Альбом для развития диалогической речи
методическая разработка на тему

Сидор Нелли Валерьевна

Речевой материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon albom_razvivaem_dialogicheskuyu_rech.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Альбом

«Развиваем диалогическую речь»

Стихи

Киса

- Здравствуй, киса! Как дела?

Что же ты от нас ушла?

- Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете.

                                       (Н.Емельяненко)

Разговор лягушек

- Кума,

ты к нам?

- К вам, к вам, к вам, к вам

К воде скачу,

Ловить хочу.

- Кого, кого, кума?

- Рака, карпа и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать? Конечно дам!

                     (С. Маршак «Разговор лягушек»)

Куры

Сел куры на забор

И пустились в разговор:

- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Мы взлетели высоко.

Касатки в небе вьются,

Над курами смеются:

- Эх вы, куры, ко-ко-ко,

Разве это высоко?

                    (О. Бедарев «Куры»)

Бычок-новичок

Вышел бычок на лужок.

Козочку встретил бычок.

- Му, - говорит бычок,

- Я на лугу новичок.

Ты покажи мне скорей,

Где здесь трава повкусней.

- Ме, - раздается в ответ, -

Травки невкусной нет.

Травка всегда хороша,

Если жевать не спеша.

                     (В. Викторова «Бычок-новичок»)

Скакалочка

Очень любит Галочка

Быструю скакалочку.

Скок да скок, скок да скок!

Галочке не жалко ног,

А бывает жалко

Быструю скакалку.

- Отдохни, скакалочка, -

Еле шепчет Галочка.

                           (И. Демьянова «Скакалочка»)

Цыпленок

- Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья!

- Где же они? - Под старой липой!

- Как их зовут? - Цыпа! Цыпа!

                         (Г. Виеру «Цыпленок»)

Уши

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть

или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор:

- Еже…!

Отвечает доктор:

- Дневно! Ежедневно!

                                   (Э. Мошковский «Уши»)

Цапля объясняет

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц:

- Подойди, цыпленок Цып!

Повторяй-ка: цып, цып, цып!

Если выучишь урок

Подарю тебе цветок.

                             (Сапгир «Цапля объясняет»)

Диалог

Шепчет кошке петушок:

- Видишь пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

- Шаг шагнешь и откушу!

                                                   (Б. Заходер)

Страшный сон

- Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

- Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснился.

(Красильников «Страшный сон»)

Мышонок и мышь

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мышке:

- Шуршать я буду тише.

(Капрашева «Мышонок и мышь»)

Ручеек

- Ручеек, куда спешишь?

- К речке, к речке, мой малыш!

- Ручеек, когда ты спишь?

- Никогда не сплю, малыш.

(Виеру «Ручеек»)

Ну и Наташа

- Наташа, как мышка шуршит бумагой?

- Ши-ши-ши!

- А как уж шипит?

- Ш-ш-ш.

- А как люди шепчутся?

- Шу-шу-шу.

- И откуда ты, Наташа, все это знаешь?

(Серова «Ну и Наташа»)

Воробей

- Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

(Тараскин «Воробей»)

Заяц и Белка

- Ты слышал новость, Заяц?

- Я все, Белка, слышу: вон уши-то у меня какие!

- Так что же ты своими ушами слышал?

- Я слыхал, что тебя, Белка, лиса съела.

- Ну это что! А вот я слыхала, что ты, Заяц, лису съел!

- Вот это да! Что же мне теперь делать?

- Известно что: глазам верить, а не ушам.

(Сладков «Заяц и Белка»)

Ёж

- Ты скажи мне, милый ёж, чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош, что зубами не возьмешь.

(Фетисов «Ёж»)

Пылесос

- Пылесос, Пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

- Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу.

(Масленникова «Пылесос»)

Ира и ёж

Ира просит: - Ёжик, ёж,

Ты мне платьице сошьешь?

Ёж ответил из-под ёлки:

- Ниток нет – одни иголки.

(Бобылев «Ира и ёж»)

В магазине

- Сколько стоит кабачок?

