Творческий проект "Ожившие страницы истории"
проект (подготовительная группа) по теме
Долгосрочный проект для подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ожившие страницы истории»
… Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Юрий Воронов,
Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта
Дети, родители, воспитатели группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность темы
В связи с событиями на Украине патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, утрата истинного значения понятий «долг», «совесть», «порядочность». «патриотизм», «гражданственность», привели к обострению социальных, экономических и политических проблем.
Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории. Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное лишь в будущем. В ходе исторических событий последних месяцев, вновь пересматривается отношение к прошлому. Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Задачи
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ, защитникам блокадного Ленинграда;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Цель
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Предполагаемый результат
Осознание детьми значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
Повышение заинтересованности родителей в формировании у детей представлений о Великой Отечественной войне.
Итоговое мероприятие:
тематический праздник «День Победы».
Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по разработанному плану. В ходе предварительной работы были проведены беседы и консультации с родителями по вопросам актуальности патриотического воспитания детей; формированию личности, обладающей качествами гражданина-патриота, готового к защите своего Отечества; внедрению в жизнь социальных норм толерантности. Также было уделено особое внимание важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях.
На первом этапе работы необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.
Второй этап работы предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Для решения этой задачи в группе оборудованы специальные зоны:
- центр «Наша Родина - Россия», содержащий материал по ознакомлению со своей страной, государственной символикой;
- зона «Преданья старины глубокой» (обычаи, традиции, народные костюмы, макеты русской избы, богатырской крепости, предметы старины);
- центр «Наш край» (наглядные пособия, дидактический материал о родном городе, его достопримечательностях, о знаменательных датах в истории города);
- центр «Народное творчество» (широко представлены предметы народного декоративно-прикладного искусства: куклы, игрушки, макеты храмов, поделки, выполненные в сотворчестве с родителями, тематические альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Палехские миниатюры», «Городец», «Дымково», «Полхов-Майдана» и т.д.;
- сменные экспозиции в книжном уголке: «Русские легенды и предания», «Поклонимся великим тем годам», «Что за прелесть эти сказки…», «Хроника военных лет», «Русские былины», «России верные сыны».
Третий этап работы по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
План мероприятий в рамках реализации проекта «Патриотическое воспитание в ДОУ»
Срок проведения |
Тема |
Мероприятия |
Сентябрь | Моя малая родина (семья, дом, детский сад) | - беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?»; - организация выставки детского творчества «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовёт»; |
Октябрь | «Край родной народной навек любимый» | - беседа о родном городе «Таежный город, сердцу милый»; -презентация «Выдающиеся люди нашего города» - викторина флора и фауна Иркутской области «Величие сибирской тайги» - «Волшебство сибирского края» - цикл бесед об удивительных местах нашего региона; - просмотр документальных фильмов «Байкал без границ», «Легенды священного озера» - чтение книги «Байкала-озера сказки» том1, том2; - музыкально-театрализованное представление «Сказки дедушки Байкала» -фотоальбом «Сибирь в миниатюре» - достопримечательности Иркутской области. |
Ноябрь | Наша Родина - Россия | - оформление центра «Наша Родина-Россия» (фотографии, рисунки, поделки, авторские рассказы и стихи); - карта России, рассказывающая о городах страны (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности), государственная символика (герб, флаг, гимн, портрет президента); - создание альбома о народах, населяющих нашу страну «Венок Дружбы»; - спортивный досуг «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»; - выставка детского творчества «Лучше нет родного края»; - праздник «Моя Россия», приуроченный к Дню народного единства; - чаепитие с родителями «Праздник хлеба»; -презентация «Живи в веках моя Россия»; -фестиваль песен о Родине. |
Декабрь | Культура русского народа | - оформление альбома «Секреты бабушкиного сундука»; - создание мини-музея «Народные ремёсла»; -«Выставка народного творчества» -посещение городского музея; - разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен; - театрализованное представление «Широкая ярмарка»; - показ мероприятия «Сказки бабушки Арины» по произведениям А.С.Пушкина; - флэшмоп «Юные читатели» в рамках года литературы; - литературно-музыкальная гостинная «Я помню чудное мгновенье…» |
