НАЧАЛО ЗДОРОВОЙ ПСИХИКИ
статья (младшая группа) на тему
Помощь родителям в воспитании здорового ребенка на ранних этапах развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_zdorovoy_psihiki.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Помочь ребенку жить, расти, развиваться, справляться с трудностями - одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Бытует мнение взрослых о том, что ребенок может перерасти и все наладится. Хорошо, если так, но как быть в случаях, когда проблема усугубляется, а родители оказываются в собственном бессилии что-либо изменить? Где взять силы? Как разобраться и к кому обращаться за помощью?
Сегодня родители обращаются к психологу с проблемами страхов и тревожности, агрессивности, гиперактивности ребенка, повышенной плаксивости, нарушения сна, застенчивости, неуверенного поведения, неспособности ребенка спонтанно выражать свои чувства с проявлениями аутистического поведения и ряд других, вызывающих беспокойство первых. Избежать или преодолеть возникшие проблемы не так уж просто в условиях современного общества, однако каждый взрослый несёт высокую ответственность, воспитывая своё чадо.
Ранние этапы формирования психики в значительной степени определяют особенности развития ребенка. Важно помнить, что младенец самое беззащитное живое существо на Земле, неприспособленное к окружающей среде. Единственное, что он может испытывать –это сильную боль в теле и выраженную тревогу, если не удовлетворяются его жизненно важные потребности. Только через телесные ощущения внутренних и внешних импульсов начинает формироваться психика. Значимая роль на этом этапе (период от рождения до 1 года) отводится матери, которая закладывает фундамент для дальнейшего развития ребенка. Своим присутствием, терпением, заботой, общением и любовью она дарит ребенку возможность преодолевать эту тотальную неустойчивость и, в буквальном смысле, по кусочкам собирает психику ребенка, создавая условия безопасного пространства. Известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто советует разговаривать с ребенком на самых ранних этапах развития, не скрывать от него возникающие сложности, препятствующие развитию. Например, мать может сказать ребенку: «Знаешь, Ваня, я очень тебя люблю, но иногда могу испытывать злость, когда у меня не появляется возможность отдохнуть» или озвучивать какие-то травмирующие события в жизни, которые невозможно избежать.
По крайней мере, пишет Дольто, это справедливо по отношению к ребенку. Как правило, он страдает не от самого события, а от непонимания того, что в этот момент происходит со взрослыми. Психологическое напряжение ребенка снижается, когда взрослый разговаривает с ним о происходящем, не смотря на то, что сам в этот момент находится в сложном психологическом положении. В этом случае стрессовая ситуация не фиксируется, и ребенок способен выдерживать травмирующие события. Таким образом, его мышление продолжает формироваться, становится все более дифференцированным и интегрированным.
На втором и третьем году жизни, когда ребенок активно познает окружающий мир, следует помогать, исключая излишнюю опеку и контроль над ним. Небезопасно агрессивно реагировать, когда ребенок не справляется с той или иной задачей. Необходимо хвалить за достижения, не сравнивать его поведение с поведением других детей. Если Вы хотите указать ребенку на его ошибки, то акцентируйте своё внимание на действия совершенные им, не затрагивая личность. Например, Вы можете сказать: «Ваня, ты хороший мальчик, но сегодня поступил некрасиво ….».
Что же делать, если фиксация все же произошла, и у ребенка появились признаки невротических симптомов? Внимательное отношение к малышу поможет обнаружить те зоны, в которых его чувствительность начинает обостряться. Попробуйте поговорить с ним, спросить, что он чувствует. Даже, если ребенок еще недостаточно оснащен речевыми навыками и испытывает сложности в понимании и вербализации тех или иных эмоций, важно создать доверительные условия для их выражения. Не бояться проявления агрессии, гнева, обиды и даже ненависти со стороны ребенка. Постараться спокойно принять эти всплески эмоций без оценочных суждений. А после, когда ребенок успокоится, можно, например, сказать: «Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь, но мы можем об этом поговорить, если ты захочешь или нарисовать». Главное, не оправдываться перед ребенком, а показать ему, что Вы небезразличны к его переживаниям.
Непосредственное взаимодействие и безоценочное принятие ребенка-залог устойчивости психики и здорового тела Вашего малыша.
Составитель Т.С. Михаелян, педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Семья - начало всех начал"Семья - начало всех начал
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по развитию коммуникативных способностей и ознакомлению с окружающим, на высшую категорию....
Особенности здоровой психики ребенка
Особенности здоровой психики ребенка...
Как сохранить здоровой психику ребёнка
Детская незащищенность требует организации психологической защиты, помощи в ее укреплении со стороны взрослых. Ведь каждый день перед детьми возникают новые проблемы, решение которых зависит...
Апробация методики Рене Жиля в рамках реализации парциальной программы "Разговор о здоровье: начало".
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрел...
Релаксация как неотъемлемая часть формирования здоровой психики дошкольника.
Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребенок ещ...
Консультация для родителей "Физическое здоровье ребёнка -с чего начать?"
В материале представлены рекомендации по укреплению и сохранению здоровья ребёнка....
Советы детского психолога.15 правил для воспитания здоровой психики ребёнка.
15 правил для воспитания здоровой психики ребёнка от известного детского психолога Людмилы Петрановской:...