- Кабачок? Пятачок.

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка.

- Пятачок и пятачок –

Нате гривенничек.

(Машковская «В магазине»)

Чей ручей

- Вовочка, чей это зайчик?

- Это мой зайчик.

- А чья эта тачка?

- Танечкина.

- А чьи эти дочка и сыночек?

- Твои, мамочка.

- А вот тот ручеёк, чей он?

- Он ничейный.

(Благинина «Чей ручей»)

Сыч

- Сыч! Сыч! Почему ты на дереве сидишь?

- Сыч! Сыч! Почему ты ни с кем не говоришь?

- Говоришь чушь, чушь не хочу, не хочу.

Тут лес, тут – глушь, тут – ночь, и я молчу.

- Сыч! Сыч! Закричи, чтоб не скучно было, сыч.

Прилетят к тебе сычи. Ты покличь их! Покличь!

- Нет! Нет! Не хочу, не хочу кричать.

Ты мне скучному сычу не мешай скучать.

(Кудинов «Сыч»)

Разговор с котом

- Почему ты черен, кот?

- Лазил ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Пес в пыли меня валял.

- Так какого же ты цвета?

- Я и сам не знаю это!

(Левановкий «Разговор с котом»)

Бычок

На дворе стоит бычок и жует свой язычок.

Плачет бедный: Му-му-му!

Надо сена дать ему!

А не то свой язычок глупый скушает бычок.

(Косан «Бычок»)

Ути-ути

Рано-рано утречком

Вышла мама уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит:

- Вы плывите ути-ути

Плавно в ряд.

Хоть сыночек не велик, не велик.

Мама трусить не велит, не велит.

- Плыви, плыви, утеныш,

Не бойся, не утонишь.

(А. Барто «Ути-ути»)

И я бы смог

К щенку козленок подошел.

- Ты кто?

- Щенок.

- А я козел.

Гляди, как я умею:

Скок!

- И я могу, - сказал щенок.

- А я по травке побегу!

Щенок сказал:

- И я могу…

- А хочешь, я – о стенку лбом?

Гляди, как я умею:

Бом!

- Немудрено. И я бы мог.

Да не хочу, сказал щенок.

(Шибаев «И я бы смог»)

Разговор с весной

Ну, весна, как дела?

У меня уборка.

Для чего тебе метла?

Снег смести с пригорка.

Для чего тебе ручьи?

Мусор смыть с дорожек.

Для чего тебе лучи?

Для уборки тоже.

Все промою, просушу.

Вас на праздник приглашу.

Как кукушка учила петуха.

Бежит рассвет по сосняку,

Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

И слышит он в ответ: «Ку-ку».

- Ну как же так? «Ку-ку! Ку-ку!»

Ведь надо петь «Ку-ка-ре-ку!».

- Послушай, милый петушок!

Ведь ты не так поешь, дружок!

Гляди на синюю реку

и вдаль кричи: «Ку-ку! Ку-ку!»

Но тот в ответ: «Ку-ка-ре-ку!».

«Ку-ку!» - кукушка прокричала

За речкой в утренней тени.

- Ну что ж, дружочек, отдохни,

Начну учить тебя сначала.

(Екимцев «Как кукушка учила петуха»)

Бычок

Принесли мы для бычка

Пол ведерка молочка.

Но бычок сказал нам: Му-у-у!

Молочко мне ни к чему:

Я уже Большой бычок.

Дайте мне травы пучок!

(Береснев «Бычок»)

Жук

- Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

- Жу-жу-жу-жу

Я на дереве сижу.

- Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

- Жу-жу-жу-жу

Я летаю и жужжу.

(Френкель «Жук»)

Мышка и Мушка

Мишка брел лесной опушкой.

Повстречался мишка с мушкой.

Закричала мушка грозно:

- Уходи, пока не поздно!

Гром тут грянул как из пушки.

Убежал медведь с опушки.

Мушка кличет:

- Эй, друзья!

Прогнала медведя я!

