Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии у дошкольников интереса к художественной литературе, воспитании любви к художественному слову
проект по художественной литературе по теме
Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и в семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_razvitii_u_doshkolnikov_interesa_k_knige.doc | 69 КБ |
lyubov_k_knigam.ppt | 415.5 КБ |
skazki.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №4»
г.Заречный Пензенской обл.
Выступление
на городском методическом объединении воспитателей
по теме
«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии у дошкольников интереса к художественной литературе, воспитании любви к художественному слову»
Подготовила:
Боряева И.В.
Апрель 2016
СЛАЙД 2 «Книги – корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Френсис Бэкон
«Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы – вот в чём задача педагогов».
С.Я.Маршак
Книга – добрый и умный советчик, друг и учитель. Для педагогов эти слова звучат как непреложная истина, а дошкольники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок.
Дошкольный возраст – важнейшая ступень в развитии личности ребёнка, а книга – мощное орудие формирования личности ребёнка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.
Развитие и формирование интереса к художественной литературе у дошкольников - одна из главных задач воспитания. Актуальность и важность проблемы очевидны. Телевизор, компьютеры практически вытеснили книгу из жизни детей, поэтому одна из задач в работе детского сада – воспитание интереса ребёнка к книге и приобщение к этому семьи.
Приобщить родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской книжкой как средством воспитания – одна из важнейших задач.
Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и в семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя.
Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, чтобы обогатить его необычными открытиями, и тогда ребёнок полюбит книгу, будет тянуться к ней, воспринимать общение с печатным словом как праздник.
Середина дошкольного детства педагогической наукой классифицируется как оптимальный период для воспитания и обучения ребёнка. Четырёхлетний ребёнок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий.
СЛАЙД 3 Эта работа проводится нами в несколько этапов.
1-й этап. Диагностический
СЛАЙД 4 Этап включает:
- анализ представлений детей о книге и её значении в жизни людей (диагностика, опрос, анкетирование родителей и детей).
В этом учебном году мы проводили опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой» выяснилось, что:
- 93 % воспитанников любят, когда им читают книги,
- детские книги не имеются в доме всего в 1 семье, читают детям книги в основном мамы (87%),
- любимыми являются книги про животных, сказки, особенно «Колобок», «Репка», «Муха-Цокотуха»,
- любимыми героями соответственно являются Колобок, Золушка, Чебурашка.
В конце года воспитанники уже смогли назвать сказки «Заюшкина избушка», «Гуси –лебеди», «Кот в сапогах», «По щучьему веленью», «»Алладин», «Король Лев» и назвали писателей К.И.Чуковского и А.С.Пушкина.
СЛАЙД 5: 2) работа с родителями (посещение семей детей с целью изучения их читательских интересов и выяснения отношения родителей к вопросу чтения книг дома, анкетирование, анализ планирования). Анкетирование родителей по теме «Ребёнок и книга» показало, что:
- 25% родителей читают книги детям ежедневно, 61 % - несколько раз в неделю, 14% - редко,
- 56% родителей читают по своей инициативе, 44% - по просьбе ребёнка,
- большинство (96%) обсуждают прочитанное с ребёнком,
- домашняя детская библиотека состоит из 20-100 книг,
- 80% воспитанников группы рассказывают родителям о книгах, с которыми их познакомили в детском саду,
- всего 1 семья посещает вместе с ребёнком библиотеку,
- родители читают литературу разных жанров.
2-й этап. Методическая работа (образование родителей)
Этап может включать:
- консультации на темы: «Что мы читаем детям по программе детского сада», «Как читать, обыгрывать песенки, потешки, сказки», «Добрая семейная традиция», «Читающие дети – счастливая семья», «Как научить ребёнка любить литературу», «Что и как читать детям», «Как учить стихи играючи», «Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу», «Как научить ребёнка беречь книги».
- Открытый просмотр для родителей НОД по ОО «Чтение художественной литературы»
- мастер-классы «Давайте поиграем», «Без напоминания и с удовольствием»
- игротренинги «Небылица или быль», «Собери героев одной сказки» «Приобщение детей к художественной литературе».
СЛАЙД 6: 6) родительские собрания: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге», «Сказка как средство развития ребёнка». Одно из родительских собраний в этом году было посвящено гендерному воспитанию. В числе прочих мы затронули вопрос о художественной литературе как инструменте гендерного воспитания. Провели игровое упражнение «В гостях у сказки» (где надо было выбрать сказки для чтения мальчикам и девочкам).
