путешествие по экологической тропе
учебно-методический материал на тему

Каткилева Анна Аркадьевна

экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ekol_trope.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час

Тема:  "Путешествие по экологической тропе"

Цель: Создать условия для воспитания нравственно сильной личности, способной на достижение собственных целей, в сохранении окружающего мира.

задачи:

Образовательная:

- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

- накопление позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

        

Развивающая:- развитие индивидуальных способностей воспитанников  (чтение стихов), развитие наблюдательности, внимания, памяти и творческого мышления, обогащение словарного запаса новыми терминами.

Воспитательная:- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование познавательных интересов

Данный воспитательный час нацелен на развитие нравственности через  творческие способности  детей младшего и среднего возраста, познавательного интереса, расширение кругозора. Во время подготовительной работы и в ходе занятия детям предоставляется возможность убедиться в результативности совместных усилий, необходимости взаимопомощи, видеть  результат своей деятельности,  что развивает чувство коллективизма и способствует сплочению детского коллектива.

Ожидаемые результаты:

- формирование и развитие нравственных ценностей, любознательности, сообразительности;

-развитие творческих качеств личности, коммуникативности, повысить знания в области экологии;

-развивать стремление к самовыражению, личной инициативности.

Мета предметные результаты:

Знать, что экология – это наука, которая учит  бережному   отношению  к окружающему миру.

Научиться анализу и решению проблемных ситуаций.

Развить творческие и интеллектуальные способности через коллективное дело.

                                                               

Ход мероприятия

Воспитатель:

– Сегодня на нашем занятии мы узнаем, что означает слово «Экология», совершим воображаемое путешествие по экологической  тропе, научимся бережному отношению к окружающему миру.

Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, жизнь  зверей и птиц, деревьев, травы и всего, что растет и живет в лесу.

Экология – это наука о взаимоотношении живой и неживой природы, экология учит бережному отношению к окружающему миру.  Растения и животные тесно связанны между собой. Например: медведь питается ягодами, травами, корешками, живет в берлоге. Медведь это живой организм, который питается, дышит, передвигается. А все остальное -  растения, ягоды, все, что не дышит и не передвигается,  относится к неживой природе, а  медведь всем этим пользуется - вот вам и взаимоотношения живой и неживой природы.

Кто из вас может привести свой пример таких взаимоотношений?

(рассказы детей)

Воспитатель:

- Человек тоже является частью природы, но почему-то стал забывать об этом… Послушайте один рассказ.

Кадр 1   – Жил был лес. Красивый, зеленый, весь в цветах.

 Обитали в лесу птицы. Птицы с утра  до вечера пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья).  Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, отдыхали, общались.

Кадр 2 – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр 3 – Стал человек тогда вырубать лес. Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр 4 – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр 5 – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр 6  – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо стало в лесу, никто не пел, на полянах невидно ни зайцев, ни белок… никого. И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных, радость и веселие”

Воспитатель:  Почему в лесу никто не живет?

Дети:  Человек разрушил жизнь леса.

Воспитатель: послушайте стихотворение, которое прочитает Марта

Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом,
И взрывами тряслась.

Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду,
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.

Что ж  делать человеку?

(Р. Алдонина )

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?

Дети: (отвечают) О горе, которое случилось с природой.

Воспитатель: Что делать человеку в этом случае? Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Дети: - Экология!

Воспитатель: Правильно, экология! Чему она учит?

Дети: - Бережному отношению к окружающему миру.

Воспитатель: - А теперь представим, что мы оказались в лесу, как хорошо в лесу, красиво, но  на поляне полно мусора! Чтобы помочь лесу, совершим  прогулку по лесу  и исправим ошибки человека.

Игра «Собери мусор в лесу»

Условия игры:  пол разбрасываются рисунки с изображением бутылок, бумаги, ботинки, пакеты, а также цветы, ягоды, листья. Два ребенка, по команде воспитателя, должны собрать  в ведерко только то, что считают мусором в лесу.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы помогли нашему лесу, очистили его от мусора. Давайте посмотрим, что же вы собрали (вместе с детьми смотрим,  только ли мусор собрали дети, если собрали цветы, ягоды или листья, то вместе обсуждаем, почему это не является мусором)

А что украшает лесные поляны?

Дети: - Цветы!

Воспитатель: - Правильно! Я предлагаю вам разгадать загадки о цветах,  и если вы угадали, то на экране появится цветок.

Загадки:

  1. С этих шариков пушистых полетят парашютисты (Одуванчик)
  2. До чего ж цветок хорош, он на солнышко похож (Ромашка)
  3. У цветочка синий цвет, с язычком, а звону нет (Колокольчик)
  4. С головы до ног в иголках, а не ёжик и не ёлка (Кактус)
  5. Милый, желтенький цветок на поляне взгляд привлек (Лютик)
  6. Вначале наш Иван хорош, и цвет, и запах, и пригож. Потом, вдруг, стал совсем седой, и пух летит над всей землей. (Иван-чай)

Воспитатель:- Ребята, а все ли эти цветы растут в лесу?

Дети: (ответы) нет! Кактус не растет в лесу!

