КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" (Всероссийский конкурс "Воспитатель года - 2015" Золотарёва В.Э.)
материал на тему

Золотарёва Валентина Эвальдовна

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" (Всероссийский конкурс "Воспитатель года - 2015" Золотарёва В.Э.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_seminar.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"

Золотарёва В.Э.,

воспитатель детского сада "Тополёк"

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами

 занимательной математики.

Пояснительная записка

(СЛАЙД 1)

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. (СЛАЙД 2) В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

В ФГОС подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития логического мышления. Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Одним из источников решения этой проблемы могут стать занимательные игры и упражнения. (СЛАЙД 3)

Использование занимательного математического материала в процессе обучения, уникальность его содержания, помогает  полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого математического факта или понятия и, на основе поддержания интереса к изучаемому вопросу со стороны воспитанников, позволит детям лучше ориентироваться в математических категориях, наблюдать их проявления в жизни. В связи со всем вышесказанным , мною была определена следующая цель дальнейшей работы.

Цель: формирование элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования развивающих математических игр и упражнений  в различных видах деятельности.  

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:                         (СЛАЙД 4)

  • обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;
  • показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека;
  • формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях; (СЛАЙД 5)
  • развивать интеллектуальные, познавательные  способности детей, их воображение;
  • поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;
  • расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.

Считаю, что эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А я стараюсь подвести  детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Образовательно —воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов (СЛАЙДЫ 6-7)

Свою работу выстроила в три этапа:

1 этап - подготовительный: 

На начальном этапе происходило изучение и анализ учебно - методической литературы по проблеме формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Также необходимо было выявить уровень  результативности ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста на начало работы. Для этого была проведена диагностика, использующая следующие, разработанные мной,  критерии по формированию элементарных математических  представление детей 5-6 лет (СЛАЙД 8)

Результативность элементарных математических представлений у дошкольников 5 - 6 лет на начало работы по данной теме представлены на СЛАЙДАХ 9-10.

2 этап - основной:

Включает в себя следующие направления работы:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами

Работа с детьми:

Дидактические игры (СЛАЙДЫ 11-16)

Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.

Математические игры и задачи (СЛАЙДЫ 17-20)

Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.

Развлечения (СЛАЙД 21)

Все дети любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое настроение. Развлечение строится на понятийном багаже, который уже сложился у детей. Сюжет строится на вовлечении детей в происходящее, на возможности проявления детьми эрудиции и находчивости и , конечно же, признания и достижений.

Работа с родителями (СЛАЙД 22-24)

  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей

Работа с педагогами (СЛАЙД 25)

В работе с педагогами были использованы следующие формы работы:

  • Консультации
  • Участив в совещаниях, семинарах

3 – итоговый: диагностика.

На данном этапе мы провели контрольный эксперимент, с целью убедиться в том, что эти же дети показали более высокий уровень ФЭМП по сравнению с экспериментом на начало работы над темой. (СЛАЙДЫ 26-27)

Были использованы те же критерии по формированию элементарных математических  представление детей 5-6 лет и проведена диагностика.

(СЛАЙД 28)

Сравнительный анализ результатов, а также практика показали, что использование занимательных математических задач и упражнений  в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений способствует углубленному и осмысленному восприятию преподносимого материала старшим дошкольником.

Практическая значимость данной темы заключается в подборе и возможности продуктивного использования занимательного математического материала на занятиях в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Этот материал способствует формированию элементарных математических представлений у воспитанников и дает возможность применять его воспитателями ДОУ в работе с детьми  по развитию элементарных математических представлений в группах детей старшего дошкольного возраста, а также родителями в общении с детьми.

 (СЛАЙД 29)

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е. А.  «Игры по развитию логического мышления» Москва-Синтез 2010г.

2. Козина Л. Ю. «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г.

3. Кутецкий В. А.  «Психология математических способностей дошкольников» Москва-Кноус, 2012г.

4. Математика - это интересно. Михайлова З.А., Чеплакшина И.Н., 2011 г, Детство - Пресс.

5. Математика в детском саду. Старшая группа. В.П. Новикова. - М. Мозаика-Синтез, 2003 

6. Новикова В. П.  «Развивающие игры и занятия» Москва «Детство-ПРЕСС» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации при разработке и проведении конкурсного занятия на конкурсе профессионального мастерства "педагог года"

С данной статье представлены отличительные особенности конкурсного занятия от традиционного. даны рекомендации по разработке конкурсного занятия, приведены примеры проблемных ситуаций....

Конкурсный материал к муниципальному конкурсу "Воспитатель года 2016"

Конкурсный материал к муниципальному конкурсу "Воспитатель года 2016"...

Участник муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Воспитатель года – 2018»Конкурсное испытание «Учебное занятие»

МДОУ «Ельниковский детский сад №1»Ельниковского муниципального района Республики Мордовия     Саитова Галина Викторовнавоспитательучастник муниципального этапа кон...

Конкурсное задание первого (заочного) тура муниципального конкурса «Учитель года 2020» в номинации «Воспитатель года» «Педагогическая находка»

Конспектинтегрированной образовательной деятельности «Правила для маленького пешехода»для детей средней группы (4-5 лет)...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Конкурсное испытание «Мой успешный проект» ИФК Авдеевой М.В. на областной конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» по специальной номинации «Физинструктор года»

Физкультурно – оздоровительный проект для старших дошкольников «Дети стопы разминают и здоровье укрепляют!»https://nsportal.ru/video/2020/02/moy-uspeshnyy-proekt-6...

Конкурсное задание городского конкурса "Педагог года - 2021"

Эссе "Детский сад будущего - какой он?"              ...