Организация игровой и занятийной деятельности с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Просвирина Фирая Тимербулатовна

Организация образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosvirina_peregovornaya_ploshchadka_no2.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Куйбышевского района – детский сад «Аленький цветочек»

Тема: «Организация игровой и занятийной деятельности с детьми раннего возраста»

                                            Просвирина Фирая Тимербулатовна,

                                            воспитатель 1 квалификационной

                                            категории

                                                                                   

                                        Куйбышев, 2016 г.

 Содержание

 Введение …………………………………………………………….………….3

 1.Классификация видов игр………………………………………….…………4

 2. Особенности проведения  занятий с детьми………….…………………5

 Заключение ………………………………….…………………………………6                                                                                          

 Список литературы ……………………………………………………………7


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Добрый день уважаемые слушатели, сегодня я бы хотела поделиться  небольшим опытом своей работы с детьми раннего возраста, с которыми я уже второй год. Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дети раннего возраста  требуют не только присмотра и ухода , но и развития.

Основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.

      Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться)
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

В своей работе я пользуюсь комплексными  занятиями  по программе «От рождения до школы», они являются интересной и, главное эффективной формой развития. Особенность этих занятий состоит в том, что они дают возможность объединения нескольких направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, изодеятельность, конструирование. В занятия включаются потешки, стихи, небольшие рассказы; развивающие и пальчиковые игры; игры с сюжетными картинками, игры-занятия с предметами (с куклой: умываем, моем, стираем и гладим белье, моем игрушки и т.д.; игры с водой: ловим сачком рыбку.), опыты (тонет, не тонет; холодный, теплый, горячий и т.д.). Рассматриваются  предметы, из чего сделаны, качество предметов, проводится работа с тактильными дощечками, показ сказок и мн. др.  

Занятия проходят в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Цель : показать особенности организации и проведения занятий с детьми раннего возраста.

Поставленная цель определила  задачи :

1.Познакомить с классификацией видов игр;

2.раскрыть особенности организации занятий с детьми раннего возраста.

1.Виды игр- занятий с детьми раннего возраста.

 Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, которая осуществляется под руководством взрослого.

 Цель игры имеет всегда два аспекта: познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать и воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения с окружающими, которые мы закладываем

Проанализировав методическую литературу, используя на практике, я выявила для себя наиболее эффективные методы работы и виды игр с которыми я вас хочу познакомить.

 Сюжетные и познавательные игры особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка. Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой деятельности в раннем и дошкольном детстве. В сюжетных играх ребенок с помощью взрослого усваивает:

особенности предметов - игрушек (ознакомительные игры);

способы действия с ними (отобразительные игры);

приобретает опыт практической деятельности и отражает назначение предметов (сюжетно-отобразительные игры);

отражает ролевые взаимоотношения людей (сюжетно-ролевые игры);

отражает трудовые и общественные отношения (ролевые игры).

Познавательные игры направлены на:

самостоятельное обследование игрушек,

узнавание их физических свойств,

реализацию возможности различным образом действовать с ними.

(Показ «Кукла Катя одевается на прогулку»)

 Обучающие игры можно разделить на подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры – развлечения, игры на расслабление. (У меня пропли ушки…, Подставляй скорей ладошку…)

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим на прогулке и т.д.

2. Особенности проведения игр и занятий.

Занятия в группах раннего возраста проводятся  чаще утром , длительностью 8-10 минут по подгруппам, что соответствует требованиям санитарных правил и норм и ФГОС . Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т. к. остальные дети находятся под ее присмотром. Чтение стихотворения с показом игрушек, картинок требует от детей относительной неподвижности. Поэтому они быстро отвлекаются, перестают слушать и смотреть на то, что им показывают. Слушание текста и попутное рассматривание игрушек, картинок длится несколько минут, после чего меняется характер деятельности детей: они играют с игрушками, которые им показывали, или воспроизводят игровые движения, выполняемые воспитательницей при чтении текста. В данном случае смена деятельности предупреждает утомление, и в то же время решается задача учить слушать и понимать художественный текст, так как тематически обе части занятия связаны: дети видят игрушки, слушают о них и действуют с ними.

      Занятия  проводятся в игровой форме с учетом психофизиологических особенностей детей раннего возраста. Для предупреждения интеллектуальной и физической утомляемости в ходе занятий происходит частая смена видов деятельности. Активно используются музыкально-двигательные упражнения

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, мы широко используем на занятиях приемы наглядности: показываем предмет, даем возможность потрогать его; на прогулке организуем  показ грузовой машины; в комнате подводим детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко.

Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик.

Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Когда мы что-либо объясняем малышам, разговариваем с ними, то делать это  надо бодро, весело, ласково это вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки  читать живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.

Заключение:

Программа занятий для детей раннего возраста включает 3 взаимодополняющих аспекта: обучающий, развивающий, оздоровительный  учитывает все стороны развития ребенка: интеллектуальную, физическую, эмоциональную и социальную.

При проведении игр и занятий с маленькими детьми следует помнить, что,только действуя своими руками и воспринимая предметы своими глазами, ребёнок может прочувствовать величину разных предметов и понять их соотношение.

 В первых играх с любыми игрушками участие взрослого совершенно необходимо. Очень многое зависит от выразительности слов и действий воспитателя. Именно они должны заразить малыша интересом к игре и вовлечь в воображаемую ситуацию.

Любые занятия и игры решают определенную задачу, направленную на совершенствование количественных, временных, пространственных представлений детей. Поэтому использование системы игр позволяет более полно и комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития дошкольников.


Список  литературы

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.

  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

  1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А Козлова, Т. А Куликова. 3-е изд., исправ. и. доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ...

Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

   В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственнообразовательной деятельности с детьми раннего возрастапо сенсорному развитию  Характеристика группы:Занятие разработано...