Аналитическая записка
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Билалова Гульмарьям Фанавиевна

Аналитическая записка воспитателя ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_bilalova_g.f.docx72.83 КБ

Предварительный просмотр:

БИЛАЛОВА ГУЛЬМАРЬЯМ ФАНАВИЕВНА

Образование: Уральский государственный педагогический университет, физический факультет, специальность «Естествознание», 2001 г.;

Общий трудовой стаж 20 лет

Стаж педагогической работы (по специальности) 20 лет

Стаж работы в данном учреждении 19 лет

Аналитическая записка.

Что есть дошкольный возраст для ребенка. Это наиважнейшее время познания мира и себя в этом мире. Именно в дошкольном возрасте ребенок развивается наиболее активно как психически, так и физически,  и именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности.

Важнейшая задача педагога – помочь ребенку в его полноценном развитии, подготовить к жизни в современном обществе. А для этого необходимо  создание психолого - педагогических условий для всестороннего развития ребенка  дошкольного возраста во всех видах деятельности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, что и   является целью моей педагогической деятельности.

      Реализацию  этой цели  я вижу через решение  следующих задач:

  1. совершенствование педагогического процесса посредством применения инновационных образовательных технологий;
  2. преобразование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом современных требований к ее организации;
  3. вовлечение родителей в процесс  реализации  образовательной программы  с целью формирования единого подхода в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Данные задачи реализуются в совместной образовательной деятельности с детьми, в повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов.

В своей работе стараюсь использовать разнообразные формы и методы, при этом особое значение  уделяю использованию игрового метода, так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Согласно современным требованиям к дошкольному образованию, наряду с традиционными подходами  изучаю и использую инновационные образовательные технологии:

здоровьесберегающие технологии,

которые включают следующие виды:

мероприятия, способствующие закаливанию: босохождение, воздушные ванны, солнечные ванны, контрастное обливание ног;

соблюдение двигательного режима дня: применение динамических пауз во время занятий, игровой самомассаж, «ленивая гимнастика»;

применение артикуляционной, дыхательной гимнастики;

организация здоровьесберегающей среды в группе для развития двигательной активности детей и создания эмоционально благоприятной обстановки;

личный пример педагога;

приобщение к здоровому образу жизни детей и родителей: соблюдение правил личной гигиены, формирование правильной осанки, закаливание, здоровое питание в семье, валеологическое воспитание детей.

Применение этих технологий помогло снизить уровень заболеваемости детей ОРВИ к концу года на 28%  по сравнению с началом года.

Применяя в своей работе технологию личностно-ориентированного взаимодействия  педагога с детьми,  считаю важным, чтобы образовательная деятельность всегда проходила на положительном эмоциональном фоне, и дети увлеченно занимались своей любимой деятельностью - игрой.

В совместной  деятельности с детьми основываюсь на личностно-ориентированном подходе и партнерской деятельности, то есть действую наравне с детьми, как партнер по игре, оставляя за детьми право выбора, придерживаюсь положения: « Не рядом, не над, а вместе!»

При отборе методов и форм организации организованной деятельности ориентируюсь на желание, интересы, склонности и способности детей. Мотивированная таким образом деятельность более результативна, так как способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.      

Этому же способствует и теория развивающих игр В.В.Воскобовича.

В процессе игровой деятельности у детей происходит:

- развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, проявляемой в игровой активности;

- формируются познавательные действия, осознанность; - развивается воображение и творческая активность;

- формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о таких их свойствах и отношениях, как форма, цвет, размер, материал, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и др.

В своей работе я использую игровую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес». С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.  Одним из немаловажных аспектов использования среды «Фиолетовый лес» является возможность использования ее в разных видах детской деятельности, в частности:

  • игровой деятельности;
  • познавательно-исследовательской деятельности;
  • коммуникативной деятельности;
  • конструировании;
  • двигательной деятельности.

Опыт моей работы показывает, что наличие такой пространственно-развивающей среды способствует полноценному развитию личности ребенка: у детей развивается воображение - если в начале года только небольшая часть детей могла придумать свой небольшой сюжет, то к концу года это могли сделать большинство детей. Развиваются коммуникативные качества – при создании совместных сюжетов дети научились слушать друг друга, договариваться.

