Познавательно – исследовательская деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста: кружок «Любопытные совята»
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Я старалась, чтобы дети самостоятельно провели опыты и получили знания. В ходе всей деятельности придерживалась партнерской позиции.
Выполнению поставленных мной задач помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей.
На протяжении всего мероприятия сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами экспериментальной деятельности. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.
В процессе поисково-исследовательской деятельности я развивалаличностные качества у детей: целеустремленность, настойчивость, решительность, умение размышлять, добиваться результата, отстаивать своё мнение.
Мероприятие прошло на положительном эмоциональном фоне, каждый ребенок являлся активным участником игры, проявлял заинтересованность, высказывал свое мнение.
Проанализировав совместную деятельность, считаю, что цели и задачи достигнуты.
Конспект
«Волшебная радуга»
Цели и задачи исследовательской работы рассматривались в двух направлениях:
Цель для взрослого: экологическое развитие старших дошкольников через формирование навыков поисково–исследовательской деятельности.
Цель для ребенка: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — радуга. Выявление материалов, при помощи свойств и возможностей которых можно получить радугу в помещении.
Задачи:
1) образовательные
- дать представление детям о природном явлении «радуга»;
- формировать основы опытнической деятельности
2) развивающие
- развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать воображение и логическое мышление.
3) воспитательные
- воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы
Предварительная работа:
- беседа о радуге, как о природном явлении;
- проведение опытов по исследованию свойств воды;
- игра-превращение;
Методы и приемы: игровой, наглядный, экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям.
Материал и оборудование:
Для игры: цветные эластичные ленты, шапочки.
для опытов: ёмкость с водой, СД - диск, фонарь, листы картона, цветные фломастеры, салфетки, стаканы прозрачные пластиковые, блюдца белые пластиковые, конфеты «Скитлс».
Ход организованной деятельности:
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Утреннее приветствие:
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладоши и сердца.
Воспитатель: Здравствуйте, мои милые, ребята.
А вы верите в чудо?
Ответ детей: (Да!)
А какие чудеса вы могли наблюдать в природе?
Ответы детей: солнце светит, дождь идет, бабочки летают, радуга и т.д.
Воспитатель: Мне так нравится смотреть на радугу! Она такая красивая! Ребята, а когда мы можем наблюдать радугу?
Воспитатель: да, на улице после дождя, когда выглянет солнышко. Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, можем мы прямо здесь и сейчас сделать радугу?
Ответы детей: нарисовать, выложить из палочек и т.д.
Воспитатель: А, может, есть кто – то, у кого получилось бы показать настоящую радугу здесь и сейчас?
Ответы детей: чародеи, фокусник, волшебник
Воспитатель: А вы хотели б стать волшебниками? Давайте произнесем волшебные слова:
Вправо, влево повернись,
И в волшебника превратись!
Звучит музыка. Воспитатель и дети одевают шапочки волшебников.
Воспитатель: Дорогие волшебники, я вам открою секрет: даже у волшебников есть таблицы – подсказки, чтобы волшебство удалось! Давайте пройдем к первому столу и взглянем на первую таблицу. Что нам необходимо для первого опыта?
Ответ детей:
(воспитатель ненавязчиво корректирует действия детей, если возникает необходимость)
Опыт №1: « Волшебное зеркало»
Ход опыта:
1. Наполнили ёмкость водой
2. Поставили диск с наклоном.
3. Направили свет фонарика на погружённую в воду часть диска. Видим отражение света в виде радуги на листе белого картона.
Воспитатель: Что же у нас получилось?
Ответ детей: Радуга!
Воспитатель: давайте прикрепим стикер в виде радуги в последней ячейке таблицы. У нас получилось! Давайте пройдем ко второму столу.
Опыт №2: «Заколдованная радуга»
Воспитатель: Ой, здесь еще есть подсказка, посмотрите ребята! Что нужно сделать!
Ответ детей: надо нарисовать точки на салфетки, и опустить ее в воду.
Воспитатель: Правильно, ребята. Чтобы правильно нарисовать точки нужно вспомнить в каком порядке у радуги идут цвета?
Ответ детей:
Воспитатель: Да, правильно ребята. Приступайте.
(воспитатель ненавязчиво корректирует действия детей, если возникает необходимость)
Ход опыта:
1. Наполнили стаканчики до половины водой.
2. На белой салфетке нарисовали точки фломастерами.
3. Опустили в ёмкость с водой бумагу и наблюдаем.
Воспитатель: ребята посмотрите, что происходит? Что у нас с вами получилась?
Ответ детей:
Воспитатель: прикрепим к нашей подсказке еще одну радугу.
Опыт №3: «Цветик-Семицветик»
Воспитатель: Ой, конфетки! Я очень люблю конфеты, а вы? Неужели с помощью конфет можно сделать радугу?
Ответ детей:
Воспитатель: не забываем про волшебную подсказку.
(воспитатель ненавязчиво корректирует действия детей, если возникает необходимость)
Ход опыта:
1. Выложить конфетки по кругу, в соответствии с цветами радуги.
2. Осторожно налить воду в тарелку.
3. Наблюдаем за происходящим.
Воспитатель: Ой, что это происходит?
Ответ детей.
Воспитатель: прикрепим к нашей подсказке еще одну радугу.
Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в радугу.
Игра:
Реквизит: 7 цветных лент по цветам радуги. Все участники должны взять по одной ленте, потанцевать и, когда музыка закончится, выстроиться в той последовательности, в которой расположены цвета радуги.
Игру можно повторить множество раз, поменявшись предварительно лентами, пока радуга не получиться. Ребенок с фиолетовой лентой проверяет правильно ли выстроились игроки.
Звучит музыка. Дети и воспитатель танцуют
Воспитатель: Ребята вам понравилось быть волшебниками? А что вам понравилось больше всего и почему?
Ответ детей:
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! А давай мы с вами расскажем и поделимся волшебством с нашими друзьями в группе.
Дети прощаются с гостями.
Список использованной литературы:
- Белкин И.К. Что такое радуга? – «Квант» 1984г.
- Майер В.В., Майер Р.В. «Искусственная радуга» - Квант 1988г.
- Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия. Издательство: Аст, 2007г.
- Детская энциклопедия « Я ПОЗНАЮ МИР». АСТ – ЛТД 1998 г.
- Как это сделать? самоучитель для мальчиков / К.С. Аниашвили, Л.Д. Вайткене, Р.Г. Зуенок, Е.О. Карнилович, А.Г. Мерников, А.В. Струк. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 192с. : ил. – (Я спрошу, а ты ответь).
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», изд. Сфера – 2002г;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста методом проекта
Данная статья посвещена работе педагогов методом проекта...
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»
Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.Программные задачи: Образовательные:познакомить с историей чая, чайными церемониями разных...