Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме
Дети дошкольного возраста узнают окружающий мир посредством поисковой деятельности. Чем разнообразнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sov_.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ Детский сад №248
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
Игры с песком и водой.
Выполнила:
воспитатель Булич Н.Г.
г.Новокузнецк
2014 г.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.
Для игр с песком и водой в нашей группе имеются совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки), набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, ситечки, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики.
«Вода»
В режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время исследовательской деятельности дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
Совместно с детьми мы проводим опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводим и игры с элементами экспериментирования
- игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
- игра «Найди ракушку»
- познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
- игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
- игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
- наблюдение за водой
- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
- игры-забавы с водой.
- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
«Песок»
На организованной совместной деятельности «Угощение для друзей» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Отпечатки наших рук», дети убедились, что на мокром песке остаются отпечатки.
При проведении опыта с песком «Волшебное сито», детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
- игра «Печем печенье»
- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- игра «Норка для зверушек»
- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- игра «Что спрятано в песке?»
-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
- игра «Чудо пекарь»:
- закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельн...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...
опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Пояснительная запискаВ дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совм...
Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста...