Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада
методическая разработка на тему
Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
г. Валуйки Белгородской области
Выступление на семинаре старших воспитателей и воспитателей
Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада.
Подготовила
воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с № 2»
г. Валуйки Белгородской области
Горбенко Е. А.
г. Валуйки, 2014г.
В работе по духовно – нравственному воспитанию, педагоги ДОУ используют Программу Шевченко Людмилы Леонидовны « Добрый мир», Православная культура для малышей.
Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной, духовно развитой личности.
Освещая тему: « Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада», хочу представить вашему вниманию, как на практике осуществляется реализация данного направления программы в нашем детском саду.
Невозможно строить работу по воспитанию духовно-нравственных ценностей отдельно от социума. Поэтому мы тесно взаимодействуем с родителями, Свято-Никольским собором, МОУ «СОШ №3», библиотекой, Валуйским педагогическим колледжем. Модель социального партнерства ( слайд –социум)
Известно, что основы духовной культуры личности закладываются в семье в дошкольные годы жизни ребенка. Поэтому наиболее значима роль родителей в духовно-нравственном воспитании, в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении, воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека.
Определяющим фактором успешной работы педагогов с родителями на современном этапе является изменение тактики взаимодействия ДОУ и семьи. Сотрудничество не ограничивается только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь как объект воздействия. Используются другие формы сотрудничества, при которых семья – это субъект взаимодействия. Принципиально важным являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизация их творческого потенциала, возрождению и распространению опыта семейного воспитания.
Социализация дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада – это одно из направлений реализуемой программы по духовно-нравственному воспитанию.
Нами разработана модель именно этого направления работы. (слайд- модель )
Началом нового педагогического действия всегда должно являться изучение имеющейся ситуации, для этого мы использовали метод анкетирования родителей, целью которого было - узнать все ли родители положительно относятся к знакомству детей с православной культурой. Результат. (Слайд результаты анкетирования)
Начальным этапом новых форм взаимодействия с семьей стало творческое задание для родителей « Давайте познакомимся». Это задание мы применили для того что бы активизировать родителей на совместную деятельность, вызвать интерес и самим глубже узнать своего ребенка. Этим мы попытались воздействовать на внутрисемейную составляющую. (Слайд)
Мой дом, моя семья, моя Родина - вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры.
С целью привлечь родителей к участию в организации мероприятий, связанных с приобщением детей к истокам русской культуры, мы использовали такой вид деятельности – праздники, совместные посиделки « Я и моя Семья», где организовали разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях: «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Веснянка», «В русской светелке», «Посиделки», родители охотно откликнулись и приняли активное участие в подготовке к праздникам, где с удовольствием участвовали сами. (Слайд)
Например: в организации праздника Яблочный спас родителям отводилась очень активная роль, они готовили атрибуты праздника, костюмы, пекли пироги с яблоками, находили и приносили традиционную русскую утварь, разучивали песни, стихи. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям и получают массу удовольствий.
И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей.
Одна из форм взаимодействия с родителями и детьми это совместные экскурсии детей, родителей и педагогов в музеи и храмы родного края. Хочется отметить субботнюю экскурсию в Свято-Никольский собор, целью которой была совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию у детей стремления к доброте, скромности, любви к ближнему; послушания, трудолюбия, вежливости, развитию познавательного интереса к истории края (Слайд)
Мы были очень рады, что нашли отклик у родителей, родители в свой выходной день выбрали время посетить вместе с детьми и педагогами храм. Дети с интересом слушали историю Успено-Никольского монастыря, узнавали, что Храм-это дом Божий, молитва – разговор с Богом, в которой люди просят здоровья, помощи, а если кого-то обидели или поступили неправильно, просят у Бога прощения. Во время посещения Храма ребята проявляли активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривали иконы, узнали о православной церкви, христианском образе жизни из уст священнослужителя. Естественно, что этому предшествовала большая предварительная работа по духовно – нравственному воспитанию и ознакомлению с основами Христианства. Некоторые родители сами впервые были в храме.
Хочется представить еще одну из форм совместной работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры: «Конкурс проектов «Моя семья», в котором приняли участие родители всех возрастных групп. Для оценки конкурса были определены основные критерии:
1. состав семьи;
2.история создания семьи, генеалогическое древо;
3.семейные традиции и праздники;
4.семейные увлечения;
5.семейные фотографии;
6.совместные рисунки семьи;
7.игра «10 прилагательных о ребенке»;
8.поэтическая викторина», стихотворение, сочиненное членами семьи о
своем ребенке.
Семья – активная участница многих совместных форм деятельности, проводимых в детском саду. Сотрудничая, проявляют инициативу, принимают участие в выставках, конкурсах.
Выставкой совместных работ детей и родителей «Самая лучшая семья», мы отметили праздник, олицетворяющий любовь, семью и верность в России - день святого Петра и Февроньи. Ее целью было – организовать совместную творческую деятельность родителей и детей.
Далее мы решили расширить диапазон и организовали Фотоэкспозицию на тему « Отдых с семьей», где для нас имела значение как внутрисемейная, так и межсемейная составляющая. (Слайд)
Большой отклик, массу положительных эмоций получили дети и родители, приняв участие в фотоэкспозиции. Дети принесли не просто семейные фотографии, а оригинальные семейные фотографии, на которых –семья, Родина, природа.
Проведя анализ проделанной работы по социализации дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада, получили следующие результаты: многие родители пересмотрели свое отношение к знакомству детей с православной культурой. Если на начало работы 27,2% родителей были против знакомства детей с православной культурой, а 72,8 % -за, то промежуточный опрос показал: 91,3 % -за, и только 8,7 % остались при своем мнении. (слайд –диаграмма)
Без сомнения совместное сотрудничество семьи и детского сада по социализации дошкольников средствами духовно-нравственной культуры способствует развитию творческой инициативы, социальной активности детей и родителей, стимулирует детей к применению полученных умений и навыков в повседневной жизни. Установив психологический контакт с семьей, эффективнее проходит процесс приобщения детей к истокам духовной культуры народа, русских традиций, а выполнение творческих заданий способствует приобретению новых знаний воспитанниками и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...
«Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи
Долгосрочный проект по воспитанию духовно – нравственных качеств у дошкольников. (на 3 года)2012 – 2013 уч.г. «Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и...
"Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры"
Методические рекомендации для воспитателей....
Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в сотрудничестве семьи и детского сада"
Статья рассказывает о работе по взаимодействию семьи и детского сада в деле воспитания духовности и нравственности у подрастающего поколения. В ней отражен опыт работы нашего дружног...
Духовно-нравственное воспитаниедошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни....
«Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников» презентация для педагогов...