: «Формы и методы взаимодействия педагога и ребёнка в процессе воспитания и обучения, предполагаюшие реализацию системно-деятельностного подхода ДОО»
статья на тему
Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации определяют принципиально новые методы и технологии, ориентированные на личностное развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_t.t.k.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждений «Детский сад «Колокольчик».с Петропавлова Кусинский район»
_______________________________________________
Тема: «Формы и методы взаимодействия педагога и ребёнка в процессе воспитания и обучения, предполагаюшие реализацию системно-деятельностного подхода ДОО»
Подготовил старший воспитатель :Тупицина Т.К.
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость соединения системного и деятельностного подхода в обучении и воспитании. Системный подход - это подход, при котором образовательная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать принцип системности на практике. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат образовани -это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создаёт основу для успешного усвоения дошкольниками новых знаний, умений, компетенций. Видов и способов деятельности.
Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации определяют принципиально новые методы и технологии, ориентированные на личностное развитие ребёнка.
- Поиск новых форм работы привел к тому, что в дошкольных учреждениях стал широко использоваться метод проектной деятельности, тематические дни, периоды.
- 2-3 слайд.Тематические дни. Проведения тематических дней позволяет обеспечить рассмотрение определённого вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей с использованием разнообразных форм работы. Это позволяет детям и взрослым непросто познакомиться с новыми для себя культурными феноменами, информацией, а прожить день в атмосфере определённого события, праздника, проникнуть в суть явления.
В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен .Он связан преимущественно с игровой деятельностью, знакомыми детям играми .игрушками, предмета быта, животными. персонажами сказок.
В старшем дошкольном возрасте тематический день может быть связан с систематизацией и применений знаний и умений из самых разных областей, с приобщений к региональным и всероссийским праздникам, с приобщениям к знаменательным для всего мира датам.(«День улыбок», «День защитника отечества», «День кино», «День пожилого человека ) и.т.д.
Тематический период длительность ( от 2-3 дней до месяца) в зависимости от возраста детей и масштаба темы.
Мл.возраст-2-3 дня.
Старший возраст может достигать несколько недель.
4-5 слайд. Использование метода проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.
В нашем ДОУ в течении года были реализованы различные виды проектов.
Подготовительная группа
- «Детям о космонавтике»;
«Огород на окне»;
«Победе нынче 70 лет- (долгосрочный);
«Я помню. Я горжусь!»
Средняя группа.
«Учимся ухаживать за собой»;
«Книжная неделя»;
«Птичья столовая»;
«В гостях у осени»;
«Красота вокруг нас»
- 18 слайд. Игровые образовательные ситуации
Данную форму работы принято называть игра-занятие, подчёркивая обязательность игровой основы познавательных действий и определённого образовательного результата.
- 19слайд.Творческие мастерские в рамках данной формы создаются условия для детского творчества.
Детское творчество- одна из форм самостоятельной или совместной со взрослыми деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и ( ИЛИ) объективно новое.
- 20 слайд. Творческие гостиные
Музыкальные, литературные гостиные, галереи как формы ознакомления детей с различными видами искусства играют важную роль в художественно –эстетическом развитии дошкольников.
В рамках творческих гостиных средствами разных видов искусства формируется эстетическое отношение к окружаещему миру. Художественный вкус, творческие умения. Потребность проявить себя в художественной деятельности. осуществляется поддержка любознательности и познавательного интереса.
- 21слайд. Детские лаборатории- это детское экспериментирование. Экспериментирование организуется с целью разрешения проблемы, поиска ответа на возникающие вопросы,подбора материалов для выполнения творческих, практико-ориентировочных работ, оптимальных условий ухода за растениями и животными.
Таким образом, на доступном детям уровне осуществляется ознакомление с возможностями использования эксперимента как метода познания в самых разных сферах деятельности.
- 22 слайд Интерактивные праздники. (праздники досуги, развлечения, театрализованные представления, викторины и т.д)
Партнёрский стиль взаимодействия педагогов и родителей с детьми способствует сплочению маленьких и взрослых участников мероприятия. Возникновению между ними отношений сотрудничества. Совместные переживания детей и взрослых сближают их. Родители больше узнают о способностях, интересах и возможностях своего ребёнка и в дальнейшем смогут поддержать выбранное им направление самосовершенствования.
- 24 слайд.Взаимодействие с родителями.
Ориентация на инновации
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
25 -Слайд (схема формы работы)
В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы.
- Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Формы работы:
24 слайд. Одна из форм работы с родителями наглядно-информационные.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- Задача — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
- Задачи— информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д.Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
- записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии,
- выставки детских работ,
- стенды, ширмы, папки-передвижки.
Рассмотрим некоторые из информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
- информацию о дополнительных занятиях с детьми;
- объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
- просьбы о помощи;
- благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.
Памятки для родителей. Формируются по тематическому принципу. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике.
К наглядно-информационные формам работы с родителями можно отнести и:
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Информационно-аналитических форм организации
взаимодействия с родителями
Задача информационно-аналитических форм - сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Анкетирование используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Письменные формы взаимодействия с родителями
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
- телемост
- телекоммуникоционный проект
- дистанционные конференции
- создание информационно-методического журнала on-line
- создание сайта детского сада
26 слайд Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ
- С 20 11 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.
Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей
27-36. Слайд
- Досуговые формы взаимодействия с родителями.
* Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Родители могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
* Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
* Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
* Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
К досуговым формам также можно отнести:
кружки и секции;
клубы отцов, бабушек, дедушек;
клуб выходного дня;
выпуск стенгазеты;
домашние гостиные;
работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
семейные встречи;
веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
музыкальные салон;
литературные салон;
Коллекционировании
Совместные конкурсы являются
Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания и т.д.
- Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность
Например, в течение учебного года проходил долгосрочный проект в подготовительной группы
- «Победе нынче 70 »
Задачи проекта:
- Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, доступных детям;
- Познакомить с произведениями художественной литературы и с музыкой военных лет;
- Воспитывать нравственно патриотические чувства через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.
Особое воспитательное значение имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях. (ПРОЕКТ ЗАКОНЧИЛСЯ КОНЦЕРТОМ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ К 70 ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ)
34.35.36 слайд.Также наши родители активные участники общественной жизни ДОУ , в любое время окажут посильную помощь.
Такмим образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.
Также хочется отметить, что
В нашем ДОУ 2014-15 году прошла базовая площадка методической работы по теме «Формирования механизмов распространения опыта государственного общественного управления»
На которых мы можно сказать конкретно поделились данным опытом работы и провели ряд мероприятий по таким темам как.
- Семинар «Совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи с целью эффективного решения задач по формированию ГОУ»( где полностью осветили формы и методы взаимодействия с родителями)
- Семинар «Развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников через взаимодействие с социумом»
- «Проектная деятельность, как действенный механизм осуществления управления в ДОУ»
Творческих успехов и полета педагогической мысли!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».
В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...
Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."
Представлен алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....
Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей.
Одним из самых важных «элементов» образовательной среды дошкольной образовательной организации является взаимодействие взрослых....
Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Педагогам важно убедить родителей в необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Вед...