Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма
статья на тему

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Ш.Л. Монтескье

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период формирования всех высоких человеческих начал. И для каждого человека родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги, с родного уголка. Любовь к родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Патриотизм как социальное явление имеет сложную структуру, поэтому выделяют три компонента: чувственно-эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. При этом подразумевается, что чувственно-эмоциональный компонент включает в себя чувство любви к родине, народу, передовым традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональную гордость. Интеллектуальный компонент включает научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбы отечества. Действенно-практический, в свою очередь, подразумевает добросовестный труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины, готовность к защите. Но несомненно основополагающим фактором развития патриотического воспитания является нравственное восприятие окружающего.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Многими психологами (А.Г. Ковалевым, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств.

Существенный вклад в исследование проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесла Р.И.Жуковская. Она возглавила работу лаборатории по изучению данной проблемы при НИИ дошкольного воспитания, где под ее руководством проводился целый ряд исследований (Л.К. Беляева, М.И. Богомолова, С.Г. Журат, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Мельникова, Э.К. Суслова и др.). Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств. А что в нашем мире является тем самым "близким", тем, что окружает ребенка? Без сомнений, это его семья. Поэтому именно с семьи нужно начинать развитие нравственно-патриотических взглядов у будущего гражданина.

Сейчас, когда наступает вторая пятилетка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", особенно остро встает вопрос об обеспечении действительно верной воспитательной работы в ДОУ. Прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Родине посредством лишь государственного вмешательства не выйдет. Нравственно - патриотическое развитие предполагает активное вовлечение родителей в педагогическую жизнь детского сада по патриотическому воспитанию. Именно родители должны стать для своих чад тем самым ориентиром в воспитании личности, в приобщении к ценностям здорового образа жизни, в формировании нравственно-духовного начала. И роль воспитателя в такой ситуации немаловажна: педагог должен быть наставником и помощником, для осуществления успешных коммуникаций, воспитатель должен создать наиболее благоприятные обстоятельства.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше понял, что Россия - огромная страна, и что каждый проживающий здесь может приложить усилия и внести свой вклад в создание могучей державы. Но для этого нужно с детства совершать такие дела, которые пошли бы на благо своей семьи, на благо своего города, на благо всей страны. Поэтому, считаю, что при построении программы нравственно-патриотического воспитания детей нужно опираться на систему наращивания ценностных ориентиров: от семьи к детскому саду, от детского сада к району, от района к родному городу, от города к стране.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

А закончить я бы хотела словами детского писателя Андрея Алексеевича Усачева:

Каждый мальчик может стать солдатом
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и в школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котѐнку –
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрѐнку,
Как ты защитишь свою страну?

 

1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

2.      Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980. - С. 45-74

3.      Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. - Киев: рад. школа, 1980. – Т. 2. - С. 159-443.

4.      Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie_docx.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Ш.Л. Монтескье

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период формирования всех высоких человеческих начал. И для каждого человека родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги, с родного уголка. Любовь к родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Патриотизм как социальное явление имеет сложную структуру, поэтому выделяют три компонента: чувственно-эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. При этом подразумевается, что чувственно-эмоциональный компонент включает в себя чувство любви к родине, народу, передовым традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональную гордость. Интеллектуальный компонент включает научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбы отечества. Действенно-практический, в свою очередь, подразумевает добросовестный труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины, готовность к защите. Но несомненно основополагающим фактором развития патриотического воспитания является нравственное восприятие окружающего.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Многими психологами (А.Г. Ковалевым, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств.

Существенный вклад в исследование проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесла Р.И.Жуковская. Она возглавила работу лаборатории по изучению данной проблемы при НИИ дошкольного воспитания, где под ее руководством проводился целый ряд исследований (Л.К. Беляева, М.И. Богомолова, С.Г. Журат, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Мельникова, Э.К. Суслова и др.). Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств. А что в нашем мире является тем самым "близким", тем, что окружает ребенка? Без сомнений, это его семья. Поэтому именно с семьи нужно начинать развитие нравственно-патриотических взглядов у будущего гражданина.

Сейчас, когда наступает вторая пятилетка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", особенно остро встает вопрос об обеспечении действительно верной воспитательной работы в ДОУ. Прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Родине посредством лишь государственного вмешательства не выйдет. Нравственно - патриотическое развитие предполагает активное вовлечение родителей в педагогическую жизнь детского сада по патриотическому воспитанию. Именно родители должны стать для своих чад тем самым ориентиром в воспитании личности, в приобщении к ценностям здорового образа жизни, в формировании нравственно-духовного начала. И роль воспитателя в такой ситуации немаловажна: педагог должен быть наставником и помощником, для осуществления успешных коммуникаций, воспитатель должен создать наиболее благоприятные обстоятельства.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше понял, что Россия - огромная страна, и что каждый проживающий здесь может приложить усилия и внести свой вклад в создание могучей державы. Но для этого нужно с детства совершать такие дела, которые пошли бы на благо своей семьи, на благо своего города, на благо всей страны. Поэтому, считаю, что при построении программы нравственно-патриотического воспитания детей нужно опираться на систему наращивания ценностных ориентиров: от семьи к детскому саду, от детского сада к району, от района к родному городу, от города к стране.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

А закончить я бы хотела словами детского писателя Андрея Алексеевича Усачева:

Каждый мальчик может стать солдатом
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и в школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котѐнку –
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрѐнку,
Как ты защитишь свою страну
?

1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

  1. Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980. - С. 45-74
  2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. - Киев: рад. школа, 1980. – Т. 2. - С. 159-443.
  3. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Сотрудничество ДОУ и семьи в использовании краеведческого материала как средства формирования чувства гражданственности и патриотизма старших дошкольников.

Опыт взаимодействия семьи и ДОУ по формированию чувств гражданственности и патриотизма у старших дошкольников посредством использования краеведческог оматериала....

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у дошкольников"

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогра...

Экологическое воспитание как составляющая формирования чувств гражданственности и патриотизма

   Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма р...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

"Роль семейного воспитания в формировании личности молодого поколения"

       Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детски...