Альбом для развития диалогической речи
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Альбом «Развиваем диалогическую речь» | ||
Стихи | ||
Киса - Здравствуй, киса! Как дела? Что же ты от нас ушла? - Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете, На хвостик наступаете. (Н.Емельяненко) Разговор лягушек - Кума, ты к нам? - К вам, к вам, к вам, к вам К воде скачу, Ловить хочу. - Кого, кого, кума? - Рака, карпа и сома. - Как поймаешь, дашь ли нам? - Как не дать? Конечно дам! (С. Маршак «Разговор лягушек») Куры Сел куры на забор И пустились в разговор: - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы взлетели высоко. Касатки в небе вьются, Над курами смеются: - Эх вы, куры, ко-ко-ко, Разве это высоко? (О. Бедарев «Куры») | Бычок-новичок Вышел бычок на лужок. Козочку встретил бычок. - Му, - говорит бычок, - Я на лугу новичок. Ты покажи мне скорей, Где здесь трава повкусней. - Ме, - раздается в ответ, - Травки невкусной нет. Травка всегда хороша, Если жевать не спеша. (В. Викторова «Бычок-новичок») Скакалочка Очень любит Галочка Быструю скакалочку. Скок да скок, скок да скок! Галочке не жалко ног, А бывает жалко Быструю скакалку. - Отдохни, скакалочка, - Еле шепчет Галочка. (И. Демьянова «Скакалочка») Цыпленок - Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья! - Где же они? - Под старой липой! - Как их зовут? - Цыпа! Цыпа! (Г. Виеру «Цыпленок») | Уши Доктор, доктор, Как нам быть? Уши мыть или не мыть? Если мыть, То как нам быть? Часто мыть или пореже? Отвечает доктор: - Еже…! Отвечает доктор: - Дневно! Ежедневно! (Э. Мошковский «Уши») Цапля объясняет Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву Ц: - Подойди, цыпленок Цып! Повторяй-ка: цып, цып, цып! Если выучишь урок Подарю тебе цветок. (Сапгир «Цапля объясняет») Диалог Шепчет кошке петушок: - Видишь пышный гребешок? Шепчет кошка петушку: - Шаг шагнешь и откушу! (Б. Заходер) |
Страшный сон - Мышка, мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь? - Я боюсь уснуть, сестрица, Кот усатый мне приснился. (Красильников «Страшный сон») Мышонок и мышь Мышонку шепчет мышь: - Ты все шуршишь, не спишь! Мышонок шепчет мышке: - Шуршать я буду тише. (Капрашева «Мышонок и мышь») Ручеек - Ручеек, куда спешишь? - К речке, к речке, мой малыш! - Ручеек, когда ты спишь? - Никогда не сплю, малыш. (Виеру «Ручеек») Ну и Наташа - Наташа, как мышка шуршит бумагой? - Ши-ши-ши! - А как уж шипит? - Ш-ш-ш. - А как люди шепчутся? - Шу-шу-шу. - И откуда ты, Наташа, все это знаешь? (Серова «Ну и Наташа») Воробей - Воробей, что ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь? - Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. (Тараскин «Воробей») | Заяц и Белка - Ты слышал новость, Заяц? - Я все, Белка, слышу: вон уши-то у меня какие! - Так что же ты своими ушами слышал? - Я слыхал, что тебя, Белка, лиса съела. - Ну это что! А вот я слыхала, что ты, Заяц, лису съел! - Вот это да! Что же мне теперь делать? - Известно что: глазам верить, а не ушам. (Сладков «Заяц и Белка») Ёж - Ты скажи мне, милый ёж, чем ежиный мех хорош? - Тем он, лисонька, хорош, что зубами не возьмешь. (Фетисов «Ёж») Пылесос - Пылесос, Пылесос, Ты куда суешь свой нос? - Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я порядок навожу. (Масленникова «Пылесос») Ира и ёж Ира просит: - Ёжик, ёж, Ты мне платьице сошьешь? Ёж ответил из-под ёлки: - Ниток нет – одни иголки. (Бобылев «Ира и ёж») В магазине - Сколько стоит кабачок? - Кабачок? Пятачок. - Дайте два кабачка. - Дайте два пятачка. - Пятачок и пятачок – Нате гривенничек. (Машковская «В магазине») | Чей ручей - Вовочка, чей это зайчик? - Это мой зайчик. - А чья эта тачка? - Танечкина. - А чьи эти дочка и сыночек? - Твои, мамочка. - А вот тот ручеёк, чей он? - Он ничейный. (Благинина «Чей ручей») Сыч - Сыч! Сыч! Почему ты на дереве сидишь? - Сыч! Сыч! Почему ты ни с кем не говоришь? - Говоришь чушь, чушь не хочу, не хочу. Тут лес, тут – глушь, тут – ночь, и я молчу. - Сыч! Сыч! Закричи, чтоб не скучно было, сыч. Прилетят к тебе сычи. Ты покличь их! Покличь! - Нет! Нет! Не хочу, не хочу кричать. Ты мне скучному сычу не мешай скучать. (Кудинов «Сыч») Разговор с котом - Почему ты черен, кот? - Лазил ночью в дымоход. - Почему сейчас ты бел? - Из горшка сметану ел. - Почему ты серым стал? - Пес в пыли меня валял. - Так какого же ты цвета? - Я и сам не знаю это! (Левановкий «Разговор с котом») |
