Всероссийский конкурс «Воспитатель года 2016» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Всероссийский конкурс «Воспитатель года 2016»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Митрофанова Т.В.
Омская область
Исилькульский район
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Слайд. Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольника является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети – это маленькие исследователи, поэтому мы решили заняться с ними исследовательской деятельностью. Одно из направлений данной деятельности – это опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mitrofanova_metod_seminar.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Митрофанова Татьяна Владимировна
Всероссийский конкурс «Воспитатель года 2016»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Митрофанова Т.В.
Омская область
Исилькульский район
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Слайд. Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольника является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети – это маленькие исследователи, поэтому мы решили заняться с ними исследовательской деятельностью. Одно из направлений данной деятельности – это опыты.
Опыт – это средство для развития мыслительных процессов детей. В процессе деятельности у детей происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения.
Анализ методической литературы по данному вопросу показывает, что этой проблемой занимались ученые: Поддьяков Н.Н., Дыбина О.В., ПрохороваЛ.Н., Куликовская И. Э., Совгир Н.Н., Иванова А. И., Николаева С. Н., Рыжова Н. А.. Их исследования говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.
Слайд. Данные исследования показали, что познавательно-исследовательская деятельность посредством экспериментирования способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательно-исследовательской деятельности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром.
На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения:
- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
- В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и прочих.
- Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
- В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
- Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Из педагогической практики я заметила, что действительно опытно-экспериментальная деятельность, которая, наряду с игрой является ведущей на протяжении всего дошкольного периода, вызывает не только огромный интерес у детей, но и даёт возможность самим действовать практически с объектом исследования.
Именно поэтому опытно-экспериментальная деятельность со своими воспитанниками – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Ведь дети по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Начиная с младшего возраста, я старалась поддерживать детскую инициативу, создавала условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения представлений об объектах окружающего мира.
Слайд. Например, поначалу с детьми 2-3 лет проводила простое процессуальное экспериментирование с предметами, игрушками по обогащению непосредствевенного чувственного опыта в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. В ходе такого экспериментирования учила детей различать предметы по цвету, форме, назначению, побуждая включать движения рук в процессе знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.). Так дети 2-3 лет постепенно, проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, познавали окружающий мир, развивали интеллект, осваивали сенсорные эталоны, простые орудийные действия с предметами.
Слайд. За тем мы продолжили исследовательскую деятельность и начали с самого элементарного, простого – с воды.
Первым делом мы решили выяснить, имеет ли вода цвет. Для этого взяли несколько стаканчиков с водой и краски. Попросила детей рассмотреть воду, какая она (вода прозрачная, затем попросила изменить цвет воды при помощи краски разных цветов, и задала тот же вопрос (вода приняла цвет той краски, которая в нее добавлена).
Затем мы решили проверить, какие предметы тонут в воде. Так в возрасте 3-4 лет дети научились группировать предметы по весу (легкие - тяжелые). В тазик с водой опускали разные по весу предметы (яйцо от киндер сюрприза, резиновые игрушки и маленькие камешки). Сделали вывод, что вода выталкивает более легкие предметы.
Мы не только экспериментировали, но и наблюдали. На следующем этапе в возрасте 4-5 лет учила обращать внимание на то, что нас окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. В совместной исследовательской деятельности вместе с детьми собирали камни, ракушки, играли с песком и водой, предметами и наблюдали за явлениями неживой природы.
Так же наблюдали сильный дождь из окна. В ходе наблюдения дети видели и делали сами вывод, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах и ловили капельки ладошками. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, крупный, мелкий).
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Так как детские годы самые важные и как они пройдут, зависит и от родителей, и от нас, педагогов. Решение данной проблемы невозможно без сотрудничества с семьями воспитанников. В сотрудничестве с семьёй добиваюсь позитивного отношения к данной проблеме. Так как, если добыть эти знания помогают родители, то это вдвойне усиливает образовательный эффект.
Ведь есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его объектом, явлением в условиях детского сада и семьи. Ведь мы живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна, но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
С этой целью разработаны совместные мероприятия по формированию познавательно-исследовательских навыков, которые реализуются через активную деятельность всех участников проекта. Например, нарисовать мини - огород на окне весной, составить рассказ о том, что выращивают и как ухаживают всей семьёй за ним.
Слайд. В этом году для детей 4-5 лет организовано образовательное пространство «Я познаю мир», оснащённый разнообразным, периодически сменяемым материалом: шишки, листочки, камешки, стаканчики с водой и т.д., где каждый ребёнок может провести опыт, самостоятельную поисковую деятельность (детское экспериментирование).
Слайд. В соответствие с требованиями ФГОС ДО разработана и реализуется программа познавательно-исследовательского кружка «Отчего и почему?», которая была утверждена на педагогическом совете. Продолжая работу в этом направление, дети получают новые способы исследования о разных объектах окружающего мира. Например, дети обогатили свои представления о свойствах жидкого мыла, о плавучести предметов в мыльной пене.
Во время практических опытов всегда даю возможность каждому ребенку обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения. Так же помогаю в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, всегда стараюсь удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Ведь удивление – первоначальный источник познавательного процесса. Для проведения опытов в этом году использую карточки схемы - алгоритмы действий во время экспериментирования. Это очень помогает детям правильно понять и выполнять последовательность действий с предметами.
Во время проведения опытов обращаю внимание детей на соблюдение правил безопасности. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:
- действие показывает воспитатель и выставляет схему-алгоритм действия;
- затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
- воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;
- ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
- для возможности контроля работы каждого ребенка действие осуществляется вместе и медленно.
Слайд. Уровень развития познавательной активности и любознательности проверяется методом педагогического наблюдения по методике «Маленький исследователь», средствами: дидактического материала, необходимого для обследования детей, с заданиями, предлагаемых детям для выполнения.
Оценка уровня развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников 4-5 лет по методике «Маленький исследователь» показала: на начало года высокий уровень 15%, средний уровень 70%, низкий уровень 15%, конец года высокий уровень 35%, средний уровень 65%, низкий уровень 0%.
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что целенаправленная и систематическая работа по формированию познавательного интереса у детей 3-5 лет посредством экспериментирования в процессе образовательной деятельности позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые они производят с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения "Новогодний праздник танца" в рамках проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2016" (Педагогическая находка)
Цель: Продолжать знакомство ребят с хореографией, как с видом искусства.Задачи:Образовательные: Продолжать формировать хореографические навыки, повторить некоторые танцевальные элементы.Развивающ...
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" (Всероссийский конкурс "Воспитатель года - 2015" Золотарёва В.Э.)
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" (Всероссийский конкурс "Воспитатель года - 2015" Золотарёва В.Э.)...
Конкурсный материал к муниципальному конкурсу "Воспитатель года 2016"
Конкурсный материал к муниципальному конкурсу "Воспитатель года 2016"...
Конкурсное задание "Методический семинар" участника районного конкурса "Учитель года-2016"
Описание опыта профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"...
"Педагог года 2018" Конкурсное задание "Методический семинар"
Методическая разработка к выступлению на втором этапе ежегодного муниципального конкурса профессионального мастерства "Педагог года - 2018", конкурсное задание "Методический семинар&quo...
"Педагогическое мероприятие с детьми" - конкурсное испытание Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2021"
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Путешествие в сказочный лес»...
Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2024" Конкурсное задание " Педагогическая находка"
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу вас познакомить вас со своей педагогической находкой "Кейс-чудес маленьких исследователей". Представить вашему вниманию собственную профессиональную пр...