Практический семинар: Формирование у дошкольников основ по пожарной безопасности
учебно-методическое пособие на тему
Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_seminar.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 комбинированного вида.
Практический семинар:
Формирование у дошкольников основ по пожарной безопасности
Провела: воспитатель Яшанина Н. П.
г. Одинцово 20 декабря 2015г.
«Основы пожарной безопасности»
Из опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста потребности
в знаниях основ пожарной безопасности и пожаробезопасного поведения.
Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
В настоящее время задача безопасной жизнедеятельности в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных, так как сюда поступают:
- дети из социально-незащищенных слоев населения:
- дети с неблагополучных семей;
- дети, чьи родители лишены родительских прав;
- дети, которых воспитывают опекуны или приемные родители, и другие.
Основной целью моей работы является: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ.
Основная моя функция состоит не в оттормажевании опыта ребенка как несущественного, а, наоборот, в максимальном его выявлении, использовании, «окультуривании», развитии, путем обогащения результатов.
Для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи: систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров; формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара, воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности; информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ; организация мониторинга качества образования по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта.
Вся образовательная работа строится по трем модулям:
1.Работа с детьми.
2.Работа с педагогами.
3.Работа с родителями.
Работа с детьми.
В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе.
Стимулирую к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. При обучении основам пожарной безопасности использую в ходе занятия дидактический материал, позволяющий воспитаннику выбрать наиболее значимые для него вид и форму изучаемого содержания материала. Поощряю стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создаю ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создаю обстановку для естественного самовыражения ребенка. В целях уменьшения страха детей при виде пожарного в масках во время пожара, на занятия приглашала пожарного в полном обмундировании и снаряжении.
Встреча с доктором в белом халате помогает детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).
Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия. Совершенно другие способы защиты от огня и дыма, если пожар начался в подъезде, и т.д.
Использую: специально организованные занятия; встречи с людьми профессии «пожарный»; экскурсии в пожарную часть; исследовательская деятельность (опыты, практические упражнения), провожу ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы; использую публикации периодической печати; игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры); организую тематические конкурсы поделок и детских рисунков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы (презентации, проекты, коллажи), в ходе которых формируются у детей:
— личностные качества — дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;
— определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара. Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности и ответственности, им предлагаю наглядный материал, увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, в ходе которых дети овладевают новыми для них способами действия. Учебный процесс выстраиваю в форме занятий теоретического и практического характера.
Два года назад мною была разработана и внедрена программа «Основы пожарной безопасности». Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в знаниях основ пожарной безопасности, воспитание культуры безопасного поведения. Программа рассчитана на два учебных года и носит цикличный характер. В первый год (старшая группа) дети знакомились с темами. Во второй год (подготовительная к школе группа) происходит дальнейшее более глубокое изучение тем. Изменение содержания тем характеризуется усложнением материала.
Задачи обучения детей: показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Познакомить детей с профессией пожарного, раскрыть значимость труда, показать его опасность. Познакомить с литературными произведениями о пожарных. Показать детям предназначение спичек, других огнеопасных предметов в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках. Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара. Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитывать чувство уважения к труду пожарных. Развивать чувство коллективизма, ответственности, выдержку.
Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!»:
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;
-брать горящие угли;
-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Содержание знаний, умений и навыков направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера.
Особое внимание уделяю практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое занятие подтверждаю практикой. Но практических занятий, конкретизации опасных ситуаций, поведение в таких ситуациях, явно недостаточно.
Как же совместить практику с теорией? Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию знаний о пожаробезопасном поведении.
Провожу большую работу по формированию правил пожарной безопасности, где мои воспитанники расширяют знания о борьбе с огнем; формирую ответственное отношение к своей безопасности. Формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Работа по фронтальной форме занимает лишь незначительную часть всего времени изучения тем, потому что преобладание ее не может обеспечить успешности. Полагаю, что использование таких форм позволяет добиться включения каждого ребенка в активную целенаправленную познавательную деятельность.
Мною были разработаны дидактические материалы «Огонь-друг и враг», «Как потушить огонь» и др. При разработке дидактического материала учитывались психолого - педагогические особенности воспитанников старшего дошкольного возраста, объективная сложность содержания заданий и различные способы их решения. Дети не только слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают сверстники, вместе отбираем содержание, которое закреплено научным знанием.
Ребята моей группы постоянно являются победителями конкурсов по пожарной безопасности, как в дошкольном учреждении, так и в городских конкурсах. Работа по второму модулю «Работа с педагогами» направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам пожарной безопасности воспитанников.
В течение двух лет были проведены педагогические советы. На которых педагоги были ознакомлены с нормативно- правовой документацией по пожарной безопасности, «новые подходы» к проведению «пятиминуток» по пожарной безопасности. На базе ДОУ было организовано 2 семинара – практикума по темам: «Основные направления работы по основам пожарной безопасности», «Ознакомление детей с вредными и опасными факторами во время пожара», на которых были разработаны циклы развивающих игр по пожарной безопасности: «Опасности при использовании электроприборов», «Опасные ситуации» и др. Презентация тематических проектов, систематизировали знания дошкольников о пожарной безопасности.
Третий модуль «Работа с родителями».
В период реализации программы были использованы как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы с родителями воспитанников группы. Проведены общие родительские собрания, на которых 3 раза в год рассматривались вопросы по формированию у детей основ пожарной безопасности. Интересно проходили групповые родительские собрания, консультации, акции, конкурсы и открытые мероприятия.
Мною были предложены анкеты: «Чтобы не было беды», «Что нужно знать каждому о пожарной безопасности!», «Если в доме пожар», «Уроки выживания при пожаре» и др.
Совместно с родителями прошел праздник «Будь осторожен с огнем», на котором родители были непосредственными участниками развлечения. Вместе с ребенком показывали приемы тушения пожара и спасения пострадавших.
Литература
I. АвдееваН.Н,, КнязеваН.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПБ: Детство- Пресс,2004.
2.Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва.2008.
З.Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004
4.Дюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада.- Ростов -на Дону:Феникс,2008.
5.Комитет по образованию администрации Тюменской области Управление Государственной противопожарной службы УВД Тюменской области Областной совет ВДПО. Методическое пособие для работы со школьниками по обучению их правилам пожарной безопасности (применительно для старших групп детских садов).Тюмень,1998.
б.Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников.Москва2008
7.Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.
8.Шорыгина ТА. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Творческий центр. Сфера. Москва. 2007.
9.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
10.В.А. Степанов «Азбука в загадках».
11. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год. 12.Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год. 13. Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка " Система работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности"
Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме....
Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности
Главная наша цель-формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту и в природе....
Семинар – практикум "Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности"
Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться в семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую дома спички хранятся ...
Педагогический проект «Формирование у дошкольников знаний о пожарной безопасности».
«Формирование у дошкольников знаний о пожарной безопасности»....
СЕМИНАР «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.Задачи: Ознакомление педагогов...
СЕМИНАР «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.Задачи: Ознакомление педагогов...
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности»
Пожарная безопасность для детей – один из важных вопросов, которому должны уделять большое внимание воспитатели в детском саду и родители дома. Грамотное поведение по предотвращению и во время в...