консультация для воспитателей
учебно-методический материал на тему
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формы работы с родителями по патриотическому воспитанию | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
.Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности ДОО. Ведь те, культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает ребенок.
Детский сад не может работать, как закрытая система, ведь жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Задача ДОО вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей. Эту работу можно разделить на 3 блока:
1. Информационно - аналитический – направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
2. Практический предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН, проектах и др.)
3. Контрольно–оценочный – предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада – для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс – диагностика.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи – важнейшее условие эффективной деятельности ДОО в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников [Н.В.Алёшина, Е.Ю.Антонов, О.Л.Зверева, Л.В.Левина, М.Д.Маханёва, Н.В.Микляева и др.]
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
1. Анкетирование «Семейные традиции»
2. Консультации в родительских уголках
3. Родительские собрания
4. Совместная деятельность детей и родителей:
- Оформление рисунков «Мой любимый город»
- изготовление макетов с родителями
- составление кроссвордов
5. Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города
6. Экскурсии с фотокамерой, видеосъёмкой (практическая помощь родителей)
7. Беседы
8. Гостиные
9. Круглый стол
10. Совместные занятия родителей и детей;
11. Тренинги;
12. Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
13. Обсуждение и распространение семейного опыта; Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»
14. Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Брянская семья»
- Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»
- Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»
15. Родительская почта - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми и др.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его заключается в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Расскажи другу о Брянске», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья»
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали – отвечаем «, «Это интересно знать», «От всей души». Папки – передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днём», семейный вернисаж «Семья – здоровый образ жизни».
Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы «Родной край», «Посиделки» и т. д. Занятия в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а так же на предприятия, учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.
Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собранны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т. д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, и т. д. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей родины
При совместной работе с родителями, возможно, использовать такие формы работы как:
- Анкетирование родителей;
- Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»;
- Индивидуальные консультации, беседы;
- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;
- Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»;
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций);
- Совместное создание взросло-детских проектов «Летающая страна», «Кукла из маминой варежки», «Моя любимая кукла»;
- Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании);
- Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»);
- Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»;
- «Встреча с интересными людьми».
В настоящее время необходимость поиска резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьёй по патриотическому воспитанию дошкольников.
Анализ ситуации последних лет показывает, что после прихода из ДОО и в выходные дни 60% детей смотрят телепередачи, читают книги – 13%; 4% занимаются изобразительной деятельностью; настольно-печатными играми 9%; и лишь 10%- спортивными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходные крайне редки, только 4% семей отдыхают на природе.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями
Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитании нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирование первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанными ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
«Семейный поход по памятным местам родного города»:
- «Памятные места героического прошлого города»
- «Исторические достопримечательности города»
- «Любимый уголок»
- «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
Куда повести ребёнка в выходной день: музеи, театры, парки.
А.А. Майер, О.И. Давыдова, И.В. Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учётом изменений, произошедших в современной семье. А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей;
- мобильность современных родителей;
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка.
В последние годы внимание учёных привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К.Ю. Белая, И. Калаш, Т.С. Комарова, Л.С.Новосёлова, Л.А. Парамонова, А.В. Туликов и др.)
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемый для создания и распространения информаций и оказания услуг.
Исследователи считают, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности
Исходя, из выше сказанного необходимо активно использовать ИКТ в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников.
Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео - и аудио-фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволит в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
На собрании «О городе своём ведём мы наш рассказ», можно использовать видео – и фотоматериалы экскурсии «Улицы нашего города». Что позволит родителям составить представления о том, какие краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны старшим дошкольникам.
Просмотр видео и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Например, на семинаре-практикуме «Свой край люби и знай!» можно продемонстрировать видеофильм «Виртуальная экскурсия «Брянск – моя малая родина».
На консультации «Как знакомить детей с природой» можно организовать просмотр слайд – шоу «Как мы в поход ходили» Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы.
Использование ресурсов интернет при проведении педагогической гостиной «Быт и традиции Брянского края» позволит повысить эффективность общения педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей с народными костюмами, утварью русской избы, народными праздниками и традициями
Опубликование консультаций для родителей по патриотическому воспитанию на сайте ДОУ.
Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников, возможна такая форма работы: создание для родителей CD, DVD, флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники
Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями – это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к следующим выводам:
1. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать сведения о том крае, где он живет.
2. Не все что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
3. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать его, особенно выделяя то, что характерно только для данной местности.
4. Знакомство дошкольников с родным городом - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.
5. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
6. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольной образовательной организации, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
7. Организуя работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, можно добиться успеха, если:
- показывать красоту своего родного края, знакомить детей с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, учить детей любить свою малую родину и гордиться ей;
- активизировать работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье, так как современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...