Бычок На дворе стоит бычок и жует свой язычок. Плачет бедный: Му-му-му! Надо сена дать ему! А не то свой язычок глупый скушает бычок. (Косан «Бычок») Ути-ути Рано-рано утречком Вышла мама уточка Поучить утят. Уж она их учит, учит: - Вы плывите ути-ути Плавно в ряд. Хоть сыночек не велик, не велик. Мама трусить не велит, не велит. - Плыви, плыви, утеныш, Не бойся, не утонишь. (А. Барто «Ути-ути») И я бы смог К щенку козленок подошел. - Ты кто? - Щенок. - А я козел. Гляди, как я умею: Скок! - И я могу, - сказал щенок. - А я по травке побегу! Щенок сказал: - И я могу… - А хочешь, я – о стенку лбом? Гляди, как я умею: Бом! - Немудрено. И я бы мог. Да не хочу, сказал щенок. (Шибаев «И я бы смог») | Разговор с весной Ну, весна, как дела? У меня уборка. Для чего тебе метла? Снег смести с пригорка. Для чего тебе ручьи? Мусор смыть с дорожек. Для чего тебе лучи? Для уборки тоже. Все промою, просушу. Вас на праздник приглашу. Как кукушка учила петуха. Бежит рассвет по сосняку, Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!» И слышит он в ответ: «Ку-ку». - Ну как же так? «Ку-ку! Ку-ку!» Ведь надо петь «Ку-ка-ре-ку!». - Послушай, милый петушок! Ведь ты не так поешь, дружок! Гляди на синюю реку и вдаль кричи: «Ку-ку! Ку-ку!» Но тот в ответ: «Ку-ка-ре-ку!». «Ку-ку!» - кукушка прокричала За речкой в утренней тени. - Ну что ж, дружочек, отдохни, Начну учить тебя сначала. (Екимцев «Как кукушка учила петуха») Бычок Принесли мы для бычка Пол ведерка молочка. Но бычок сказал нам: Му-у-у! Молочко мне ни к чему: Я уже Большой бычок. Дайте мне травы пучок! (Береснев «Бычок») | Жук - Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи? - Жу-жу-жу-жу Я на дереве сижу. - Жук, жук, покажись! Надо мною покружись! - Жу-жу-жу-жу Я летаю и жужжу. (Френкель «Жук») Мышка и Мушка Мишка брел лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: - Уходи, пока не поздно! Гром тут грянул как из пушки. Убежал медведь с опушки. Мушка кличет: - Эй, друзья! Прогнала медведя я! (Босев «Мишка и Мушка») Слон Дали туфельку слону, Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире, И не два, а все четыре». (С. Маршак «Слон») |
Обновка Кто купил в горошек ситец? Папа – вот кто. Сшила что за мастерица? Мама – вот кто. Кто в обновку нарядится, Чья дочурка, баловница? Маша – вот кто. (Капутикян «Обновка») Кукушка У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: «Ку-ку! Ку-ку!» Внизу бежит речонка По желтому песку, Поет кукушка звонко: «Ку-ку! Ку-ку!» (Клокова «Кукушка») Жираф и Тушканчик У жирафа спросили: - Ты почему такой длинный? - Чтобы лучше видеть, - Сказал жираф. У тушканчика спросили: - Ты почему такой маленький? Чтоб меня никто не видел, - Сказал тушканчик. (Баруздик «Жираф и Тушканчик») | Медвежонок - Эй, послушай, косолапый, Разве можно кушать лапой? - Нет, нельзя, - вздохнул он грустно, - только очень, очень вкусно. Вот попробую немножко, А потом пойду за ложкой. (Кожевников «Медвежонок») Кот и мышонок - Эй, мышонок – быстроножка, Потолкуй со мной немножко! А мышонок на бегу Отвечает: Не могу! - Ты не можешь? Отчего ж? - Вот подумай и поймешь! Яма - Яму копал? - Копал. - В яму упал? - Упал. - В яме сидишь? - Сижу. - Лестницу ждешь? - Жду. - Яма сыра? - Сыра. - Как голова? - Цела. - Значит, живой? - Живой. - Ну, я пошел домой. (О. Григорьев «Яма») | У меня кругом друзья Со мной здоровался петух: - Ку-ка-ре-ку – пропел он вслух. - Ко-ко, - услышал я от кур. Мурлычка кот мурлыкнул: - Мур-р. И пес Барбос, меня узнав, Пролаял вежливо: - Гав-гав. И протянул теленок: - Му-у. Мол, здравствуй, скучно одному. И воробей на ветке вмиг Чирикнул: - Жив я, чик-чирик. «Как хорошо», - подумал я, - Что у меня кругом друзья. (Медведева «У меня кругом друзья») Кто кого - Кто кого обидел первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Кто кого ударил первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Вы же раньше так дружили? - Я дружил. - И я дружил. - Что же вы не поделили? - Я забыл и я забыл. |
«Чёрный клюв и белый клюв» - Грач, ты наверно на пожар летал? - Почему это на пожар? - Да у тебя нос закопчённый. - Почему это закопчённый? - У грачей носы белые, а у тебя чёрный! Будто его коптили. - Неправда! Нос у меня нормальный. И очень красивый. Просто я еще молодой грач. Мало на поле бывал. Мало в земле копался. Вот и не успел нос до блеска начистить. «Зайки» - Зайки, вы куда пропали? - Под кусточком отдыхали. - А листочки не поели? - Только носиком задели. - Вас бы надо наказать. - Так попробуй нас догнать. «Здравствуй, ёж» - Здравствуй, белка! - Здравствуй, ёж! - Далеко ли ты идёшь? - Может, яблочек найду Возле яблоньки в саду, Принесу ребяткам, Маленьким ежатам. «Мишка – трусишка» Взрослый: Толстый Мишка не купался, Осенних листьев не собрал, Он лягушки испугался, От лягушки он удрал. | Ребёнок: Вот такой трусишка Этот толстый Мишка. Ты, Мишутка, не дрожи, С лягушонком попляши. «Перчатки» Потеряли котятки на дороге перчатки и в слезах прибежали домой. - Мама, мама прости, Мы не можем найти, Мы не можем найти перчатки. - Потеряли перчатки? Вот дурные котятки. Я вам нынче не дам пирога. Мяу – мяу, не дам, Мяу – мяу, не дам, Я вам нынче не дам пирога. Побежали котятки, отыскали перчатки, и, смеясь, прибежали домой. - Мама, мама не злись! Потому что нашлись, Потому что нашлись перчатки. - Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки. Я за это вам дам пирога. Мур – МУР – МУР, пирога. Мур – МУР – МУР, пирога. Обращать внимание на интонацию голоса котят. | «Козлёнок» - Выходи, козлёнок мой, побадаемся со мной. - Ме – ме – ме! А у вас и рожек нет! - Выходи, козлёнок мой, поиграем мы с тобой. - Ме – ме – ме! Играть люблю, вот возьму и догоню. «Осень» - Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла? - Принесла я вам муки. - Значит, будут пирожки. - Принесла вам гречки. - Каша будет в печке. - Принесла вам овощей. - И для супа и для щей. - Рады ли вы грушам? - На зиму их насушим. - Принесла и мёду. - Полную колоду! - А уж яблоки – что мёд! - На варенье и компот. - Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла. А хорошую погоду нам в подарок принесла? - Дождику вы рады? - Не хотим, не надо. - Кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет. |
Потешки | |||
1 Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-Балды! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-грру. Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним – рано по утру Нам споет ку-ка-ре-ку. 2 Ранним – рано по утру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру» А коровки в лад ему: Затянули «Му-му-му». Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. 3 Люли, люли, люли. Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Мару усыплять: «Спи, Матошка, почивай, Глаз смотри не открывай». | 4 Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ. 5 Этот пальчик – дедка, Этот пальчик – бабка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – маменька, А вот этот – наш малыш, А его зовут Денис. 6 Пальчик – мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. 