Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»
консультация (старшая группа) по теме

kugik lkjhiuog tydrrt

Консультация для воспитателей
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon televidenie_i_doshkolnik.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Работа по развитию связанной речи проводится с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а потом самостоятельно.

Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекла внимание детей к особенностям объекта (т.е. учили детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе проводились следующие игры:

 

«Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.

Воспитатель описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь.

Затем дети сами выделяли характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа:

 

«Скажи какой»

Цель: учить выделять признаки предметов

Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак, например: «Это груша. Она желтая».

 

«Кто, что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 

«Кто больше действий назовет»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия

Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов, Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

 

«Исправь художника»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображенных художником признаков знакомых объектов и назвать их.

 

«Что напутал Буратино»

Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их

 

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, мы перешли на следующий этап обучения. На 2 этапе стали подводить детей к целостному описанию, т.е описанию содержащему все структурные части:

начало – называние объекта,

середина – перечисление признаков и действий,

конец – отношение к нему (понравился? Чем?)

Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе был использован такой как совместное рассказывание. Начинали мы со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.

Виды описания:

1) Пофразное параллельное описание. Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения сначала брались очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.

2) Сопряженное описание. Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика….Зайка любит … Он живет …

3) Коллективное описание несколькими детьми.

 

Игра «Встань в круг»

Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.

Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

При проведении занятий по развитию описательной речи с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их.

На занятиях по обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание.

Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей "Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью схем", 2020

Слово, опирающееся на ясные  и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания....