Для вас, педагоги
консультация на тему
Здесь размещен полезный материал для воспитателей Детских садов по физическому развитию детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_no1.docx | 23.09 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley_no2.docx | 58.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Иванушка»
Консультация для воспитателей
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
Подготовила
Инструктор
по физической культуре
Сорокина Л. Н.
2012 г.
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Хотя, признаться честно, в моей практике таких случаев я не припомню, за исключением моментов, когда ребенок недомогал. Я никогда не принуждаю детей к выполнению того или иного движения, занятия свои не превращаю в скучное времяпрепровождения. Ведь дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия выстраиваю таким образом, чтобы постепенно вовлекать детей во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы малыши закрепили изученные движения. Пробудить интерес к занятиям помогает также демонстрация их умений перед сверстниками. Так постепенно я развиваю у ребят уверенность в своих силах и стремление «идти» дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Я считаю, что физкультурное занятие – наиболее эффективная школа обучения движениям. Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерные для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования. Детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями – видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Словом, в обучении движениям я выделяю специфическую направленность: научить детей не подражать, а сотворять. Главное в этом направлении – активно поддерживать в детях стремление к творчеству, как при выполнении отдельных двигательных заданий на первом этапе обучения, так и в направленных физкультурных занятиях.
В самом деле, прыгать, к примеру, по очереди через разложенный на полу «ручеек», предварительно сгибая ноги в коленях и стараясь не наступить на линию, довольно скучное и не каждому малышу понятное, а значит и малопродуктивное занятие. Я делаю по - другому. Раскладываю много «ручейков»: широких и узких, коротких и подлиннее, да еще приговариваю, что текут они в разные стороны. Дети прыгают, кто через какой хочет, меняются местами, ведь каждому хочется попробовать перепрыгнуть и через тот, и через другой. В такой ситуации я предоставляю детям возможность выбирать, и это самое начало их творческих, еще не осознаваемых поисков. Такой подход поддерживает интерес к процессу обучения, стремление многократно повторять движение. Моя задача на этом этапе – наблюдать, индивидуально корректировать движения. Обязательно делаю предметом общего внимания действия некоторых, не очень уверенных в себе ребят. Это помогает им поверить в свои силы и возможности. Например: «Посмотрите, какой Денис молодец, выбрал самый широкий ручеек, видите, как сильно размахнулся руками, чтобы дальше прыгнуть!»
Внимание к технике выполнения на начальном этапе обучения я считаю не столь важным. Главное – вызвать в детях желание действовать. Приведу еще пример. Традиционный прием – все должны идти друг за другом в гости к Зайчику по одному мостику. Это неудобно: образуется очередь, детям приходится ждать, снижается плотность занятия. Тяжелое испытание для малышей, должна вам сказать. Поэтому разнообразных мостиков должно быть несколько: доска, лежащая на полу; приподнятые бруски; куски фанеры в виде прямоугольников, кругов, квадратов. И вовсе не обязательно раскладывать все это в ряд, оборудование должно быть расположено по периметру зала. Склонный подражать малыш захочет пройти по всем мостикам. В дальнейшем я предлагаю детям идти по мостикам так, как это делает «хозяин домика». Если идем в гости к Петушку – высоко поднимать колени, к медвежонку – на четвереньках, к мышке – на носочках. Вариаций множество, стоит только подключить фантазию. Зачастую дети сами предлагают интересные варианты. В этом случае просто и естественно решается проблема двигательной активности – дети движутся все одновременно, в удобном для каждого ритме и темпе. И что особенно радует, все действия они выполняют с большим удовольствием, без принуждения.
Всем, кто занимается с маленькими детьми физкультурой, известно, что довольно сложно научить их построениям и перестроениям. Справиться с этой задачей мне опять же помогает творческий подход. Поделюсь опытом, как подвести детей к построению в колонну посредством игровых заданий с куклами. Куклы сидят в домиках - плоских обручах, лежащих в ряд (по числу детей). Предлагаю детям научить своих кукол заниматься физкультурой.
- встаньте рядом с куклой, кто с какой хочет…
- погуляйте со своей куклой…
- отнесите куклу в свой домик…
- погуляйте теперь сами…
Затем предлагаю детям выполнить упражнения с куклами. Дальше на протяжении всего занятия ребята занимаются с куклами: катают ей мяч, водят вокруг хоровод, танцуют с куклами.
Возможности для развития двигательной инициативы, для проявления творческих начал многократно увеличиваются в старшем дошкольном возрасте. На каждом физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает мне большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации. Например, я даю такие задания:
- представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
- подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
- вы - грациозные кошки, лакающие из миски молоко;
- посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
Конечно, я при этом использую средства художественной выразительности – соответствующую интонацию голоса, мимику, жесты. Самое главное – я должна быть уверена, что мой способ подачи двигательного задания вызовет у детей адекватную реакцию. К примеру, дети младшего и среднего дошкольного возраста прекрасно воспринимают упражнения в сюжетной форме. А ребятам постарше уже понятна смысловая сторона движения, они более самостоятельны, инициативны. Я всегда приветствую и стимулирую умения ребенка самостоятельно найти оригинальный способ решения поставленной двигательной задачи. Таким образом, основой импровизационных реакций детей является развитое воображение. Предопределяет его развитие целенаправленное формирование двигательного опыта, стержнем которого является возможность выбора.
Далее я хочу продемонстрировать творческие возможности физкультурных занятий разных типов. Свои занятия я не обязательно начинаю привычными построениями и перестроениями. Вместо этого использую игры с элементами строя. Например, такие: «Найди себе пару», «Плетень», «Чье звено быстрее построится», «За самым высоким или самым низким» и другие. Очень нравятся детям игровые задания типа «Построй, как хочешь»: во время движения врассыпную я называю ребенка, который подает соответствующий сигнал, строя детей по своему желанию в любом месте физкультурного зала. Чувствовать ритм, менять способ движения помогает, конечно, и музыка. Детям нравится смена музыкального сопровождения, они чутко чувствуют характер музыки.