7 - Курочка – рябушечка, Куда идешь? - На речку. - Курочка – рябушечка, Зачем идешь? - За водой. - Курочка – рябушечка, Зачем тебе вода? - Цыплят поить. Они пить хотят, На всю улицу пищат: - Пи-пи-пи! | 8 - Кисонька – мурысенька, Ты где была? - На мельнице. - Кисонька – мурысенька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька – мурысенька, Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька – мурысенька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна, не ешь одна. 9 - Ладушки, ладушки! Где были? – У бабушки. - Что ели? – Кашку. - Что пили? – Бражку. Кашка сладенькая. Бражка пьяненькая. Бабушка добренькая. Попили, поели, Шу-у – полетели, На головку сели, Ладушки запели. 10 Котик, коток, кудрявенький лобок, Сидит кот у ворот, К себе милую ждет. Кошечка – в окошечке, Кошурки – в печурке, Котятки – в подлавке. | - А кто вас большой? - А кто у вас меньшой? - Мы все подрастем, за мышами пойдем. Один дедушка кот будет дома сидеть Да на печке лежать, нас с добром поджидать. 11 - Ты, сорока, ты сорока, Ты где была? Далеко? - Я коней стерегла. - Чего выстерегла? - Коня в седле. В золотой узде. - А где твой конь? - За ворота ушел. - А где ворота? - Вода снесла. - А где вода? - Быки выпили? - А где быки? - За гору ушли. - А где гора? - Черви выточили. - А где черви? - Гуси поклевали. - А где гуси? - В тростник ушли. - А где тростник? - Девки выломали. - А где девки? - Замуж вышли. - А где мужья? - На войну ушли. |
12 - Девица, девица, Сходи по водицу. - Я волка боюсь, Я лисицу боюсь. Я медведя боюсь. - Волк на работе, Лиса на болоте Платьице мыла, Валек опустила. Сама-то смеется, Хохолок трясется. 13 - Бабушка Ульяна, Где была? – Гуляла. - Како чудо видала? - Курочку-рябушку С петушком на дрожках. 14 Свинка Ненило сыночка хвалила: - То-то хорошенький, То-то пригоженький; Ходит бочком, ушки торчком, Хвостик крючком, нос пяточком. 15 Стучит, бренчит на улице. Фома едет на курице. Тимошка на кошке – Туда же по дорожке. - Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь? - Сено косить. - На что тебе сено? - Коровок кормить. | - На что тебе коровы? - Молоко доить. - На что тебе молоко? - Ребяток поить. 16 Егорушка – Егор Полез через забор, За гвоздь зацепился, Висит, голосит: - Снимите с забора Бедного Егора. 17 Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Поди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: - У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь! 18 Утром дед спросил у внучки: - Почему не моешь ручки? Отвечает внучка: - Я не белоручка. 19 - Мышка, мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь? - Я боюсь уснуть сестрица, Кот усатый мне приснился. | 20 Сорока-ворона кашу варила. Деток кормила: - Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. А тебе не дадим: Ты в лес не ходил, Дров не рубил. Воды не носил. Печь не топил – не дам тебе каши. 21 - Тит? А Тит? - Чево? - Иди молотить. - Брюхо болит. - Ходи кашу есть. - А где моя большая ложка? 22 - Федул, что губы надул? - Кафтан прожег. - Зачинить можно? - Да иглы нет. - А велика дыра? - Один ворот остался. 23 - Ты пирог съел? - Нет, не я. - А вкусный был? - Очень. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического подгруппового занятия по формированию связной речи на тему: «Одежда. Развитие диалогической речи» для детей средней группы с ОНР.
Цель: развитие диалогической речи детей в рамках лексической темы «Одежда»...
Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи
Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...
Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности) "Зимующие птицы" (развитие диалогической речи: умение задавать вопросы)
Активизация и расширение словаря по теме "Зимующие птицы"...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...
Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"
Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...