СЛАЙД 7: В заключение родители получили рекомендации по художественной литературе для мальчиков и девочек 4-5 лет.
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК |
«Детство» («Мальчишки и девчонки») | Н.Носов.Живая шляпа. М.Зощенко. Показательный ребёнок. Д.Биссет. Про мальчика, который рычал на тигров. | А.Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке, о кошке Ниточке. А.Усачёв. Солидная дама. |
«Неправильные поступки» | В.Драгунский. Тайное становится явным, Н.Носов.Мишкина каша | Л.Пантелеев.На море. (из книги Рассказы о Белочке и Тамарочке) Л. Воронкова Как Алёнка разбила зеркало (глава из книги Солнечный денёк) Ш. Перро. Красная шапочка. Русская народная сказка «Привередница» (в обработке В.Даля) |
«Мальчики и девочки- будущие мужчины и женщины!» | Русские народные сказки «Жихарка», «Мужик и медведь» Г.Х.Андерсен. Стойкий оловянный солдатик. | Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» В.Осеева.Волшебная иголочка. |
«Мужской и женский труд» | С.Михалков. Три поросёнка. Русская народная сказка «Чудесные лапоточки» (в обработке М.Горького) | Русская народная сказка «Снегурочка» |
«Семья-союз мужчины и женщины» | Русская народная сказка «Журавль и цапля» (в пересказе В.Даля) Отрывки из повести А.-К.Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик. А.Плещеев. Зимний вечер. | |
«Мальчики и девочки - будущие мамы и папы» | А.-К.Вестли. Аврора из корпуса «Ц». С.Маршак. Хороший день. | М.Пляцковский. Кукушка. Ты на свете лучше всех. А.Плещеев. В бурю. |
7) информирование родителей о ходе образовательного процесса во время индивидуальных бесед, с помощью стендовой информации.
В начале учебного года мы знакомим родителей с перечнем детских книг, с которыми дети познакомятся в течение учебного года. Родители регулярно информируются о ходе образовательного процесса по чтению художественной литературы в рубрике «Сегодня занимались» в родительском уголке. С помощью стендовой информации родители получили консультации по темам «Почему детям необходимо читать», «Читаем вместе с ребёнком» Также регулярной рубрикой на стенде является «Дети знают стихотворение».
3-й этап. Практическая деятельность
Этап может включать:
- сотрудничество с библиотекой семейного чтения (функционирует клуб выходного дня). Знакомство с писателями и поэтами проходит в форме театрализованных представлений, конкурсов, литературных часов, игровых программ и др. Готовясь к очередному занятию в библиотеке, воспитатели и родители заранее читают воспитанникам литературные произведения, беседуют по содержанию, дети заучивают стихи, инсценируют произведения, рисуют по теме.
- «Книжные деревья в группе» (какие книги прочитаны дома с родителями)
- мини-сочинения родителей «Книга в жизни моего ребёнка»
Цель – популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания. Родителям предлагается в свободной форме высказать своё мнение о роли книги в развитии ребёнка, рассказать о литературных предпочтениях у ребёнка, как организуется детское чтение в семье. Выдержки из мини-сочинений предлагаются вниманию родителей на стенде в группе.
- клуб «Вместе с книгой мы растём»;
- «Фестиваль сказок»;
Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Дети с родителями готовят постановку спектакля и показывают его в д/с (можно в разных группах, даже в других д/с этого же возраста).
- СЛАЙД 8: конкурсы:
- самодельной книги «Сделаем книгу сами, своими руками»,
- СЛАЙД 9: поделок и рисунков по мотивам художественных произведений. Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, узнают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений.
- создание памяток: «Формирование детской домашней библиотеки», «Как стать хорошим читателем?»
- СЛАЙД 10: совместная деятельность: привлечение родителей к проектной деятельности, организации литературных вечеров, досугов: «Сказки дедушки Корнея», «Сочини сказку», «Папа, мама, я – читающая семья». СЛАЙД 11: В нашей группе проводился досуг «В гостях у сказки», на котором родители показывали детям театрализацию сказки «Колобок», СЛАЙД 12: а дети подготовили для родителей сказку «Репка».