Во время общеразвивающих упражнений часто прибегаю к такому приему: только называю знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить. Еще ребятам нравится, когда я предлагаю им самим придумывать упражнения (однако, подсказываю, для какой части тела они должны быть). Порой дети удивляют и даже поражают меня своей выдумкой, находчивостью. Мне очень нравится та непосредственность и искренность, с которой они включаются в задание-игру. Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах я предлагаю во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно, при этом выделяя, похваливая тех детей, у которых получается лучше. Стараюсь никого вниманием не обойти. Кстати, хочу заметить: если предусмотрено придумывание упражнений детьми, то целесообразней использовать построение врассыпную – так они лучше видят друг друга.
Основные движения: прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии – стержень любого типового физкультурного занятия. Осваивать их нужно не только посредством прямого обучения (используя показ и объяснение), но и через игровые задания. Я заинтересовываю детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием. Приведу примеры некоторых задач:
- кто дальше бросит мешочек через голову назад;
- кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами;
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия мы подводим с детьми итог. Выясняем, как еще можно было выполнить задания другими способами. На следующем занятии испытываем новые методы. Конечно, я направляю детей в нужное русло.
Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий. Игра, особенно подвижная, является для ребят радостью. Мне кажется скучным просто объявлять в конце занятия название игры. Я стараюсь сделать начало игры захватывающим, будоражащим веселые мысли.
- для малышей предлагаю найти заранее спрятанную маску-шапочку и когда дети находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и мы выбираем игру;
- рассказываю короткий стишок про козленка, который потерялся. Ребята находят игрушку и козленок их догоняет;
- старшим детям предлагаю попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи;
- спрашиваю, какие игры подсказывает погода за окном, предлагаю посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди;
- напоминаю, что нужно совершенствовать прыжки в длину и дети сами называют игры, где используется это движение.
Таким образом, в игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко лазать, метко бросать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.
Обучение движениям во всех видах занятий должно строиться увлекательно. Уже саму постановку задачи в начале занятия стараюсь сделать своеобразным приглашением детей к размышлению, к содействию. Поэтому тематически обозначаю занятие, чтобы дети подготовились эмоционально. Иногда заблаговременно напоминаю содержание произведения, которое будет служить основой сюжетного занятия, и тогда мы вместе с детьми заранее готовим маски для героев, расставляем атрибуты. Вместе с детьми в свое время были придуманы и доработаны мной такие подвижные игры: «Змейка», «Летите, голуби», «В свой огород», «Островки спасения», «Гусеница». С успехом использую эти и другие игры, придуманные вместе с ребятами.
Развивающий потенциал физических упражнений, подвижных игр огромен. В арсенале средств, формирующих личность они – самая благоприятная основа детской изобретательности и самая доступная форма сотворчества ребенка и взрослого.
Приложение. Разработки авторских игр.
Игра «Змейка»: воспитатель берет за один конец длинную прочную веревку (3-4 метра), желательно свитую из разноцветных жгутиков. Это и будет ядовитая змея. Делая волнообразные движения и быстро перемещаясь по площадке, имитирует извивающуюся и уползающую змею. Дети догоняют ее, стараясь наступить на «хвост змеи». Игра прекращается, когда все дети наступят на веревку. ( Во избежание столкновений, в игре одновременно могут принимать участие не более 5-7 ребят). Если дети будут играть босиком, то наряду с такими физическими качествами, как равновесие, быстрота эта игра способствует и профилактике плоскостопия.
Игра «Летите, голуби»: для отработки броска вперед-вверх отлично помогают бумажные «голуби». Дети сами складывают себе по два «голубя» и соревнуются, метая их на дальность правой и левой рукой. Можно усложнить игру, поставив условие, что «голубь» должен перелететь через натянутую веревку или достигнуть определенной цели.
Игра «Островки спасения»: на полу по количеству игроков раскладываются маленькие коврики – это островки среди океана. Пока звучит музыка, дети, имитируя плавание, двигаются между островками. На сигнал: «Акула!» стараются занять место на островке. Постепенно островков становится все меньше, но выбывших игроков нет, так как дети помогают друг другу удержаться по несколько человек на одном островке. В конце концов остается всего один остров. Спасется всякий, кто хотя бы оной ногой наступил на край острова. Друзья помогают устоять. Таким образом, в игре воспитывается взаимовыручка, умение сочувствовать.
Игра «В свой огород»: участвуют два игрока. Они располагаются на противоположных сторонах площадки за чертой лицом друг к другу. Между ними на одинаковом расстоянии параллельно лежат гимнастические палки по 5-6 штук со стороны каждого игрока. Одна палка, одиннадцатая, находится посередине, она должна отличаться по цвету от остальных. После сигнала игроки переносят за свою черту по одной палке. Тот, кому достанется средняя палка, становится победителем.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Иванушка»
Консультация для воспитателей
«Физкультурные праздники и досуги в детском саду»
Подготовила
Инструктор
по физической культуре
Сорокина Л. Н.
2012 г.
Физкультурные праздники и досуги в детском саду.
В детском саду ребенок получает всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ребенок узнает, все, чем он овладевает, было эмоционально окрашено.
Эмоции в жизни ребенка играют очень важную роль. Известный советский физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеет очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Самая ранняя стадия общения ребенка с миром - стадия эмоциональная. Таким образом, положительная эмоциональная обстановка должна быть постоянна в детском саду. Этому в значительной мере способствуют различные формы досугов: музыкальные, физкультурные, и т.д. Особое место занимают физкультурные праздники и досуги. Физическая деятельность сама по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П. Павлов так и " называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки лучший способ разрядки. Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Физкультурные праздники и досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого.
При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Хорошо, когда физкультурные праздники и досуги сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
Практика показывает, что существует противоречие между необходимостью использования физкультурных праздников и досугов как эффективные формы работы детского сада с семьей и тем, что родители не проявляют должного участия и внимания данной форме взаимодействия.
Данное противоречие обусловило проблему исследования – как построить работу детского сада по приобщению родителей к участию в физкультурных праздниках и досугов, чтобы как можно оптимально активизировать родителей с разным уровнем заинтересованности в участии в данных мероприятиях.
