Стиль деятельности педагога - условие успешности в профессии.
статья на тему

Модестова Людмила Владимировна

От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_stilped._deyat-ti.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Значение индивидуального стиля общения.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса предполагает большое внимание проблеме развития личности ребенка. В настоящее время рядом психологов и педагогов развитие личности рассматривается как процесс развития социального качества индивида в результате его социализации. На современном этапе развития психологии все большее число ученых в качестве базовых оснований личности рассматривают следующие образования: направленность, самосознание, отношения с другими людьми (в том числе и с педагогом). 

Большое влияние на развитие творческой личности ребенка оказывают значимые другие, являющиеся частью его микросреды, посредством общения. В числе их – педагоги дошкольного учреждения.

Педагогическое общение является основным источником приобщения детей к культурно-историческому наследию. В трудах В.А. Кан-Калика, П.А. Ковалевского, С.В. Кондратьевой профессионализм в педагогическом общении связывается с творчеством педагога. Как показывают исследования на особенности общения педагога с детьми накладывает отпечаток стиль общения, основу которого составляют индивидуально-психологические свойства педагога.

Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким способностям к обучению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречён оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создания научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции:

1. Первая функция - «открытие» ребенка на общение – призвано создавать комфортные условия на занятиях /в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными/. Без реализации этой функции не удается выявить отношения ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

2. Вторая функция - «соучастие» ребенку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

3. Третья функция - «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема «стилей руководства»«стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положено в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уаита, которые выделяют 3 стиля профессионального общения:

Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

Авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе. Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств /речевых, мимических, пантомимических/. Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях она направлена на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Определяются такие модели характеризующие отношение взрослого и ребенка, как:

Модель «Невмешательство в жизнь ребенка» - соответствует либерально - попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае занимает позицию наблюдателя и между ним и ребенком происходит эмоциональный разрыв.

Учебно-дисциплинарная модель соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.

Личностно-ориентированная модель – взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверие к миру и радости существования.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога / стили общения/.

Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака«далеко»«близко»,«рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», -«друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали»«на»«под»«наравне».

Для положения «над» характерно административное давление на ребенка, т. к. «он мал, не опытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка: чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал» потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» - это признание человека в ребенке и педагоге; при этом характерна взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая /кинетика – движение/ - предполагает движение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели:«впереди»«сзади»«вместе».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади»«Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию в совместных действиях для достижения обшей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идет по жизни, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию«рядом»«наравне»«вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно – ролевой игры: «Открываем кафе «Вкусняшка» для открытого показа на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждени

Конспект сюжетно – ролевой игры:«Открываем кафе «Вкусняшка»для открытого показа на городском методическом объединениипо теме: «Игровая деятельность как условие успешной с...

:"КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей.  И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, воспитатель должен хо...

Консультация для педагогов «Условия успешной адаптации к детскому саду»

В данном материале рассматриваются условия успешной адаптации детей к ДОУ посредством создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе....

Консультация для педагогов "Условия успешной адаптации к детскому саду."

Успешная адаптация зависит от многих факторов - состояние здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского с...

Круглый стол для педагогов ""Условия успешного развития игры в детском саду"

Детство - это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому человеку. Надо помнить: отнимая у...

«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога,проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональнойдеятельности. Это интегративное качество л...