Интерес к книге, чтению, воспитанный в дошкольном возрасте, создаёт фундамент для успешного обучения ребёнка в школе. Таким образом, необходимым условием воспитания у ребёнка любви к художественному слову является взаимодействие ДОУ с семьёй.
СЛАЙД 13
Использованы материалы с сайта:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4»
Г. Заречный Пензенской обл.
ПРОЕКТ
«НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»
Составили:
Боряева И.В.,
Белова Т.В.
и воспитанники средней группы.
2016г.
Тип проекта: смешанный.
Вид проекта: групповой.
Длительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, семьи воспитанников.
Цель: развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности детей дошкольного возраста в процессе чтения сказок.
Задачи:
Воспитанники
- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
- Развивать познавательные способности ребёнка: любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
- Способствовать развитию звуковой культуры речи, обогащению словаря дошкольников.
- Развивать элементарные и творческие способности детей путём привлечения их к оформлению выставок, книжных уголков, к созданию рукописных книг-самоделок, к выражению своих впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
- Формировать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Побуждать интерес к книгам.
- Воспитывать ценностное отношение к книге как к произведению искусства.
Родители
- Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к художественной литературе дома и в детском саду.
- Способствовать повышению родительской компетентности в процессе детского чтения.
Актуальность:
Воспитание интереса к сказкам имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Именно доступный язык сказки дети понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль чтения в воспитании ребёнка многогранна. Во-первых, художественные произведения развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они способствуют развитию правильной речи, формируют нравственные основы личности.
Все дети любят, когда им читают сказки. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше ребёнок начнет говорить и правильно выражаться. Книга формирует основы поведения, общения. Развивает внутренний мир и творческий потенциал.
В современном обществе компьютер постепенно вытесняет книги. Но книгу ничем заменить нельзя. Наш проект направлен на воспитание ценностного отношения к книге как к произведению искусства, воспитание интереса к чтению.
Ожидаемый результат:
- Развитие у детей познавательной активности, творческих, коммуникативных способностей.
- Организация выставок «Наши любимые книжки», «Книжки-самоделки».
- Детское творчество (лепка, рисование, аппликация).
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
Воспитатели:
Подбор материала для бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Подборка иллюстраций, литературы.
Выставка книг «Наши любимые книжки», «Книжки-самоделки».
Консультация "Как помочь ребёнку стать читателем?", "Если Вы решили купить своему ребёнку новую книгу".
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Беседы
- НОД
- Рассматривание иллюстраций в книгах
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
- Слушание песен по мотивам прочитанных сказок
3.Заключительный этап:
Литературная викторина "Любимые сказки".
Выставка «Книжки-самоделки».
План мероприятий
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение художественной литературы:
Лепка:
Рисование:
Аппликация:
Музыка:
Изготовление рукописных книг-самоделок (совместное творчество детей и родителей) Организация работы в книжном уголке «Книжкина больница» |
Познавательное развитие | НОД познание окружающего мира: «Мебель», «Книги» Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказкам. Конструирование:
Настольно-печатные игры:
Игровые упражнения:
Дидактические игры:
Беседы:
Литературная викторина «Любимые сказки» |
Речевое развитие | Рассказывание детей на тему «Мое любимый литературный герой» Составление загадок по описанию Отгадывание загадок по литературным произведениям Беседы:
Пальчиковые игры:
|
Социально-коммуникативное развитие | Беседы:
|
Физическое развитие | Подвижные игры:
Физминутки:
|
Приложение1
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Книги Много книжек есть на свете, Читать их очень любят дети. Если книги мы прочтём, То узнаем обо всём: Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. В гостях у сказки Раз, два, три, четыре, пять- Любим сказки мы читать. Царевна-Лягушка, Конёк-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Героев из сказок вспомнить мы рады! | Ладошки соединяют «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу». Поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца. |
Сказки Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Эта сказка-«Теремок». Эта сказка-«Колобок». Эта сказка-«Репка»: Про внучку, бабку, дедку. «Волк и семеро козлят»- Этим сказкам каждый рад! | Вытягивают руки вперёд, играя пальчиками. Поочерёдно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец. |
Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Вращают большим пальцем. |
Источник: http://mallishok.ru/palchikovye-igry-v-detskom-sadu/
Приложение 2
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Медведь»
Как под елкой снег, снег, И на елке снег, снег, И под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, А под снегом спит медведь -Тише, тише, не шуметь! | Ход игры: дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза. На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал |
"Волк - волчок"
Волк - волчок, шерстяной бочок Через ельник бежал, В можжевельник упал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом. | Ход игры: дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка |
Источник:
http://dou70.ru/99/index.php?option=com_content&view=article&id=381:2015-12-05-12-54-48&catid=44:gr4k1&Itemid=0
Приложение 3
ФИЗМИНУТКИ
Использованы материалы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/07/kartoteka-fizminutok
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!» Русская народная потешка | Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.
Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад.
Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад. |
КОЗОЧКА
Я козочка Ме-ке-ке, Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тоненькие ножки. На самой макушке — Бархатные ушки. Язык полотняный, Хвостик конопляный... Литовская песенка | Идут по кругу, взявшись за руки.
Показывают «рожки».
Прыгают на двух ногах. Делают «ушки» из ладошек. Показывают язык «лопатой». Рукой показывают «хвостик». |
ВЕСЕЛЫЕ ЗВЕРЯТА
Зайка скачет по кусточкам, По болоту и по кочкам. Белка прыгает по веткам, Гриб несет бельчатам-деткам. Ходит мишка косолапый, У него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек Катится колючий ежик Н. Нищева | Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку.
Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки. |
МЕДВЕЖОНОК
Медвежонок Жак простужен, Мед ему сегодня нужен. Мед дадим ему на ужин, Потому что мы с ним дружим Н. Нищева | Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок. Останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком». Берут ребенка в круг, идут все вместе. |
МЕДВЕДЬ
Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь! | Дети медленно поднимают руки вверх. Медленно приседают, опускают руки. Вновь встают и поднимают руки. Приседают и опускают руки. На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе. |
МИШКИ
Мишки по лесу гуляли, Мишки ягоды искали. Вот так, вот так Мишки ягодки искали. Сладку ягодку малинку Положили всю в корзинку Вот так, вот так. Положили всю в корзинку. Как малинкой угостились, Все на травке развалились. Вот так, вот так. Все на травке развалились. А потом Мишки плясали Лапки кверху поднимали Вот так, вот так. | (идем вперевалочку) (ставим одну руку на бочок – это «корзинка») собираем ягоды и складываем в «корзинку») (гладим себя по животику) (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх) |
ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться Любят долго потянуться Обязательно зевнуть Ну и хвостиком вильнуть А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть Ну, а мишка косолапый Широко расставив лапы То одну, то обе вместе Долго топчется на месте А кому зарядки мало – начинает все сначала. | Присесть, встать кулачками потереть глаза потянуться зевнуть, прикрывая рот ладошкой движение бедрами в стороны прогнуться в спине прыжок руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса Ноги на ширине плеч переступание с ноги на ногу раскачивание туловища в стороны |
КОЛОБОК
Колобок, колобок, Колобок — румяный бок По дорожке покатился И назад не воротился. Встретил мишку, волка, зайку, Всем играл на балалайке. У лисы спел на носу, — Больше нет его в лесу. Н. Нищева | Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Бегут на носочках, держа руки на поясе. Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца Изображают игру на балалайке. Пляшут вприсядку. Разводят руками. |
«Репка»
Вот мы репку посадили И водой её полили А теперь её потянем И из репы кашу сварим И будем от репки здоровые и крепкие | Наклониться имитируют движения имитируют движения имитируют движения показать силу |
Три медведя
Три медведя шли домой: Папа был большой-большой. Мама с ним – поменьше ростом, А сыночек просто крошка, Очень маленький он был, С погремушками ходил. | (дети идут как медведь) (поднимают руки вверх) (руки на уровне груди, вытянуты вперёд) (садятся на корточки) (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогаще...
Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".
Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....
Опыт работы по теме:«Развитие художественного восприятия, воспитание любви к художественному слову посредством формирования интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста» в старшей группе
Материал предназначен для формирования интереса и потребности в чтении у детей 5-6 лет....
Воспитание любви к художественной литературе
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ними на всю жизнь.Если вы приучите ребенка читать, а не смотреть телевиз...
консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...
План самообразования "Воспитание любви к художественной литературе у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"
План самообразования для воспитателя на 5 лет....
Воспитание любви к художественной литературе посредством тематических проектов
Организация работы по воспитанию интереса к книжной культуре...