Данная проблема опередила цель исследования – как построить работу по проведению физкультурных праздников и досугов, чтобы эта работа стала эффективной формой взаимодействия и заинтересованности родителей.
Объект: форма работы детского сада с семьей.
Предмет: физкультурные праздники и досуги как форма работы детского сада с семьей.
Гипотеза: Мы предполагаем, что физкультурные праздники и досуги будут эффективной формой работы детского сада с семьей если: будут выбраны методы и приемы в работе с родителями различного уровня заинтересованности.
Для проверки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме.
2.Выявить реальное состояние проблемы.
3.Обосновать и экспериментально проверить предположение.
4.Установить пути повышения заинтересованности.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, естественный эксперимент.
Значение физкультурных праздников и досугов.
В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. На праздник к детям приглашаются школьники - бывшие воспитанники дошкольного учреждения, спортсмены, активными его участниками являются родители. Не остаются безучастными и дети - болельщики, для них проводятся конкурсы и аттракционы. Интересно проходят летние и зимние физкультурные праздники, под девизами: «Будем спортом заниматься», «Зимушка - зима», «Зимние забавы», «Праздник Нептуна». В форе занимательного сюжета с детьми проводятся разнообразные упражнения и игры в воде. Физкультурные праздники являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.
Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствуют активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и др. полезных качеств и способностей.
Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок, для украшения спортивной площадки и гимнастического зала, расчистки катка, прокладывания лыжни, разметки беговых и велосипедных дорожек, мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания, соответствующие их подготовленности. Вследствие такой разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи трудового воспитания. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к окружающему, понимании идейной направленности физкультурного праздника определенной тематики. Праздники помогают донести до осознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни. Воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Пробуждать чувство любви к родному краю и дружба к народам.
Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование
детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.
Большое значение имеет слаженное действие взрослых - сотрудников дошкольного учреждения, родителей, представителей шефствующих предприятий и спортивных организаций, их совместное участие в подготовке к программе праздника (веселых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т.п.)
Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуре и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями по физвоспитанию. Кроме того, физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.
Содержание физкультурного праздника и досуга, и их методика.
Физкультурные праздники в д/с организуется в соответствии с программными указаниями. Количество их в течении года в средней, старшей и подготовительной к школе группах - два раза в год. Периодичность проведения, продолжительность (в пределах 40 минут) дифференцируется в зависимости от возраста детей, условий проведения, задачи и содержания праздника.
Программой воспитания и обучения в детском саду физкультурные праздники предусмотрены для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступно коллективное взаимодействие в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизация, они инициативны при выполнении поручений или ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов, правильно воспринять оценку своих действий, поведения. В начале года планируются физкультурные праздники, намечаются их тематика. Это позволяет предусмотреть наиболее целесообразные их сочетания с праздниками общественной направленности. Более всего приемлемы для детей дошкольного возраста физкультурные праздники, которые организуются для воспитанников одного дошкольного учреждения. Вместе с тем, иногда допускаются объединения двух-трех групп старших дошкольников из двух-трех близлежащих детских садов.
При любой форме организации физкультурного праздника дошкольников он
должен быть настоящим праздником для детей, недопустимо перерастание детского праздника в развлечение для взрослых, особенно это касается физкультурных праздников с соревновательной направленностью, организуемых по инициативе спортивных организаций. Недопустимы отбор участников праздника из детей, отличившихся на соревнованиях. Такой подход не соответствует особенностям психического и физического развития ребенка-дошкольника. Отбор детей, показывающих только лучшие результаты, не способствует решению важнейших воспитательных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, не нацеливает на обеспечение подлинно массового увлечения детей занятиями физической культурой. Тренировочные же занятия с «избранными» отвлекают внимание воспитателей от систематической работы со всеми ребятами. Как правило, на соревнованиях с последующим выбыванием от этапа к этапу более слабых участников, возникает обстановка чрезмерного детского возбуждения, ажиотажа окружающих. Это неблагоприятно для развития и воспитания дошкольников у более подготовленных детей это может привести к зарождению эгоистических черт характера - зазнайству, недоброжелательному отношению к партнеру, неуважению к более слабым, у последних - вызвать неуверенность в своих силах, снизить интерес к занятиям, пробудить отрицательные эмоции, доставить много огорчения.
Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике важный фактор в его воспитательно-образовательной эффективности. Организаторам праздника необходимо позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков, желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям. Детям свойственно эмоционально-двигательное восприятие про и сходящих на празднике соревнований, эстафет, аттракционов.
Часто они слишком бурно реагируют на победу и неудачу своих товарищей, очень громко кричат, топают ногами. Хотя и понятно желание детей поддержать соревнующихся. Важно все же уметь сдерживаться, выражать свои чувства более умеренно. Взрослые не должны забывать об этом, стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей. В это же время следует чутко относится к проявлениям детей, не заглушать их радость частыми и неоправданными замечаниями. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность, при условии рациональной одежды детей. При проведении физкультурных праздников в помещении следует руководствоваться настоящими правилами, не допускать сокращения времени пребывания детей на воздухе.
Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, физкультурный праздник может быть организован не только на участке дошкольного учреждения, но и в парке, на стадионе, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздник а во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климато-географических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.
Составление программы физкультурного праздника.
Подготовка к празднику начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.
В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить цель и задачи праздника (и на этой основе проводить всю подготовительную работу); дату и время его проведения, предполагаемую длительность, место проведения праздника и отдельных номеров программы - парады участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов; определить ответственных за подготовку и проведение праздника; указать количество участников, возрастные группы детей - из дошкольного учреждения, школы, класса, которые примут в нем участие; указать, кто из
воспитателей, родителей, шефов будут при влечены к работе, а также приглашены на праздник в качестве гостей, выступить с показательным номером или принять
участие в судействе; обусловить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных), поощрение участников праздника.
Например, при составлении программы праздника, которая предполагается провести под девизом «Мы - будущие спортсмены», целесообразно обозначить следующее:
1. Цель физкультурного праздника - пропаганда массовости физической культуры и спорта.
2. Задачи:
- Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой, содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования.
- Воспитание чувства гордости за спортивные достижение страны.
- Популяризация значимости физической культуры среди родителей и общественности.
3. Место и время проведения праздника (физкультурная площадка дошкольного учреждения, в том числе стадион завода, спорткомплекса).
4. Руководство подготовкой праздника.
Состав комиссии: коллектив дошкольного учреждения, в том числе врач или медицинская сестра, представители отдела народного образования, родительского комитета, спортивного общества (указывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность каждого члена комиссии)
5. Участники праздника. Состав: дети, воспитатели, родители, учащиеся спорт -школы, мастера спорта приглашенные на праздник.
6. Поощрение участников (награждение), осуществляется по принципу
«Главное - не победа, а участие». Памятные значки, сувениры вручаются всем детям.
7. Предварительные работы.
- Распределение обязанностей: подготовка атрибутов для игр и упражнений; изготовление эмблем для команд, памятных значков для награжденных; отработка сценария праздника, его музыкальное оформление; разучивание детьми гимнастических упражнений для выступлений на физкультурных занятиях, отбор и повторение песен, танцев, обеспечение травмобезопастности места проведения праздника.
- Подготовительная работа воспитателя с детьми: регулярное освоение гимнастических упражнений во время физкультурных занятий и упражнений, гимнастики; ежедневное участие детей в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях, предусмотренных программой; оформление мест проведения праздника с выдающимися спортсменами и достижениями (проведение бесед, рассматривание картин, книг, показы диафильмов). Проведение занятий по изобразительному искусству на тему «Спорт в нашей жизни»; Оформление альбомов, стендов, отражающих выступление детей на празднике.
- Организация совместной работы с родителями: распределение обязанностей с родителями; создание команды из числа родителей, участвующих в празднике, проведение консультации; подготовка места для организации соревнований и аттракционов, спортивной одежды и костюмов для выступлений, праздничного сюрприза и плакатов; участие в художественном оформлении, утверждении сценария и реализации программы праздника; фотографирование детей.
- Поручение шефам: работы, связанные с ремонтом физкультурного оборудования, расчистка баскетбольной площадки, проверка исправности трансляционной сети; осуществление постоянной связи с руководством стадиона по вопросам организации праздника.
- Подготовка спортивного сооружения (стадиона): создание условий для выступления детей, организации игр, соревнований, аттракционов, работы судейской бригады; обеспечение травмобезопастности оборудования; проверка санитарного состояния трибун, раздевалок; оформление выставки, раскрывающей достижения спортсменов.
Приведенная схема физкультурного праздника является примерной, ее следует конкретизировать для каждого праздника, с учетом задач и условий, в которых намечено его проведение.
Заинтересованному участию родителей, шефов, общественности служат вся система работы дошкольного учреждения (родительские собрания, беседы и консультации о физическом воспитании детей, встречи с шефами, проведение открытых занятий по физкультуре с последующим их обсуждением, демонстрация выставок детских работ).
Содружество дошкольного учреждения с шефами, школой, предприятиями, женскими организациями - позволят придать детскому празднику необходимую торжественность, служит повышению авторитета дошкольного учреждения среди населения.
Разработка сценария: одним из важнейших разделов работы при подготовке к физкультурному празднику, является разработка сценария, которая поручается комиссии из числа сотрудников дошкольного учреждения: старший воспитатель, воспитатель детских групп, выступающих на празднике, музыкальный руководитель. В том случае, когда на празднике объединяются дети из нескольких дошкольных учреждений, в работе комиссии принимают участие воспитатели и музыкальные руководители этих детских садов.
В ходе подготовке группы, группа сотрудников, ответственная за разработку сценария, обращается к помощи опытных и творческих воспитателей, родителей, привлекает их к составлению приветствий, перекличек, конкурсов, сочинений стихотворений, консультируется с ними по другим номерам программы.
Сценарий физкультурного праздника строится на основе программно методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. При разработке сценария праздника следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит. Так, например, для праздников, проходящих под девизом «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «В здоровье - сила», «Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми», главными задачами являются пропаганда значимости физической культуры, гигиенических факторов, естественных сил природы, как важнейших средств укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функций организма, воспитания у детей интереса к занятиям физическими упражнениями и играми.
В программе таких праздников должны занять большое место игры, эстафеты,
коллективные выступления детей, в которых они демонстрируют, какими стали крепкими, сильными, быстрыми. В литературно художественном материале стихотворениях, песнях, обращениях команды к команде и т.п. раскрывается значение утренней гимнастике, веселых игр на воздухе. У местно использование стихотворении, игровых образов, сюжетных ситуации, позволяющих в шутливой форме показать, к чему приводят отрицательное отношение к гигиене, пренебрежение физкультурными занятиями, боязнь свежего воздуха, и т.п.
Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года, и конкретных условий, в которых проводятся. Так, на празднике в зимнее время возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий - катание на санках, игры и соревнования на лыжах и коньках, элементы игр в хоккей, игры-эстафеты на льду, на снегу и т.п. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении физкультурных праздников в летнее время на открытом воздухе. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбегом, метанием в цель и на дальность, упражнения в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол).
Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде - в бассейне, на берегу моря. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовительных к плаванию упражнений (скольжение, всплывание, погружение в воду с головой, прыжки в воду и др.), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы, в воде и у воды.
При составлении сценария физкультурного праздника, независимо от того, где
и в каких условиях он проводится, следует стремится к тому, чтобы его
содержание было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех групп детей, доставляло радость и удовольствие не только детям-участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым, приглашенными на праздник гостями. При разработке сценария физкультурного праздника необходимо придерживаться определенного материала. Этому поможет провиденная ниже примерная схема построения праздника:
1. Открытие праздника, парад участников.
2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения.
3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх, эстафетах.
4. Окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.
Открытие праздника начинается обычно с торжественной части, выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следует построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В зависимости от темы, девиза праздника, приветствовать детей могут - спортсмены, врачи и т.д.
В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная направленность праздника. Открытие завершается подъемом флаг и парадом участников.
После торжественной части - показательные выступления состоящие из разных композиций обще развивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях - колоннах, двух кругах, квадратах, в колонне или шеренге, по диагонали, с различными предметами: разноцветными флажками, цветами, шарами, обручами.
Выполнение обще развивающих упражнений группой детей сменяется мало
групповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках со скакалкой, упражнения с длинными лентами, разноцветными мячами, булавами и др. предметами). Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, с чтением стихотворений. С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости: гимнасты, фигуристы, бывшие воспитанники детского сада, учащиеся спортивных школ, взрослые сотрудники дошкольного учреждения, родители, шефы. Большое оживление в содержание праздника вносят игры с элементами соревнований, эстафеты, разные игры, виды спортивных упражнений и спортивных игр.
Наряду с мало групповыми играми на празднике организуются и массовые игры, хорошо знакомые всем детям. В них принимают участие целые группы детей, а также гости, родители. Особенно интересны для детей игры-аттракционы, в которых задания выполняются в необычных условиях.
Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление Зимы, деда Мороза, Снегурочки, веселых скоморохов, Бабы Яги, Красной Шапочки, доктора Айболита и др. сказочных героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника, проводятся награждения, общий хоровод, танцы, парад участников.
Представленный комиссией сценарий праздника обсуждается на производственном совещании сотрудников дошкольного учреждения. В ходе обсуждения даются рекомендации по уточнению содержания и оформления праздника. С содержанием сценария знакомят родителей, шефов, которые непосредственно будут заняты в каких либо номерах праздничной программы, а также людей, занятых подготовкой мест проведения игр, эстафет, оформления помещений, участка детского сада, стадиона, бассейна и других сооружений, подготовлении костюмов, пособий, украшений. Окончательное утверждение сценария проходит на педагогическом совете коллектива дошкольного учреждения, примерно за три недели до проведения праздника, будут определены количество участников, основные номера, подготовленность детей. Здесь же утверждается ведущий праздника.
Подготовка детей.
Вся подготовительная работа с детьми в группах должна вестись постепенно.
Воспитатель систематически проводит с детьми все предусмотренные программой формы работы, и виды занятий по физической культуре: определенные виды физических упражнений и игр, включенные в содержание праздника, усваиваются детьми постепенно, на физкультурных занятиях, повторяются на утренней гимнастике, прогулке, путем организации подвижных и спортивных игр. Все это делается с целью физического развития детей, совершенствования их двигательных навыков, воспитания физических качеств. Не следует разучивать с детьми конкретные игры, упражнения, эстафеты, которые войдут в программу праздника. Отдельные их элементы, в виде заданий, целесообразно выполнять на учебных занятиях, прогулках, но с другими пособиями и в иных условиях. Так, в процессе индивидуальной работы, проведенной воспитателем, дети упражняются в различных действиях с мячом - отбивании, ведении, передачи мяча, одно из этих действий будет включено в эстафету во время праздника.
Упражнения в равновесии целесообразно выполнять в разных условиях: на земле, бревне, кубе, узкой рейке. В эстафете дети легко справляются с заданием пробежать по мостику. Подготовку к физкультурному празднику следует вести так, чтобы не было необходимости в неоднократных массовых репетициях.
Следует особенно внимательно относится к отбору музыкальных произведений. Для открытия праздника подбирается выразительная, торжественная музыка, для парада - бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений должно соответствовать их характеру: выполнение обще развивающих упражнений сопровождается ритмичной, плавной музыкой, игры-аттракционы - веселой, бодрой. Музыкальным руководителям поручается подобрать песни, танцы, музыкальные произведения, разучивать их при необходимости, сделать запись отдельных музыкальных фрагментов на магнитофонную ленту, обеспечить своевременную трансляцию их по ходу праздника.
Оформление праздника.
Группа, ответственная за художественное оформление мест проведения праздника (гимнастического зала, физкультурной площадки, бассейна, территории детского сада), должна стремиться к тому, чтобы вся окружающая обстановка вызывала у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника. В помещении детского сада и на участке летом развешиваются гирлянды, шары, разноцветные флажки, картинки, плакаты со спортивной тематикой. Территория участка заранее приводится в порядок - поливаются зеленые насаждения, насыщаются песком дорожки, на площадке красиво располагаются пособия и игрушки.
В зимнее время участок украшается снежными фигурами хорошо знакомых детям животных, персонажей сказок (зайца, лисицы, медведя, и др.), расчищаются от снега дорожки, заливается каток, дорожки для скольжения, приводятся в порядок снежные постройки (горки, валы и лабиринты), прокладывается лыжня. Места выступления детей зимой украшаются цветами, флажками, льдинками, серпантином, мишурой.
В обязанности ответственного за художественного оформление входит подготовка объявления для родителей, праздничных плакатов, транспарантов, пригласительных билетов для шефов, гостей праздника.
Готовясь к физкультурному празднику, одной из задач которого является выявление динамики развития двигательных умений и физических качеств детей за год, желательно подготовить стенд(в старших возрастных группах), с описанием сведений о навыках и умениях. И физических качеств детей за год, желательно подготовить стенд на начальной ступени все осознанного физкультурного движения, что может служить определенным перспективным ориентиром в работе со старшими детьми, а также внимание взрослых на заблаговременную и систематическую подготовку к освоению программы.
В праздничном оформлении помещения, территорий детского сада, вместе с воспитателями и родителями активное участие принимают дети. На занятиях по изобразительному искусству (рисование, аппликация) старшие дошкольники могут выполнять разные поделки (фонарики, разноцветные флажки, разукрасить эмблемы, значки) для украшения физкультурной площадки и гимнастического зала. Дети оказывают помощь воспитателю в подготовке пособий и физкультурного инвентаря, уборки участка, изготовлении костюмов для отдельных персонажей, сооружении построек из снега.
Методика проведения физкультурного праздника.
1.Судейство.
Особое внимание уделяется подготовке судий. В сосав судейской коллегии входят: заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, принимающих участие в празднике, родители, проявляющие заинтересованность в участии в празднике. На совете судейской коллегии, совещании, следует обсудить требования к выполнению различных номеров празднике, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников праздника. Как показывает практика, наиболее правильной является оценка достижений детей не по бальной системе, а по качеству выполнения разнообразных двигательных действий, включенных в программу праздника, а также проявлению физических качеств быстроты, ловкости, хорошей координации движений и ориентировки в пространстве. Члены судейской коллегии должны быть внимательными, доброжелательными, объективными. При подведении итогов. Анализе достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх, эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми. Важно заботиться о поддержание дружеских отношений в коллективе, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательного отношения к товарищу, зазнайства.
