Руководство театрализованными играми во второй половине дня
методическая разработка (средняя группа) на тему
Руководство театрализованными играми во второй половине дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Руководство театрализованными играми во второй половине дня | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд№1
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта
Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно утверждать, что театрализация в учебном процессе является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий детей, через приобщение его к духовным ценностям, что дает конкретный, зримый результат. Театрализованные игры позволяют развивать эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать обыгрываемым персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет развивать у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, развивать умение ставить себя на место героя в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.
Благодаря инсценировкам литературных произведений и сказок у детей дошкольников формируются такие нравственные качества как дружба, доброта, честность, смелость; прививается устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуются артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа; приобретается определенный опыт социальных навыков поведения и развивается личность ребенка.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, пробуждают соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству, это и есть принципы всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы все так стремимся.
Слайд №2
Задачи театрализованных игр:
- Приобщить детей к миру игры и театра.
- Развивать потребность в активном самовыражении в творчестве.
- Воспитывать чувства прекрасного, эстетические навыки.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Необходимо поощрять желание предлагать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Слайд №3
Принципы:
- Интеграция детской художественной деятельности (музыкальной, речевой, изобразительной, игровой).
- Принцип связи игры и искусства с жизнью.
- Принцип сотворчества взрослых и детей.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Слайды №№4, 5, 6
Виды театрализованных игр:
Настольные театрализованные игры:
- Настольный театр кукол (Самые разные куклы, фабричные и самодельные, из природного материала. Здесь фантазия не ограничена. Главное, чтобы они хорошо стояли на столе и не создавали трудностей в движении).
- Настольный театр рисунков (Все рисунки, персонажи должны быть двусторонними и устойчивыми. Их не нужно поднимать и переносить. Персонажей до начала игры лучше спрятать, чтобы создать элемент сюрприза).
Стендовые театрализованные игры:
- Стенд книжка (Последовательность событий легко отразить при помощи иллюстраций, которые сменяют друг друга на стенде. Перелистывая страницы, воспитатель демонстрирует разные сюжеты. Можно иллюстрировать эпизоды из жизни детей).
- Фланелеграф (Рисунки желательно подбирать вместе с детьми из старых книг. Журналов. Это доставляет детям огромное удовольствие).
- Теневой театр (Экран, силуэты и яркий свет. Можно использовать пальцы рук. Показ сопровождается соответствующим текстом).
Игры-драматизации:
- Игры-драматизации с пальчиками (Атрибуты дети надевают на пальцы).
- Игры-драматизации с куклами би-ба-бо (Куклу одевают как перчатку. Куклы действуют на ширме).
- Кукольный театр (Кукла на штативе. Ребенок действует за ширмой, к которой крепятся декорации).
- Игра-драматизация с шапочками на голове.
- Импровизация (Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – самая сложная, но и самая интересная игра. К ней подводят все выше названные виды театральной деятельности).
Театрализованную игру делят на две группы: драматизации и режиссерские.
К играм-драматизациям относятся: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Игры-драматизации с пальчиками
Игры-драматизации с куклами бибабо.
Импровизация.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Режиссерские игры включают в себя: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр.
Слайд №7
Методика руководства театрализованными играми
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок – способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности:
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа;
Правило всеобщего участия, в драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: «Что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?»
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.
Слайды №№9, 10, 11
Предметно-развивающая среда театрально-игровой деятельности
В нашей группе имеются различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, плоскостной, театр на кубиках, театр кукол по русским народным сказкам и по ознакомлению детей с профессиями, множество шапочек на голову с изображением животных, птиц, растений, грибов, насекомых и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое руководство театрализованной игрой дошкольников
консультация для родителей...
Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»
Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»...
Руководство театрализованными играми во второй половине дня
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...
Руководство театральными играми во второй половине дня
---------------------------------------------------------------------------------...
Методика руководства театрализованными играми
Методика руководства театрализованными играми...
Задачи по развитию театрализованной деятельности в младшей группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой
В младшей группе необходимо формировать интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за ...
Конспект занятия проведения театрализованной деятельности во второй половине дня в подготовительной группе
Тема: «Сказка о глупом мышонке»Возраст: подготовительная группаВид театра: игра-драматизация с шапочками на головеОборудование: билеты, деньги, шапочки (мама-мышка, мышонок, утка, жаба, ло...