Доклад на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Таранова Людмила Владимировна

Доклад на тему:

 

«Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

 

                                                                                                                                                                                                                

Подготовила  воспитатель: Таранова Л.В.

 

        Дети по природе своей исследователи.   Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

         Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

         В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Цели экспериментирования - это:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата.

     В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в - третьих, они практически безопасны;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

       Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

      Структура  детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.

     Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, эти занятия  мы  начинаем проводить со 2-й младшей группы. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

        Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др.

Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.  

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

        Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Опыты проводим  как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

 • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

       Познакомила  детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.

Для этого использовали следующие опыты:

превращение воды в лёд.

превращение льда в воду.

          Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели  ряд опытов:

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- можно ли поймать воздух?

- может ли воздух быть сильным?

- движение воздуха.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

         При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.

        Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

      Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

         Работа с родителями..

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

     Даю родителям на собрании  очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста узнают окружающий мир посредством поисковой деятельности. Чем разнообразнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноц...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольных  образовательных  учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совместная  деятельн...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность  с детьми младшего дошкольного возраста...

опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаВ дошкольных  образовательных  учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совм...

Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....