(Босев «Мишка и Мушка»)

Слон

Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не два, а все четыре».

(С. Маршак «Слон»)

Обновка

Кто купил в горошек ситец?

Папа – вот кто.

Сшила что за мастерица?

Мама – вот кто.

Кто в обновку нарядится,

Чья дочурка, баловница?

Маша – вот кто.

(Капутикян «Обновка»)

Кукушка

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка:

«Ку-ку! Ку-ку!»

Внизу бежит речонка

По желтому песку,

Поет кукушка звонко:

«Ку-ку! Ку-ку!»

(Клокова «Кукушка»)

Жираф и Тушканчик

У жирафа спросили:

- Ты почему такой длинный?

- Чтобы лучше видеть, -

Сказал жираф.

У тушканчика спросили:

- Ты почему такой маленький?

Чтоб меня никто не видел, -

Сказал тушканчик.

(Баруздик «Жираф и Тушканчик»)

Медвежонок

- Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

- Нет, нельзя, - вздохнул он грустно, - только очень, очень вкусно.

Вот попробую немножко,

А потом пойду за ложкой.

(Кожевников «Медвежонок»)

Кот и мышонок

- Эй, мышонок – быстроножка,

Потолкуй со мной немножко!

А мышонок на бегу

Отвечает: Не могу!

- Ты не можешь? Отчего ж?

- Вот подумай и поймешь!

Яма

- Яму копал?

- Копал.

- В яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждешь?

- Жду.

- Яма сыра?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела.

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошел домой.

(О. Григорьев «Яма»)

У меня кругом друзья

Со мной здоровался петух:

- Ку-ка-ре-ку – пропел он вслух.

- Ко-ко, - услышал я от кур.

Мурлычка кот мурлыкнул:

- Мур-р.

И пес Барбос, меня узнав,

Пролаял вежливо:

- Гав-гав.

И протянул теленок:

- Му-у.

Мол, здравствуй, скучно одному.

И воробей на ветке вмиг

Чирикнул:

- Жив я, чик-чирик.

«Как хорошо», - подумал я, -

Что у меня кругом друзья.

(Медведева «У меня кругом друзья»)

Кто кого

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили?

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл и я забыл.

«Чёрный клюв и белый клюв»

- Грач, ты наверно на пожар летал?

- Почему это на пожар?

- Да у тебя нос закопчённый.

- Почему это закопчённый?

- У грачей носы белые, а у тебя чёрный!

Будто его коптили.

- Неправда! Нос у меня нормальный. И очень красивый. Просто я еще молодой грач. Мало на поле бывал. Мало в земле копался. Вот и не успел нос до блеска начистить.

«Зайки»

- Зайки, вы куда пропали?

- Под кусточком отдыхали.

- А листочки не поели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать.

«Здравствуй, ёж»

- Здравствуй, белка!

- Здравствуй, ёж!

- Далеко ли ты идёшь?

- Может, яблочек найду

Возле яблоньки в саду,

Принесу ребяткам,

Маленьким ежатам.

«Мишка – трусишка»

Взрослый:

Толстый Мишка не купался,

Осенних листьев не собрал,

Он лягушки испугался,

От лягушки он удрал.

Ребёнок:

Вот такой трусишка

Этот толстый Мишка.

Ты, Мишутка, не дрожи,

С лягушонком попляши.

«Перчатки»

Потеряли котятки на дороге перчатки и в слезах

прибежали домой.

- Мама, мама прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти перчатки.

- Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки.

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу – мяу, не дам,

Мяу – мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога.

Побежали котятки, отыскали перчатки, и, смеясь,

прибежали домой.

- Мама, мама не злись!

Потому что нашлись,

Потому что нашлись перчатки.

- Отыскали перчатки?

Вот спасибо, котятки.

Я за это вам дам пирога.

Мур – МУР – МУР, пирога.

Мур – МУР – МУР, пирога.

Обращать внимание на интонацию голоса котят.

«Козлёнок»

- Выходи, козлёнок мой, побадаемся со мной.

- Ме – ме – ме! А у вас и рожек нет!

- Выходи, козлёнок мой, поиграем мы с тобой.

- Ме – ме – ме! Играть люблю, вот возьму и догоню.

«Осень»

- Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

- Принесла я вам муки.

- Значит, будут пирожки.

- Принесла вам гречки.

- Каша будет в печке.

- Принесла вам овощей.

- И для супа и для щей.

- Рады ли вы грушам?

- На зиму их насушим.

- Принесла и мёду.

- Полную колоду!

- А уж яблоки – что мёд!

- На варенье и компот.

- Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла. А хорошую погоду нам в подарок принесла?

- Дождику вы рады?

- Не хотим, не надо.

- Кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет.

Потешки

1

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-Балды!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-грру.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним – рано по утру

Нам споет ку-ка-ре-ку.

2

Ранним – рано по утру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»

А коровки в лад ему:

Затянули «Му-му-му».

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

3

Люли, люли, люли.

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Мару усыплять:

«Спи, Матошка, почивай,

Глаз смотри не открывай».

4

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ.

5

Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш,

А его зовут Денис.

6

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

7

- Курочка – рябушечка,

Куда идешь?

- На речку.

- Курочка – рябушечка,

Зачем идешь?

- За водой.

- Курочка – рябушечка,

Зачем тебе вода?

- Цыплят  поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат: - Пи-пи-пи!

8

- Кисонька – мурысенька,

Ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна.

9

- Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки.

- Что ели? – Кашку.

- Что пили? – Бражку.

Кашка сладенькая.

Бражка пьяненькая.

Бабушка добренькая.

Попили, поели,

Шу-у – полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

10

Котик, коток, кудрявенький лобок,

Сидит кот у ворот,

К себе милую ждет.

Кошечка – в окошечке,

Кошурки – в печурке,

Котятки – в подлавке.

- А кто  вас большой?

- А кто у вас меньшой?

- Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка кот будет дома сидеть

Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

11

- Ты, сорока, ты сорока,

Ты где была? Далеко?

- Я коней стерегла.

- Чего выстерегла?

- Коня в седле.

В золотой узде.

- А где твой конь?

- За ворота ушел.

- А где ворота?

- Вода снесла.

- А где вода?

- Быки выпили?

- А где быки?

 - За гору ушли.

- А где гора?

- Черви выточили.

- А где черви?

- Гуси поклевали.

- А где гуси?

- В тростник ушли.

- А где тростник?

- Девки выломали.

- А где девки?

- Замуж вышли.

- А где мужья?

- На войну ушли.

12

- Девица, девица,

Сходи по водицу.

- Я волка боюсь,

Я лисицу боюсь.

Я медведя боюсь.

- Волк на работе,

Лиса на болоте

Платьице мыла,

Валек опустила.

Сама-то смеется,

Хохолок трясется.

13

- Бабушка Ульяна,

Где была? – Гуляла.

- Како чудо видала?

- Курочку-рябушку

С петушком на дрожках.

14

Свинка Ненило сыночка хвалила:

- То-то хорошенький,

То-то пригоженький;

Ходит бочком, ушки торчком,

Хвостик крючком, нос пяточком.

15

Стучит, бренчит на улице.

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке –

Туда же по дорожке.

- Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

- Сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- На что тебе молоко?

- Ребяток поить.

16

Егорушка – Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит, голосит:

- Снимите с забора

Бедного Егора.

17

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

18

Утром дед спросил у внучки:

- Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

- Я не белоручка.

19

- Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

- Я боюсь уснуть сестрица,

Кот усатый мне приснился.

20

Сорока-ворона кашу варила.

Деток кормила:

- Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А тебе не дадим:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил.

Воды не носил.

Печь не топил – не дам тебе каши.

21

- Тит? А Тит?

- Чево?

- Иди молотить.

- Брюхо болит.

- Ходи кашу есть.

- А где моя большая ложка?

22

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Зачинить можно?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

23

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Очень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи

Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"

Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...