2.Проведение праздника.
В день про ведения праздника все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике праздника оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимает весь коллектив дошкольного учреждения.
Праздник надо начать точно в назначенное время. Важно создать хорошую, спокойную обстановку, не допускать нарушения режима жизни детей. С этой цель. Физкультурные праздники чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня). Внимательное отношение к каждому ребенку со стороны сверстников детского сада, поддержания радостного настроения, оказание необходимой помощи в переодевании праздничных костюмов - все это помогает детям чувствовать себя уверенно и спокойно.
3.Ведущий.
Важная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Им может быть опытный воспитатель, старший воспитатель, или кто либо из родителей, шефов. От ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений всех участников, уметь кратко и ясно объяснит задания для команд и отдельных выступающих, быть активным, находчивым, быстро разрешать непредвиденные ситуации. Ведущий должен хорошо знать особенности детей дошкольного возраста, уметь распределять внимание, видеть реакцию детей на победу и поражение в играх, эстафетах, аттракционах. Очень важно вовремя подбодрить малоактивного ребенка, подключить его к выступлению вместе со всеми. На протяжении всего праздника необходимо максимально активизировать каждого его участника, в том числе не оставляя без внимания детей, присутствующих на празднике в качестве зрителей, использую для этого минутку юмора. В процессе руководства ходом праздника обязательными являются поддержание контактов ведущего с судейской коллегией, согласованные совместные действия с ней. Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потери у них интереса к происходящему и, как следствие этого, нарушение дисциплины. Важно, чтобы действия на празднике сменялись непрерывно, не должно быть пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями. Праздник должен создавать, приподнятое настроение, поддержание которого зависит от ведущего.
4. Подведение итогов и награждение.
Хорошее впечатление от праздника создается при его организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Следует заранее продумать форму поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленную в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все - не проигрывает никто», «Главное - не победа, а участие », «Побеждает дружба».
Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, эмблемы их применяют дифференцированно. Так, победители в каждом отдельном виде соревнований награждаются медалями сразу после их про ведения, остальные дети (участники праздника) в конце всех видов соревнований получают памятные медали (сувениры). Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды (всей команде, группе). Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма. Команда победитель может быть поощрена тем, что первой проходит круг почета, ей доверяют спуск флага соревнований. На следующем физкультурном празднике (при его открытии) команда поднимает флаг.
На празднике, где участвуют семейные команды (оценивается каждое
соревнование, награждения могут быть за победу как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Формы поощрения предусматриваются следующие: результаты детей в индивидуальных упражнениях (движениях) отражаются на экране соревнований, команды победители награждаются дипломами, команды-участники праздника получают памятные вымпела. Награждение победителей и участников могут быть самыми неожиданными. Так, в честь победителей исполняется песня или танец, дети участники получают сладкие призы (им могут быть вручены и разнообразные медали собственного изготовления). Дети младшего дошкольного возраста преподносят победителям цветы. Необходимо также отметить не только детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и проведении праздника.
Впечатлениями о празднике дети делятся в беседах со взрослыми, самостоятельно повторяют отдельные упражнения, игры, эстафеты.
Понравившиеся эпизоды праздника отражаются в рисунках, лепке и аппликации. Взрослым следует внимательно относится к эмоциональным переживаниям детей, связанными с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физкультуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.
Физкультурный досуг.
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.
На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).
Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.
Педагогические требования к организации и проведению физкультурного досуга.
Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течении двадцати-тридцати минут, в старшей - тридцать пять-сорок минут, в подготовительной к школе - сорок-пятьдесят минут. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале). В каникулы, а также в летнее время, физкультурный досуг может проводится и первой половине дня, после завтрака.
При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы, как «день здоровья», физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни отведенные для физкультурных занятий. Удобнее всего проводить досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако, допустимо объединение двух одно возрастных и разновозрастных групп.
Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр, эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать пере возбуждения детей, но в то же время надо чутко относится к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают пере возбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу, дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру.
При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.
Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении. При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. Как уже отмечалось, физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы, однако, к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески. При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи: в младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркие впечатления. В среднем дошкольном возрасте приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. В старшем дошкольном возрасте развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Структура физкультурного досуга зависит от тематики, поставленных задач и условий проведения.
Примерные схемы построения физкультурного досуга.
Младший дошкольный возраст.
1. Приглашение детей на спортивную площадку.
2. Игровые задания для всей группы (пройти по мостику, пробежать змейкой между деревьями и кустами).
3. Подвижная игра.
4. Сюрпризный момент.
5. Выполнение обще развивающих упражнений.
6. Обще групповые упражнения в разнообразных основных движениях (ходьба и бег на четвереньках, лазанье по поваленному дереву).
7. Подвижная игра.
8. Игра малой подвижности.
Второй вариант:
1. Сюрпризный момент (появление литературного героя).
2. Выполнение обще развивающих упражнений с крупными предметами (надувными мячами).
3. Игровые задания для всей группы (допрыгнуть до колокольчика, пролезть в обруч.
4. Подвижная игра.
5. Обще групповые игровые упражнения (сбей кеглю).
6. Награждение сувенирами.
Третий вариант:
1. Загадка, сюрпризный момент.
2. Обще групповое упражнение в основных движениях (ходьба по бревну, по
наклонной доске).
3. Выполнение обще развивающих упражнений с мелкими предметами (погремушками).
4. Обще групповые упражнения в разнообразных движениях(прыжки через ручеек, подскоке на одной' ножке по узенькой дорожке).
5 Подвижная игра.
6. Успокаивающий момент (ходьба на носочках) или малоподвижная игра «Кто тише».
Средний дошкольный возраст.
Следует постепенно вводить в содержание досуга игры с элементами соревнования - «Кто быстрее доскачет до коня», «Кто быстрее наполнит ведро шишками», «Чья команда быстрее построится», «Чья машина быстрее приедет в гараж» и т.д. При составлении содержания следует помнить об активном участии каждого ребенка в играх и упражнениях.
