегда выразить словами.

   Одним из факторов, определяющих развитие изобразительного творчества детей, следует принять влияние  фольклора и детских литературных произведений. Они воспитывающие влияют на личность ребенка, формируют его способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как высказывание мыслей и чувств ярким образным языком.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    Выявить возможности книжной иллюстрации в формировании у детей умений в создании визуальных образов, то есть передаче мысли и чувств, возникающих в ходе прослушивания художественного текста, в рисунках; найти приемы обучения дошкольников иллюстрированию путем создания художественного образа на основе его словесного описания.

ОБЬЕТ ПРОЕКТА:

   Создание художественного образа.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА:

    Формирование умений создавать художественный образ на основе книжной иллюстрации у дошкольников.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

   1.Теоритически изучить вопросы, связанные с развитием умений ребенка переводить на язык изобразительного искусства образы, полученные в ходе восприятия художественного текста на слух.

2.Раскрыть возможности книжной иллюстрации в обучении дошкольников создания выразительного образа.

3.Найти и обосновать приемы обучения детей созданию художественного образа на основе ознакомления с книжной иллюстрацией и рисование в ходе прослушивания фольклора и произведений детской литературы.

4.Провести экспериментальную работу в «Забузанской СОШ имени Турченко Э.П.» по обучению детей созданию художественного образа (изложению мысли и чувств) на основе ознакомления с книжной иллюстрацией и самостоятельного перевода словесного образа на язык изобразительного искусства.

5.Проанализировать результаты экспериментальной работы по обучению детей дошкольного возраста созданию выразительного образа по словесному описанию.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

   «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.», подготовительная к школе группа в составе  20 человек.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:   1 год

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

   Научить детей живо воспринимать произведения литературного творчества и в первую очередь фольклора, чтобы развить в них умение наслаждаться стихами и сказками. Необходимо развивать поэтический слух, а дальше следует прочно закрепить в уме малыша образ героя или картины природы, воссоздавая его языком изобразительного искусства. Это должно служить путем постижения основной мысли литературного произведения и одновременно формирования способностей к изобразительному творчеству.

     Понимание дошкольниками иного значения слова не возникает само собой – его надо развивать и воспитывать. Из данных умений складывается способность иллюстрировать (пересказывать) произведение, используя нужные тропы, несложную композицию, определенный ритм линий и пятен.

   В ходе исследования для более успешной работы в этом направлении, считаю необходимым сосредоточить свое внимание на обучении детей иллюстрированию не только прозаической формы словесного творчества, мы имеем в виду сказки, так как специфика художественных средств народной сказки соответствует особенностям восприятия ребенка, но и стихотворных текстов. Считаю нужным использовать возможности тематического рисования, то есть создания рисунков с сюжетным содержанием.

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ    ИСЛЕДОВАНИЯ     ПРОХОДИЛИ    В    ТРИ    ЭТАПА.

На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы выявили уровень развития умений дошкольников создавать выразительные образы в ходе иллюстрирования литературных произведений.

    При помощи критериев, разработанных на основе работы  С.Л. Рубинштейна «Развитие речи» выявилась степень  понимания дошкольниками содержания художественного(литературного и народного) произведения.

    Затем выявили умение выражать авторскую мысль языком изобразительного искусства.

На втором. Основном этапе (формирующий эксперимент) дошкольники обучались иллюстрированию литературных произведений на основе понимания их содержания. Были разработаны упражнения, направленные на формирования умений проникать в глубину содержания произведения, и одновременно грамотно использовать язык изобразительного искусства в ходе работы над иллюстрацией.

   Далее был намечен и проведен формирующий эксперимент по совершенствованию графического образа на основе ознакомления с книжными иллюстрациями.

На третьем этапе заключительном моментом стал анализ и подведение итогов проделанного исследования.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведение итогов.

  1. Дошкольникам демонстрируют иллюстрацию какой-либо детской книги, а они должны догадаться, как называется эта книга.  Это способствует формированию зрительной памяти, мышления.
  2. Детей просят рассмотреть одну или две иллюстрации к незнакомой книге, затем, подробно устно описать, что в них изображено или, о чем рассказал художник. Затем воспитатель читает содержание данной книги (рассказа, сказки, стихотворения). И только потом дошкольники создают свои образы.
  3. Научить детей внимательно рассматривать готовое изображение, то есть иллюстрацию, сделанную художником, а затем ее воспроизводить, как бы с натуры.
  4. Детей просят рассмотреть, черно-белую иллюстрацию к какому-либо литературному произведению, сделать цветную копию.
  5. Дети воссоздают авторские образы в другой технике изображения(базируется на воспроизведении авторской иллюстрации. Особенно это касается работ художников-иллюстраторов, создающих свои образы в анималистическом жанре).

        

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество.
  2. Быстрова А.А. Рассказывание сказок детям в семье // Дошкольное воспитание. 2008.№12
  3. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи //  Хрестоматия по педагогической психологии.: Международная педагогическая академия.2005.
  4. Венцов А.В. Касевич В.Б. Проблема восприятия речи.- М.; 2003.
  5. В стране великого сказочника. Об иллюстрациях произведений Андерсона.; «Сов художников». 1988.
  6. Гурович Л.М. Ребенок и книга. 1999
  7. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до7 лет.2009.
  8. Заварова А.В.Об иллюстрации детской книги.2008.
  9. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание 2008. №9
  10. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. 2006.
  11. Педагогика понимания. / Учебное пособие. Сенько Ю.Ф., Фроловская М.Н. «Дрофа» 2007.
  12. Силивон В.А. Как рассматривать  иллюстрации: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск.2003.
  13. Славина Л.С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста. 1947.№7
  14. Флерина Е.А.  Рисование в дошкольном возрасте.2001.
  15. Хализова Н.Б.Изобразительное творчество дошкольников.1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Художественное конструирование, как способ развития творческих способностей ,умение создавать целостные композиции детьми дошкольного возраста.

Художественное конструирование, как способ  развития творческих способностей ,умение создавать целостные композиции детьми дошкольного возраста....