Январь | Защитники земли Русской | -беседы «Слава и гордость земли Русской»; «Былинные богатыри – Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич»; - рассказывание по картине В. Васнецова «Богатыри»; - музыкальный вечер «Колокола памяти» (слушание записи «Плача Ярославны» из оперы А.Бородина «Князь Игорь»; слушание кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»; слушание колокольного звона - праздничного и набата; разучивание песни «Вставайте люди русские»; слушание М.П. Мусоргского «Богатырские ворота»); - проведение спортивного досуга «Богатырский турнир»; - выставка детских работ «Любимые герои русских былин»; - сотворчество детей и родителей в изготовлении макета «Русь величавая», в пошиве русских народных костюмов; - словесные игры «Доскажи словечко» (например меч - кладенец, богатырь – русский); -ролевые игры «Защитники крепости»; -консультация для родителей «Знакомьте детей с героическим прошлым России». |
Февраль | Защитники Отечества | -беседа о Российской Армии ( изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки»; - викторина «Наша Армия»; - создание альбомов «Рода войск», «Когда мы едины - мы непобедимы»; - изготовление открыток и подарков папам и дедушкам к Дню защитника Отечества; - оформление выставки военной техники; - приглашение в гости военнослужащих, беседа об их нелегкой работе, изготовление открыток призывникам «Солдат, служи честно!»; - фотоконкурс «Есть такая профессия - защищать Родину»; - выставка детских художественных работ «Слава тебе, победитель солдат»; - конкурс снежных построек «Военный городок»; - праздник «День защитника отечества»; - выпуск газеты «Мой папа». |
Март |
Сердце матери | - беседа «Поклонение женщине-матери, хранительнице семейного очага»; - изготовление атрибутов для игр «Маленькая хозяйка», «Мамины помощники»; - «Моя мама-лучшая на свете» утренники к 8 марта; - «Вот такие наши мамы» - выставка детского рисунка; - презентация «Знаменитые женщины России»; - «По дорогам войны» беседа о женщинах ВОВ иих героическом подвиге; -презентация «Героизм русских женщин»; -просмотр кинофильма «Четвертая высота» по одноименной повести Е.Ильиной о трагической судьбе Гули Королевой. |
Апрель | Они сражались за Родину. | - оформление книжных уголков в группах «Вечная память героям победителям; -соревновательная игра «Мы военные»; - выступление с шефскими концертами День Победы-помним дети»; - викторина «Боец – всегда молодец»; - д/игра «Воину солдату-свое оружие»; - конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»; - беседы «Вставай, страна огромная…», «Они сражались за Родину», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»; - выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А. Пластов, К.Васильев); - чтение стихотворения Твардовского «О мальчике герое»; - просмотр кинофильмов о детях-героях «Маленький сержант», «Дочь командира»; - беседа, с показом презентации «Детство, опаленное войной» - показ мероприятий «Война и дети», «Аллея памяти» - «Вахта памяти» - почетный караул у макета вечного огня. |
Май | Спасибо деду за Победу | - создание в холе детского сада Центра боевой славы: закладка «Аллеи славы», мини музей техники ВОВ, почетный караул «Вахта памяти» у макета вечного огня, стенгазета «Никто не забыт, ничто не забыто», фото выставка «Эхо минувших дней; - встречи с ветеранами ВОВ; - изготовление поздравительных открыток ветеранами труженикам тыла «Спасибо за мир» - слушание песен военно-патриотической тематики, - оформление экспозиции детских и совместных работ «Этих дней не смолкнет слава…»; - викторина «Мы за мир!» - праздник «Поклонимся великим тем годам…»; - участие в параде на 9 мая; -военно-спортивная игра «Зарница»; - конкурс рисунков на асфальте «Страна, прими салют»; |
Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, блокадникам, ветеранам Великой Отечественной войны; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Тем самым были расставлены эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.
Литература:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;
2. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 128 с. - (Библиотека воспитателя) (5) ;
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : Гном, 2011 г.
4. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
5. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
6. .Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс,
8. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для воспитателей « Великая Отечественная война: страницы истории»
Ко дню Победы мною разработана викторина для воспитателей ДОУ "Великая Отечественная война: страницы истории"...
Кружковая работа "Страницы истории
Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание ребенком истории Родины и родного края настолько трудна, что эффективность ее решения можно обеспечить только при системном подходе в ...
Проект "Страницы истории"
Допроектная деятельность:Мотив: наблюдался недостаточный запас знаний детей об истории родного города, края, страны....
презентация посвященная празднику День Защитника Отечества "По страницам истории"
Презентация "По страницам истории" поможет педагогам провести занятие на тему - что такое российская армия, как она создавалась и какие войска входят в вооруженные силы РФ. Содержит в себе множество и...
Непосредственная образовательная деятельность в области «Познание» Тема: «Приморье - страницы истории»
Формирование элементарных представлений об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён....
НОД в области "Познание" (Ф.Ц.К.М.) Тема: Приморье - страницы истории.
Формировать элементарные представления у детей дошкольного возраста об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён. Расширить знания о родном крае, его ис...
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»
На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...