Первый вариант:
1.Сюрпризный момент (телеграмма, встреча с литературными героями).
2. Игровое задание для всей группы (проехать на лыжах через трос воротцев, находящихся на расстоянии 5-6 шагов друг от друга).
3. Игровое упражнение для всей группы(карусель на лыжах вокруг елки в концентрических окружностях).
4. Игра хоровод.
5. Соревнование двух команд(упражнения в равновесии и метании в горизонтальную цель, гонки на санках и т.д.).
6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.
Второй вариант:
1.Приглашение на спортивную площадку..
2.Выполнение обще развивающих упражнений.
3.Подвижная игра.
4.Соревнования двух команд.
5.Индивидуальные соревнования.
6.Награждения всех участников.
Третий вариант:
1.Сюрпризный момент, приглашение в зал.
2.Подвижная игра.
3.Аттракционы: индивидуальные и групповые.
4.Подвижная игра.
5.Малоподвижная игра.
Четвертый вариант:
1. Вход в зал под музыку.
2. Свободные движения под легкую ритмичную музыку.
3. Выполнение обще развивающих упражнений.
4. Сюрпризный момент (появление сказочного персонажа).
5. Аттракционы: участвуют подгруппы 4-5 человек.
6. Соревнования двух команд.
7. Награждение всех детей.
8. Произвольные танцы под музыку.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего, физкультурные досуги строятся на играх соревновательного характера, эстафетах, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Такие игры требуют ловкости, сноровки, координированности движений. Они побуждают детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи.
Игры и упражнения следует чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других - представители от команд. Целесообразно чередовать физические упражнения с предметами и игры соревновательного характера. Эстафеты с хороводами и обще групповыми подвижными играми. При подборе заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности, двигательную подготовленность. Важно, чтобы все дети участвовали в играх и упражнениях.
Примерная схема построения физкультурного досуга.
Первый вариант:
1. Приветствие команд.
2. Соревнование команд(игры с элементами соревнования или игры упражнения соревновательного характера).
3. Соревнование капитанов
4. Показательные выступления команд (обще развивающие упражнения с мелкими предметами).
5. Подведение итогов.
Второй вариант:
1. Сюрпризный момент (письмо с приглашением на спортивную площадку, участок, зал)
2. Показательные выступления (упражнения с цветами, снежинками, листьями).
3.Обще групповая подвижная игра.
4. Эстафета.
5. Малоподвижная игра.
Третий вариант:
1.Танцевальные упражнения, хоровод.
2. Обще групповая подвижная игра.
3. Аттракционы.
4. Эстафета.
5. Сюрпризный момент.
Для создания радостного настроения у детей. При проведении физкультурного досуга, спортивную площадку или помещение желательно оформить. На это не требуется много времени. Праздничность создают помещенные вокруг площадки фонарики или флажки.
Заканчивается физкультурный досуг по возможности сюрпризным моментом: угощение или награждение значками. Чтобы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, можно побеседовать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавшие наибольший интерес.
Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей.
Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки - передвижки.
Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними.
Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребенок провел вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждет детей сегодня: физкультурные праздники или досуг.
Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени. Педагог информирует некоторых из них о том, как прошел у ребенка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание: например, рассказывает родителям о том, что их сын хорошо дежурил, что eму дано задание ознакомиться с улицей, на которой он живет, и в этом ему следует помочь.
Беседы с родителями, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, доброжелательный тон. Беседует с родителями и заведующий детским садом, а также медицинские работники. Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации. Как исправить положение. Например: воспитатель, убедившись в том, что причиной капризов ребенка является неправильное воспитание в семье, приглашает мать или отца на консультацию с целью разъяснить им причины
капризов и пути их преодоления.
Инициатива проведения консультации может принадлежать и воспитателю, и родителям. Положительный результат консультации зависит от знания педагогом системы воспитания ребенка в данной семье, от того, насколько квалифицированными будут советы и рекомендации. По истечении некоторого времени после проведенной консультации он интересуется тем, как родители используют полученные знания в воспитании своих детей.
Посещение семьи воспитателем - один из действенных путей изучения семьи воспитанника, установления тесного контакта с родителями, оказания конкретной помощи. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель - увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. От воспитателя требуются тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций. Вот почему важно готовиться к каждому посещению семьи: ставить перед собой ясную цель, продумать вопросы, на которые педагог хотел бы получить ответ, предложения и советы, которые будут высказаны родителям.
В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные, поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сделать султанчики, флаги для украшения и т. д. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения.
В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива родителей. К ним относятся вопросы, интересующие всех независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. К таким проблемам относятся: авторитет родителей; роль семьи в воспитании ребенка; подготовка детей к школе; план работы дошкольного учреждения на год; работа родительского актива и др. Коллективное обсуждение этих вопросов способствует сплочению родителей, созданию правильного общественного мнения и, наконец, более рациональному использованию времени и сил работников дошкольного учреждения.
К коллективным формам работы с семьей относится: собрание родителей - групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей.
На родительское собрание приглашаются матери и отцы либо всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении, либо детей параллельных возрастных групп, либо одной возрастной группы. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей, ознакомление с жизнью и работой детского сада. Внимание родителей обычно сосредотачивается на определённой воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся.
Как планируется тематика родительских собраний? Выбор темы определяется задачами воспитания детей, стоящими перед детским садом и семьей, анализом уровня их развития и воспитанности, состояния семейного воспитания. Общие собрания родителей проводятся 2-3 раза в год, групповые - 1 раз в квартал.
С целью лучшего педагогического просвещения матерей и отцов тематика родительских собраний планируется перспективно, на несколько лет в перед; за годы посещения ребенком дошкольного учреждения родители получают достаточно полные знания по основным вопросам его воспитания.
Первое собрание родителей, детей вновь поступивших в дошкольное учреждение, проводится по особому плану: заведующая знакомит их с помещением и оборудованием учреждения, представляет ему работников. Воспитатели кратко рассказывают о программе воспитания в детском саду и плне работы с дошкольниками на ближайший отрезок времени. Родителей знакомят с правилами, которые они должны будут соблюдать в соответствии с требованиями
и режимом детского сада.
