Как воспитать у детей ценностное отношение к предметному миру
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Задача педагога-помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности и главное воспитать ценностное отношение к предметному миру.
В связи с формированием ценности как психического новообразования особое значение для целостного развития старшего дошкольника приобретает дальнейшее приобщение к предметному мир, миру взрослых людей и созданных их трудом ценностей. Задача педагога –помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно использовать по назначению и ценить их. Организуя познанию предметного мира, требуется раскрыть детям существенные особенности предметов, развивать наблюдательность, логичность мышления, исследовательский подход к доступным для старшего дошкольника объектом окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможность действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет осмысливать и реализовать в своем поведении ценностное отношение к предметам, как результатам человеческого труда.
Старшие дошкольники легко осваивают названия новых для них предметов в процессе той деятельности, где эти предметы им встречаются. Они умеют видеть части, выделять качества и свойства предметов. Занятия по сравнению предметов полезны для развития умения будущих школьников, развития логики мышления, связной речи при составлении описательного рассказа.
Приведем пример, где воспитатель предлагает детям сравнить сумку, портфель ранец и рюкзак
«Представьте себе, что мы в магазине. Я – продавец и продаю я….. А что я продаю, Вы мне сейчас расскажите» Воспитатель достает из-под прилавка большую хозяйственную сумку, маленькую женскую сумочку, портфель, школьный ранец. Вынимая предметы, педагог просит детей точно назвать предмет, предлагает подумать, кто купил бы его в магазине, кому он нужен и зачем. Отвечая на эти вопросы, дети высказывают свои предположения, доказывают правоту суждений : «Я думаю, этот ранец купили бы школьнику-первокласснику, потому что в нем удобно носить на спине тетради, учебники и альбом влезет, не помнется.» И еще он веселый, на нем обезьянка, цифры…» « А я думаю, что эту сумочку купит женщина. Она с ней будет ходить на работу. Положит туда ключи от дома, деньги, косметику… У моей мамы такая есть..
Затем педагог предлагает детям более детально посмотреть, чем сумка отличается от портфеля, портфель от ранца, ранец от рюкзака.
Вести сравнение планово им помогают следующие схемы, обозначающие порядок сравнения
Сравни цвет
Сравни форму
Сравни размер
Сравни части
Сравни материал
Каждое новое поколение присваивает социальный уровень, достигнутый человечеством, как ценность. Наших малышей с детства окружают телевизоры, видеомагнитофоны, бытовая техника. Чтобы она не стала опасной и не нанесла вред здоровью ребенка, требует знакомство с ее устройством.
«Для чего нужен утюг людям?» Что стало бы, если вдруг на земле исчезнут все утюги? – Спрашивает педагог. Обобщая детские ответы, он уточняет: «Правильно, утюги придают одежде опрятный вид, помогают в швейном деле, когда шьют одежду»
А теперь давайте посмотрим, из каких деталей состоит утюг? Из какого материла сделаны эти части? Что нужно сделать, чтобы утюг ожил и заработал?
Кто из вас видел, как взрослые гладят? И т.д. Давайте посмотрим, как он устроен и для чего нужны обозначения на утюге. Итак, утюг – очень хороший помощник человека, но может ли он стать опасным и почему?. Давая возможность детям высказаться, педагог подводит к обобщению важнейших правил безопасности: держать утюг только за ручку, не касаться его подошвы, когда он нагрет до высокой температуры. Ставить на подставку; сразу выключить после окончания работы.
Знакомя с предметным миром детей в старшем дошкольном возрасте, педагоги особое внимание уделяют родовым обобщениям. Специальная методика формирования родовых понятий с помощью предметно-схематических моделей целесообразна при формировании сложных родовых понятий, имеющих несколько существенных признаков (овощи, фрукты и т.д.) Схематическое изображение делает их осознаваемыми детьми и позволяет легко производить классификацию предметов.
В первой части занятия рассматриваются с детьми овощи, уточняя их форму, цвет, величину, вкусовые качества, спросить, чем они полезны, где растут, кто их выращивает, как заготавливают на зиму, что можно приготовить из них.
Цель второй части занятия - отделить существенные для обобщения признака от несущественных и обобщить группу предметов на основе существенных признаков. Здесь используется предметно-схематическая модель, ее картинки появляются постепенно, по мере выделения каждого признака.
После вопроса о том, как можно назвать морковь, лук и огурец одним словом. Спросить детей : «Что же мы называем овощами?»
Используется схема и в процессе конструирования завершающей части образовательной ситуации, дети учатся подводить разные виды овощей (картофель, цветная капуста, редис, свекла, репа)
Дальнейшая работа над родовыми понятиями в старшем дошкольном возрасте идет по линии дифференцировки, расчленения. Например, понятие «одежда» дифференцируется на зимнюю, летнюю, демисезонную, взрослую и детскую. «Посуда»- на чайную, столовую, кухонную. «транспорт» - на воздушный, водный, наземный, подземный и т.д. Для чего нужен транспорт? Уточняется понятие: Все, что служит для перевозки людей и грузов, можно назвать транспортом» Завершается образовательная ситуация разговором о том, почему людям нужен все виды транспорта и в чем преимущества каждого из них.
Важное значение для развития логики мышления старших дошкольников имеют задания на классификацию освоенных родовых понятий по разным основаниям.
Так посуду можно разделить на кухонную, столовую, чайную, по материалу -на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по многократности использования - на одноразовую., многоразовую.
Продукты можно разделить на мясные, рыбные, молочные, кондитерские: для животных и человека; по вкусовым качествам и запаху – на сладкие, соленые, горькие, пахучие и т.д.
Переход от наглядно-действенной и наглядно - образной к словесно-логической форме мышления, дифференциация познавательных интересов мальчиков и девочек требует несколько иного характера конструирования педагогического процесса по модели субъект - субъектного взаимодействия взрослых с детьми при ознакомлении старших дошкольников с предметным миром.
Игровые тестовые задания
Найди лишнюю картинку.
Ребенку предлагают набор из 7 картинок, на которых изображены: грузовая машина, пароход, самолет, экскаватор, лошадь с всадником, пушка с большими колесами. « Какая картинка лишняя, почему?» «Что такое транспорт?»
Назовите одним словом.
Ребенок получает набор из 9 предметов картин: пианино, скрипка, барабан (музыкальные инструменты), рубанок, пила, топор (столярные инструменты0 и т.д.
«Как все эти предметы можно назвать одним словом?»
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Папка – передвижка
«Как воспитать у детей ценностное отношение к предметному миру»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Акимова А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личностной культуры ребенка посредством формирования ценностного отношения к рукотворному миру
В данной статье отражены формы и методы работы, как традиционные, так и авторские, а также решаются следующие задачи: - обогощение чувственно - эмоционального опыта освоения детьми знаний и...
Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...
ВКР "Воспитание ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста на занятиях"
Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что, в свою очередь, означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому себе, своим близким, общес...
Папка – передвижка «Как воспитать у детей ценностное отношение к предметному миру»
Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные ...
Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"
Цель: вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного искусства.Задачи:1....
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
Данная консультация содержит информацию для родителей о формировании основ личности ребенка...
Конспект занятия по формированию ценностного отношения к окружающему миру в средней группе
Конспект занятия по формированию ценностного отношения к окружающему миру в средней группе....