Развивающие игры В.В. Воскобовича  способствуют не только активизации познавательных процессов, представлений, их упорядочиванию, осмыслению существующих закономерностей, зависимостей и связей, но и  обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

 А это крайне важно в современном обществе, где уже невозможно обойтись без информационных технологий, как в обычной жизни, так и в педагогической деятельности.

Вот и я стараюсь шагать в ногу со временем, поэтому самостоятельно изучаю информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) и возможность применения их в своей работе. А возможности эти очень широки, ведь ИКТ можно использовать

 для подбора иллюстративного материала к предстоящей образовательной деятельности с детьми;

для оформления информационных стендов для родителей на актуальную тему;

для подбора дополнительного познавательного материала к предстоящей образовательной деятельности с детьми:

 - для поиска конспектов непосредственно- образовательной деятельности, методических разработок, самообразования, сценариев досугов  и других мероприятий;

Сейчас мне уже практически невозможно обойтись без использования  информационных ресурсов (компьютера, сканера, принтера) для оформления буклетов, отчетов, конспектов и календарных планов; без использования цифрового фотоаппарата и программы просмотра, редактирования и демонстрации изображений.

Опыт использования презентаций и видеороликов в непосредственно-образовательной деятельности показывает значительное повышение заинтересованности детей, более быстрое усвоение материала, позитивный эмоциональный настрой.

Наиболее часто презентации и видеоролики я использую в работе  по экологическому развитию детей. Это направление является приоритетным в моей деятельности и выбрано оно не случайно. Обусловлено оно тем, что большинство детей моей группы – дети разных национальностей, приехавшие из союзных республик. Результаты первоначального обследования показали, что запас  знаний о флоре и фауне нашего региона у них крайне невелик. А если учесть, что и русским языком большинство детей не владели на начальном этапе, то задача передо мной стояла непростая – познакомить детей с природой Урала, да так, чтобы они ее полюбили; дать основы экологического воспитания, которое складывается из ответственного отношения:

– к природе (экология природы),

– к себе как составной части природы (экология здоровья),

– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души)

Поиски решения этой задачи привели меня к использованию дидактических игр. Ведь самое простое – обучать, играя!

И тут работа закипела…и привела к следующим результатам:

создана картотека дидактических и развивающих игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;

разработана  картотека прогулок  по экологическому воспитанию в детском саду;

разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и организации дидактических игр;

 составлены  информационные листы для  родительского уголка - «Экологическое воспитание детей в семье».

Для активизации процесса по формированию экологических знаний  я произвела подборки дидактических игр:

1. Словесные игры

2. Настольно-печатные игры

3. Игры-эксперименты

4. Игры на логическое мышление

5. Игры с предметами и природным материалом.

Постоянное использование дидактических игр, как в непосредственно-образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, позволило не только сформировать у них основы экологического воспитания, но и активизировать познавательный интерес, развить интеллектуальные способности.

В процессе работы осуществлялось взаимодействие с социальным партнером по вопросам экологического воспитания: с центром  экологического воспитания детей «Рифей»: проводились  экскурсии в экологический центр, выставки, конкурсы, акции по сбору кормов и аксессуаров для животных. Сотрудники центра оформляли для детей  тематические выставки, проводили беседы.        

Взаимодействие в образовательном процессе по экологическому воспитанию осуществлялось в тесном контакте со специалистами ДОУ.

Например,  с музыкальным руководителем был реализован долгосрочный проект «Музыкальные картинки» по музыкальным произведениям Сен-Санса. Совместная работа   с учителем-логопедом  позволила более успешно закреплять знания по лексическим темам экологической направленности.

Этому же способствовало и изучение растительного и животного мира Урала, связанное с практическим направлением работы: совместные с родителями воспитанников акции по озеленению участка, территории ДОУ;  работа на огороде и клумбе. Многих детей порадовала совместная деятельность с родителями по изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, что позволило в дальнейшем  вести подкормку птиц, наблюдать  за ними, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки.

Использование практического материала, социального партнерства, взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников  способствовало  повышению  уровня экологической культуры детей, активизации познавательного  интереса к окружающему миру.

Конечно, экологическое воспитание –это только часть образовательного процесса, и наша задача –освоение детьми всей образовательной программы.

А главным условием ее освоения является предметно-развивающая среда, которая позволяет развивать у детей познавательный интерес, двигательную активность, художественное творчество и организовывать различные виды детской деятельности. Предметная среда в группе еженедельно обновляется, изменяется  в соответствии с темой недели, является  доступной и разнообразной.  

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, предметно –пространственная развивающая образовательная среда  смоделирована  с учетом гибкого зонирования, с учетом интересов и индивидуальных потребностей детей. В группе много различных центров.

 Это центр науки, природы и естествознания «Маленькая лаборатория», которая включает оборудование для экспериментирования, коллекцию природных объектов «Минералы. Сокровища Земли», «Насекомые и их знакомые», « Животные леса». Этот центр способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Активные исследования приводят детей  к развитию устойчивых умений.

Центр «Живой уголок» включает наблюдения, уход за растениями.

Центр литературы «Книжкин дом»  включает: познавательные энциклопедии, художественную литературу о природе.

 Центр воды и песка  (стационарная песочница позволяет активно создавать модели природного ландшафта).

 В центре настольных игр собраны игры экологического направления  и материалы, используемые в настольной деятельности.  

Все эти центры позволили обеспечить разностороннее  развитие каждого ребенка, создать благополучный эмоционально-психологический климат в группе  и поддержку  инициативы детей в различных видах деятельности.

Детская деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия.

Предметно–развивающая среда стимулирует активность детей, побуждает экспериментировать, исследовать, проверять свои «гипотезы», самостоятельно получать знания своим собственным индивидуальным способом.

Предметная среда моей группы предоставляет  ребенку возможность самостоятельно делать  выбор, как деятельности, так и материалов, способов достижения необходимого результата внутри этой деятельности. Моя роль в самостоятельной детской деятельности,  как наблюдателя, так и партнера по игре, в ходе которой я могу индивидуально поработать с каждым ребенком.

Предметно-развивающая среда обеспечивает:

 чувство психологической  защищѐнности – доверие ребѐнка к миру,

 чувство радости существования (психологическое здоровье);

 формирование начал личности (базис личностной культуры);

 развитие индивидуальности ребѐнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности;

полноценное развитие личности ребенка;

реализацию способов общения – понимание, признание, принятие личности ребѐнка; основных формирующихся у взрослых способностей стать на позицию ребѐнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции;

сотрудничество ребенка и взрослого: позиция взрослого – исходить из интересов ребѐнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Так как исключительное значение мы придаем игре, позволяющей ребѐнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя, то игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках групповой площади, которые дают  простор изобретательству, открытиям.

Большую роль в пополнении и обновлении предметно-развивающей среды играют родители воспитанников: участвуют в  обогащении игротеки дидактическими и развивающими играми  экологического содержания, атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Приняли активное участие в изготовлении, в рамках выставки « Волшебный мир музыки», шумовых музыкальных инструментов для музыкального центра группы. Конечно, так было не всегда. По началу родители очень мало интересовались жизнью детей в детском саду, и вопросы, в основном, касались бытовых тем. А  я считаю взаимодействие с родителями непременным условием освоения детьми образовательной программы. Исходя из этого, для повышения педагогической грамотности в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольников были  использованы  такие формы работы с родителями, как мастер – классы, круглые столы, подгрупповые и групповые консультации, презентации.  Постоянно осуществлялась  консультативная поддержка родителей, разрабатывались и доводились до их сведения практические рекомендации, советы по развитию детей дошкольного возраста  и по организации досуга детей вне детского сада.

На сегодняшний день большинство семей в моей группе заинтересовано в воспитании и развитии своих детей, их готовности к школьному обучению. Многие родители понимают важность сотрудничества с воспитателями для обеспечения единых подходов к образовательному процессу и активно включаются в жизнь группы, при этом получают удовлетворение от совместной деятельности детского сада и семьи.

Родители ежедневно интересуются успехами детей, предлагают и оказывают помощь в пополнении развивающей среды. Например, родители изготовили альбом « Я и моя семья», приняли участие в экологической акции «Птичья столовая». Помогли реализовать педагогический проект «Мой город - Екатеринбург», проект «Мои любимые сказки», принимали участие в организации физкультурных праздников для детей, в совместных субботниках по благоустройству территории, в оформлении группы.