На первых после лета групповых родительских собраниях воспитатели отчитываются о результатах воспитательно - образовательной работы с детьми за прошедший год, сообщают о задачах, которые будут решаться в предстоящем году и потребуют совместных усилий работников дошкольного учреждения и семьи.
Доклады и лекции для родителей на темы воспитания и обучения детей
организуются как в стенах детского сада, так и за его пределами; иногда они объединяют родителей нескольких дошкольных учреждений, расположенных в одном микрорайоне. Такие встречи должны не повторять тематику родительских собраний, а дополнять ее.
Воспитатели проводят консультации для родителей по определенным вопросам, которые диктуются результатами изучения семейного воспитания. Например, на консультацию по теме «Руководство физическим воспитанием дошкольника» приглашаются те родители, которые не уделяют этому достаточного внимания. Заведующий, врач, логопед, музыкальный руководитель также консультируют родителей по вопросам, относящимся к их компетенции. Проведение консультаций требует подготовки, последующего контроля за тем, как используют родители, полученные рекомендации в воспитании детей.
Вечера для родителей и других членов семьи, проводимые в дошкольных учреждениях, носят тематический характер, например: «Физкультура и семья», «Праздник в жизни ребенка». Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения, собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, сотрудников детского учреждения, самих родителей.
Интересен опыт проведения вечеров и на такие темы: «Как надо любить своих детей», «Роль отца в воспитании детей», «Знаем ли мы своих детей»: вечеров вопросов и ответов; полезны также встречи родителей с детскими писателями поэтами, композиторами. Оправдывают себя и такие формы работы с семьей, как устный журнал, встреча за круглым столом, в которой участвуют педагоги, врач, юрист.
Наибольшую убедительность и действенность в работе с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств: показ работы воспитателя с детьми, использования технических средств, оформление выставок, стендов, фотовитрин и др.
В практику дошкольных учреждений вошли так называемые открытые дни для родителей (родительские дни), которые планируются на год. Родители заранее оповещаются о них. В эти дни они наблюдают занятия, игровую и трудовую деятельность, прогулки детей: какими приемами пользуется воспитатель в их обучении и воспитании, как они занимаются, трудятся, ведут себя в коллективе. Кроме специально планируемых открытых дней, практикуется показ родителям отдельных фрагментов из жизни дошкольного учреждения. Иногда это делается до начала доклада на определенную тему.
Большую пользу оказывают родителям кинофильмы на темы воспитания, которые нередко служат началом живого обсуждения, диспута по волнующим матерей и отцов вопросам.
Звукозаписывающая техника используется для демонстрации речи дeтей исполняемых ими песен, стихов, рассказов, а также для знакомства с музыкальными произведениями из детского репертуара.
Воспитатели оформляют тематические выставки, знакомящие родителей творческими работами детей: рисунками, аппликацией, поделками и природного материала. Полезно также оформление стендов и витрин, содержанием
которых являются текстовые и фотоиллюстративные материалы на определенную
тему, например: «Воспитываем спортсменов» или «Готовим детей к школе», «Выходной день дома» - так может быть назван стенд, материалы которого рассказывают о прогулках с детьми в природу, семейных чтениях, совместном труде взрослых, и детей, домашних играх и занятиях. Отдельные стенды носят
информационный характер: режим дня в дошкольном учреждении, планы работы воспитателей с детьми на одну-две недели, дни и часы консультаций для родителей.
Чтобы наглядный материал был активно воспринят родителями, необходимо привлекать к нему их внимание, интересоваться, как он используется в воспитании детей.
Родительской общественности принадлежит значительная роль в жизни дошкольного учреждения, в частности в работе с семьей, в каждом детском саду имеется родительский комитет, избираемый на общем собрании родителей. В него входят представители от родителей детей всех возрастных групп.
Родительский комитет организует свою работу в соответствии: с «Положением о родительском комитете в детском саду». Работа его планируется на год; содержание ее направлено на оказание помощи работникам дошкольного учреждения в воспитании детей, а также в работе с семьей. В каждой возрастной группе имеется родительский актив, который оказывает возможную помощь воспитателям: помогает в подготовке родительских собраний, вечеров, привлекает родителей к выполнению отдельных поручений и заданий.
Родительский комитет организует дежурство родителей в дошкольном учреждении с целью осуществления общественно контроля и оказания помощи воспитателям. Он должен быть тесно связан с советом родительской общественности, имеющимся в каждом районе, горо де и на отдельных предприятиях, активно участвовать в его работе.
Особенно велика роль родительского актива в организации педагогического просвещения родителей; вместе с работниками дошкольного учреждения активисты родители добиваются осуществления родительского всеобуча, показывают пример настойчивого овладения педагогическими знаниями. Все более широкое распространение получают школы молодой семьи, клубы молодых родителей, семейные клубы выходного дня, устные журналы на темы воспитания, например «В чем счастье наших детей?», «Всегда ли мы правы?". Странички таких журналов ведут педагоги, врачи, юристы. Библиотеки организуют читательские конференции и диспуты по художественно-педагогическим произведениям.
Работники дошкольных учреждений, и, прежде всего воспитатели, активно участвуют в педагогической пропаганде в роли ее организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.
Физкультурные праздники имеют огромное значение в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Они положительно влияют на воспитание детей интереса к активной двигательной деятельности. В них активно участвует весь детский коллектив группы, выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять двигательные качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу физкультурного праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Физкультурные досуги - форма активного отдыха детей. В содержание досуга входят веселые игры, забавы, развлечения. Они закрепляют двигательные умения и навыки детей, развивают двигательные качества.
Вывод
Важнейшим фактором, оказывающим всестороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Актуальной задачей является привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Усиливается интерес и внимание к организации физической культуры во дворах жилых домов. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме ежедневно предусматривалась их двигательная активность.
Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольного учреждения и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка), использованием разнообразных средств у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая в их совместной деятельности.
Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижениям лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявлении самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствует активному применению дошкольниками приобретенных раннее двигательных, навыков и умений, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и других полезных качеств и умений.
Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи трудового воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...