Условия организации сюжетно-ролевой игры
консультация (средняя группа) на тему
Условия организации сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_organizatsii_syuzhetno_rolevoy_igry.doc | 41 КБ |
usloviya_organizatsii_syuzhetno-rolevoy_igry_v_detskom_sadu.ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для свободной сюжетно-ролевой игры
дошкольников 4-5 лет (средняя группа).
ФГОС ДО использует такой термин как «культурная практика». Культурными практиками являются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Игра является одной из основных культурных практик у дошкольников, которая возникает не на пустом месте, а складывается из накопленного ребенком социального опыта.
С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные.
Отношение к игре позитивно меняется с введением ФГОС ДО. Возвращение игры приветствуется педагогами психологами, но в связи с этим возникают вопросы. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?
Знания и опыт детей я обогащаю в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач, рассказов из личного опыта, бесед с детьми. Дети усваивают назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у них формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания.
Для развития игровой деятельности я выполняю нескольких условий: создаю предметно-развивающую среду и выделяю определенное время в режиме дня. Считаю, что без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.
Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду изменяю с учетом практического и игрового опыта детей.
Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющего фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.
В связи с этим пространство игровой комнаты организую таким образом, что оно позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры. В соответствии с задачами педагогической работы у нас нет четко выраженных игровых центров, как в младшей группе. Границы игровых центров размыты, одни и те же атрибуты дети используют для игр «Аптека», «Больница» и «Скорая помощь».
В соответствии с требованиями зонирования группы выделено место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий, что отвечает такому принципу организации предметно-пространственной развивающей среды как вариативность. При организации игры «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей, что значительно обогащает и развивает сюжет, способствует развитию сюжетосложения. Содержание игровых центров значительно обогащается. Например, если в младшей группе у нас был магазин игрушек, то в средней добавился продуктовый магазин и др. Необходимым условием считаю доступность к таким центрам, как природный уголок, книжный уголок, уголок ручного труда и уголок изодеятельности во время игр с целью подбора и использования предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.
Для развития у детей ролевых действий и умения перевоплощаться, использую разнообразные костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера), которые хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Благодаря этому, сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам.
Все атрибуты сюжетных игр мы поместили в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
В группе имеются ширмы, с помощью которых дети трансформируют (принцип трансформируемости) пространство по своему усмотрению в зависимости от игрового замысла. Дети могут отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, или использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.
Для игр в «шоферов» использую макеты на спинки стульчиков с изображением: Автобус, Скорая помощь, Такси, Пожарная машина, полиция. Чехлы хранятся на вешалках-плечиках, на стойках. Так же в группе имеется большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики или другие предметы. Таким образом, у нас воспитанники легко могут изменить пространство группы в соответствии с сюжетом игры, что соответствует принципу трансформируемости при организации среды. Факт использования воспитанниками предметов-заместителей и разнообразных форм использования детьми одних и тех же игровых атрибутов говорит о том, что мне удается следовать и принципу полифункциональности при организации игрового пространства. С помощью родителей собрали набор кукольного приданого, в котором имеется много разносезонной одежды. Дети могут самостоятельно менять куклам наряды: они легко одеваются: платья с глубокой планкой-разрезом сзади, достаточно крупными пуговицами или липучками. Одежда висит в шкафу на вешалках или лежит на полочках.
В уголке ряжения имеем сундуки, в которых находятся разнообразные костюмы и украшения для детей в свободном доступе.
При организации игры я как педагог придерживаюсь некоторых требований:
1. Вступая с детьми в игровое сотрудничество, строю с ними диалог как партнер по игре. Включаясь в игру, направляю играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры.
Считаюсь с мнением играющих, предоставляю свободу игрового самовыражения. Активизирую детей к проявлению инициативности, творчества, самостоятельности.
2. Продумываю через какие формы возможно обогащение знаний и умений детей для развития сюжетов игр. Использую проблемные ситуации, которые могут в последствии использоваться детьми в процессе игры.
3. Постоянно держу в поле зрения играющих, стараюсь быть наблюдательной, не вмешиваюсь в ход игры, демонстрируя этим уважительное отношение к игре, одобряю поступки и действия детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия организации сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе
Условия организации сюжетно-ролевых игр в группе младшего возраста...
Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Стерлитамак РБПрезентация на тему:«Условия организации...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...
Презентация "Условия организации сюжетно ролевой игры в ДОУ"
Презентация "Условия организации сюжетно -ролевой игры в ДОУ на современном этапе,направленные на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста"...
Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»
Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»...
Сообщение на педсовете Тема: Условия организации сюжетно - ролевой игры и создание оборудования в своей возрастной группе"
Игра - это ведущий вид деятельности детей. Наша задача создать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно - ролевой игры....
Условия организации сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе ДОУ.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид творческих игр на основе самостоятельно придуманного сюжета, характеризуется наличием сюжета и ролей....