Активно участвовали в конкурсах на лучшую кормушку для птиц, выставках художественного творчества. Составляли творческие рассказы с детьми и оформляли их на страничках альбома. Такие конкурсы формируют у детей необычные творческие проявления, учат радоваться и гордиться своими фантазиями. А совместная работа детей и взрослых сближает детей и родителей, родителей и педагогов, родителей между собой.

С родителями воспитанников построены доверительные партнерские отношения в создании благоприятных, комфортных  условий для развития  и  воспитания детей.  Благодаря применению активных форм взаимодействия: родительских собраний, мастер - классов, «круглых столов», выставок,  анкетирования удалось повысить уровень  вовлеченности родителей и стать полноправными участниками в образовательной деятельности.

По результатам анкетирования родителей удовлетворенность качеством  образования воспитанников  достигла  94 %

Результатом применения в образовательном процессе перечисленных технологий, преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом современных требований к ее организации; вовлечения родителей в процесс  реализации  образовательной программы  с целью формирования единого подхода в вопросах развития и воспитания дошкольников,  является повышение уровня образованности воспитанников, которое выражается в положительной динамике освоения образовательной программы (познавательное развитие: 2012-2013 учебный год - 18%, 2013-2014 учебный год - 35 %, 2014-2015 учебный год - 63 %; речевое развитие: 2012- 2013 учебный год - 13%, 2013-2014 учебный год - 31 %, 2014-2015 учебный год - 64 %; физическое развитие: 2012-2013 учебный год - 36%, 2013-2014 учебный год - 51 %, 2014-2015 учебный год - 77 %; художественно-эстетическое развитие:2012-2013 учебный год - 28%, 2013-2014 учебный год 47 %, 2014-2015 учебный год - 73 %; социально-коммуникативное развитие: 2012-2013 учебный год - 46%, 2013-2014 учебный год – 60 %, 2014-2015 учебный год– 81%.

Опыт  моей  работы   по темам: « Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в социальном партнерстве с семьей », «Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников». Был представлен на педагогическом совете МБДОУ.

Также для  педагогов МБДОУ мной было проведено открытое мероприятие:

« Использование  ИKT в экологическом воспитании  дошкольников».

В 2013 - 2015 году я  приняла участие в городском семинаре с докладом на тему:  «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в социальном партнерстве с семьей».

В целях трансляции собственного педагогического опыта,  принимаю участие в семинарах для воспитателей ДОУ, района и города., в конкурсах:

2014 г. - районный  конкурс «Воспитатель года 2014»,

2014 г. - районный  отборочный  этап городского конкурса «Педагогическая инициатива - 2014», Диплом за участие  отдела образования Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

Результатами  моего  педагогического  опыта  считаю:

  • овладение  современными  педагогическими  технологиями;
  • обогащение  педагогического  опыта  по моделированию  предметно-развивающей  среды  в  группе,  для  обеспечения  безопасности  жизнедеятельности  детей  и  создания  благоприятных условий для  всестороннего  развития  дошкольников;
  • стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательной программы;
  • активное  участие  детей  в  конкурсах  и  выставках, организуемых  в  ДОУ;
  • партнёрское  взаимодействие  с  семьями  воспитанников.

Исходя из вышеизложенных результатов деятельности,  запланированы задачи на следующий период:

  • продолжать  целенаправленную работу с детьми по всем  образовательным  областям;
  • использовать в работе ИКТ технологии, проектный метод;
  • повышать  компетентность    родителей   в  вопросах  воспитания  и  развития  детей, привлекать  их  к  сотрудничеству  с  целью формирования  единых  требований к образовательному процессу;
  • продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС;
  • повышать уровень педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы, посещения городских мероприятий (семинаров, практикумов, мастер-классов).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка

Аналитическая записка   о результатах педагогической деятельности за  период 2009 - 2012 гг...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка педагога-психолога Банных Н.Л.

"Аналитическая записка" о результатах педагогической деятельности...

Аналитическая записка

Аналитическая записка Щукиной Юлии Викторовны...