"Воспитание народных традиций в семье"
консультация на тему

Консультация  для  родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Байр» с. Яшалта  Республики Калмыкия

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОСПИТАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В СЕМЬЕ»

Воспитатель Линник Елена Михайловна

     Проблема приобщения детей  к народным традициям  неоднократно рассматривалась ученными и практиками . Предметом изучения были вопросы , связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности человека . Приобщение детей к  народной культуре обеспечивает связь поколений , способствует всестороннему гармоничному развитию личности , решает задачи  умственного , физического , нравственного , эстетического ,  трудового , семейного воспитания .

       Об использовании культурного  наследия России в общественном воспитании говорил  великий  русский педагог  К.Д. Ушинский . В своей статье «О народности в общественном»  он писал  «… воспитание , созданное самим народом  и основанное на народных началах  , имеет ту воспитательную силу ,  которой нет в самых  лучших  системах  , основанных на  абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

   Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколение в поколение  обычаи , порядки , правила поведения .

   Традиция  охватывает  объекты социального  наследия (материальные и духовные ценности) , процесс социального наследования , его способы .

   Народные традиции способствуют выработке мировоззрения , предполагающего  как усвоение  опыта старших поколений , так и превращение  его в руководство  практической деятельностью . Русские народные традиции – это одна из составных частей культурного наследия русского народа , которые дают детям возможность  приобщиться к национальной культуре , родной природе , обрести опыт и знания предков , научиться управлять своими поступками  с учётом интересов близких , жить в обществе , содержательно проводить время в кругу семьи  , заботиться о близких .  «Дети  должны стать  людьми с ясным разумом , благородным сердцем , золотыми руками  и возвышенными чувствами . Ребенок – зеркало семьи  ; как в капле воды  отражается солнце , так в детях отражается  нравственная чистота  матери и отца …» (В.А.Сухомлинский)

   К народным  традициям относятся  праздники, обряды , обычаи , игры .

   Игры  всегда были источником радостных эмоций у детей и взрослых , но не только . Игры отражали образ жизни людей , их быт , устои . Например , игра в прятки  - это отражение  старинных приемов воспитания  детей , своеобразная школа подготовки к охоте , боям .  Считалки , используемые перед игрой  уходят своими корнями  в глубину веков  , когда наши предки пользовались  «тайным счётом» , потому что существовал запрет  считать убитую дичь  из-за  опасения  неудач  в домашнем хозяйстве или на охоте .

   В качестве  основных средств воспитания  народная педагогика  использует все компоненты  народной культуры  : фольклор , песни, сказки, пословицы , поговорки , праздники , Именно они раскрывают содержание  воспитания и обучения детей , основные  нравственные идеалы , понимание добра и зла , нормы общения человеческих  отношений ; отражают  мировоззрение человека через мифологию , религию , предания  и поверья ; описывают историю народа в виде  эпоса , летописей и устного творчества . Благодаря им раскрываются  эстетические воззрения народа , они украшают повседневную жизнь , труд и отдых .

 Широко и многогранно отражается  народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией  народной жизни. Они невелики по объёму, но очень емки по смыслу. В их изречениях заключена  целая программа воспитания детей, решающая задачи  умственного, нравственного , эстетического , трудового , физического, семейного воспитания . Так русская народная пословица гласит « Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» .

 Семья , одна из  первых исторических форм  социальной общности  людей . Семья состоит не только из родителей и детей , но из бабушек и дедушек – это российская традиция , которая существует многие сотни лет . После рождения внука или внучки  бабушки активно включаются в процесс воспитания  . О чём и говорят «дети от венца , а внуки до конца». Именно семья , её традиции помогают ребенку осмыслить ценность  своего Я и близких ему людей.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....