Воспитатель: - Правильно, а где растут кактусы?

Дети: кактусы растут в пустыне.

Воспитатель: правильно! Кактусы растут в пустыне, а мы с вами в лесу.

Очистили лес от мусора, вернули цветы на лесные полянки.

Давайте послушаем стихотворение, которое нам прочитает  Игорь.

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу, 
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен! 
(М. Крюков)

Воспитатель: А это стихотворение о чем?

Дети: (ответы) о том, как надо вести себя в лесу, не разбрасывать мусор, а перед выходом из леса собрать в пакеты и положить в контейнер для мусора.

Воспитатель: А сейчас закроем глазки и представим себя на просторах тундры! Вокруг нас озёра большие и маленькие, где то недалеко течет речка. Красота!  Предлагаю вам весёлую игру «Рыбалка»

Перед детьми поставить два таза с водой, в которой плавает мусор (фантики, пакеты, бутылки и т.д.), а между ними плавают игрушечные рыбки.  Дети перед рыбалкой должны очистить импровизированное озеро,  а потом начать рыбалку, кто больше поймает рыбок, тот и выиграл.

Воспитатель: Ребята, почему вы сразу не могли приступить к рыбалке?

Дети: (ответы) надо было сначала  очистить водоём от мусора, не видно было рыбок, мусор мешал.

Воспитатель:  Теперь вы понимаете, как важно сохранить водоёмы чистыми. Ведь только в чистых водоёмах водится здоровая рыба.

Наши младшие ребята подготовили стихотворение о рыбалке  (читают Толя, Сережа, Гена и Настя)

 Мы ходили на рыбалку, 
Витя выловил мочалку, 
А Егор –  сковороду. 

Коля –  корку мандаринки, 
Саша –  старые ботинки, 
Боря –  банку от селёдки, 
А Серёжка на крючок 
Пакли выудил клочок. 

Целый день в пруду упрямо 
Рыбу мы удили зря. 
Много выудили хлама, 
И ни разу –  пескаря. 

Должен знать и помнить каждый: 
Если мусор сыпать в пруд, 
То в таком пруду однажды 
Рыбы просто все помрут. 
(А. Ерошин)

Воспитатель:   в этом стихотворении всё как в нашей рыбалке, вместо рыбок мы ловили только мусор.

Природа – главное слово в окружающей среде. Охрана природы – главная цель экологии.

Кадр 7 -  Охрана природы

Воспитатель:  Нужно ли охранять природу?

Дети: Да!

Воспитатель:   А как?

Дети: Охранять природу нужно от мусора, грязи, не бросать в реки и озёра отходы. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора.

Воспитатель: - Вы тоже можете помогать лесникам -  охранять лес от пожаров.  Вовремя и правильно тушить костры после привалов и чаепития на природе.  Если где то в лесу заметили  дым или небольшой  пожар, то оповестить об этом взрослых. Государство создаёт заповедники для сохранения редких животных и растений дети могут помогать взрослым посильным трудом: зимой подкармливать диких животных, птиц, летом не нарушать гнёзда, не засорять водоёмы.

Послушаем стихотворение, которое расскажет Юля.


Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Воспитатель: Береги свою планету, ведь другой, похожей, нету! Помните, что наша планета нуждается в нашей помощи и защите.  

Сегодня мы много собрали мусора в нашем лесу.  Такой мусор называется бросовый материал.   Я предлагаю вам из этого бросового материала  (пластиковых  бутылок и бумаги) изготовить корзинку с цветами.

Дети рассаживаются за столики, дежурный раздаёт всем ножницы и цветную бумагу.

Воспитатель: давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами.

Изготовление корзины с цветами

  Старшие девочки из зеленой пластиковой бутылки вырезают стебельки и листья, при этом, не срезая их с бутылки до конца.  Затем сгибают стебельки и листья в разные стороны.  Тем временем, младшее и среднее звено вырезают цветочки из цветной бумаги. Старшие помогают нанизывать цветы на стебельки.

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Я вижу,  что у вас получились красивые корзинки с цветами. Давайте украсим ими игровую комнату.

Вот и завершили нашу экологическую тропу. Подведём итог:

- О чём мы сегодня говорили?

Дети: (ответы) об экологии, это наука о взаимосвязи живой и неживой природы.

Дети: (ответы) об экологической тропе, это когда человек изучает живую и неживую природу: жизнь животных и растений.

Воспитатель: Чему научились?

Дети: (ответы) беречь природу, очищать её от мусора, делать красивые вещи из бросового материала.

Воспитатель: Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и о том, как можно природу беречь и охранять. Берегите природу!

 

 

 

Литература:

  1. “Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме” пособие для воспитателей и учителей; Москва 2007.
  2. Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию”; Москва “ВАКО” 2011.
  3. Журнал “ Последний звонок” № 12 / 2002.
  4. Журнал “ Педсовет” № 9 / 1996.

Методическая разработка  по теме:

Воспитательский час «Путешествие по экологической тропе»

Подготовила: Каткилева Анна Аркадьевна

Воспитательский час на тему:

«Путешествие по экологической тропе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....