"Музыкальные игры в образовательном процессе ДОУ"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение 3.1.2.
Консультация для воспитателей
на тему:
«Музыкальные игры в педагогическом процессе ДОУ».
Музыкальный руководитель
Птахина Т.Г.
г. Сыктывкар
Модернизация системы дошкольного образования в связи с введением ФГОС предполагает изменение подходов к организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Поясним принцип интеграции образовательных областей на примере деятельности в разделе «Музыкальное воспитание» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Согласно принципу интеграции, музыкальное развитие детей осуществляется не только в процессе музыкальных занятий, но и при организации всех видов деятельности через различные виды игры, физкультминутки, подвижные игры с элементами музыки, развития речи, математики и т.д.
В процессе образовательной деятельности по музыкальному воспитанию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей.
Реализацию программы предлагается осуществлять в более свободных формах взаимодействия педагогов и детей.
Воспитательно – образовательный процесс условно подразделен на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, игровой, музыкально – художественной),
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
- самостоятельную деятельность детей,
- взаимодействие с семьями для реализации основной общеобразовательной программы.
С педагогической точки зрения, именно игровое общение отвечает современным требованиям, предъявляемым к формам организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Игровое общение с детьми обладает огромным творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов и смешных ситуаций во всех формах взаимодействия педагогов и детей. Дети с удивительным вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения.
Игра для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивирующей деятельностью, в ней он чувствует себя удобно, от нее он не устает, учится в ней искусству общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Это самое комфортное и благоприятное пространство для его развития, саморазвития.
Музыкальные игры отличаются от других игр тем, что содержание и характер движений определяется музыкой. Музыка близка эмоциональной природе ребенка, но для того, чтобы он мог двигаться в соответствии с характером музыки, запомнить музыку, в нем необходимо развивать восприятие, воображение, память, музыкальный слух. Всему этому способствуют музыкальные игры, которые наряду с общим развитием, помогают детям воспринимать и любить музыку, развивают музыкальный слух, музыкальные способности.
Посредством музыкальной игры мы закрепляем представления детей и вызываем интерес к окружающему их миру, обогащаем кругозор, учим слушать музыку, отражая ее характер в движущемся образе, который уже знаком ребенку из рассказов, иллюстраций и наблюдений.
Исключительно большое значение имеет музыкальная игра и для общего физического развития – умения правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Соответственно организованная музыкальная игра помогает детям ориентироваться в пространстве, воспитывает выдержку, волю, развивает воображение детей, умственные способности, память, внимание, мышление, речь. Она способствует формированию у детей многих необходимых в современной жизни компетенций – любознательность, активность, владение средствами общения, умение управлять своим поведением и т. д. Правильно преподнесенная и проведенная, игра всегда вызывает интерес и создает у детей положительные эмоции, развивает общность переживаний, способствует организации детей в коллективе и воспитывает у них положительные черты.
В теории и методике музыкального воспитания существуют различные классификации музыкальных игр.
- Игры с использованием музыкально-дидактических пособий для развития музыкальных способностей:
- Ладового чувства;
- Музыкально-слуховых представлений;
- Чувства ритма;
- Эмоциональной отзывчивости;
- Музыкально – двигательные игры с инструментальным сопровождением, пением:
- Подвижные;
- Хороводные;
- Сюжетные (образные и ролевые творческого характера);
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
- Творческие игры:
- Игры – инсценировки;
- Инструментальные и танцевальные импровизации;
- Игры – превращения;
- Игры звуками ( с использованием нетрадиционных, шумовых, «природных» инструментов и бытовых шумов);
- Коммуникативные игры с пением, инструментальным сопровождением.
Разнообразие игровых форм организации музыкальной деятельности детей позволяет снизить дидактическую напряженность при построении педагогического процесса в ДОУ, действуют, как мощное «антистрессовое» средство, психоэмоциональная разрядка, в результате которой у ребенка возникают устойчивые положительные эмоциональные ощущения. И, вместе с тем, помогают эффективно решать значимую задачу формирования основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные игры в образовательном процессе ДОУ.
В материале рассказывается о значении интерактивных игр в развитии дошкольников....
Интерактивные игры в образовательном процессе ДОУ
В презентации рассказывается об использовании интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ....
Сюжетно-ролевая игра в образовательном процессе
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....
Сюжетно-ролевая игра в образовательном процессе
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....