Мастер - класс "Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
В этом мастер - классе, рассказывается о нетрадиционных видах аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58 «Солнышко» комбинированного вида города Белово»
ТЕМА:
«Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»
Воспитатель
Пяткова Елена Михайловна
25лет высшая категория
(стаж работы) ( кв.категория)
подготовительная группа
Слайд 1.ТЕМА: «Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность развития мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Ведь именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются впечатления о форме, величине предметов, их расположения в пространстве.
Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов аппликационной деятельности дает возможность развитию творческих способностей дошкольников, а так же позволяет сформировать координацию движения пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Цель:
Изучение особенностей использования нетрадиционных техник аппликации для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Овладеть методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации;
- Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных техник аппликации;
- Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;
- Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
- Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
- Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;
- Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Слайд 2. В. А. Сухомлинский считал «Истоки творческих способностей и д
рования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В дошкольном возрасте дети познавательно активны, интересуются окружающем миром, стремятся к наблюдению, сравнению, способны осознавать поставленные перед ним цели. Художественная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, умения бережно и экономно использовать материал, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что изображать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас. Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему. Чтобы
занятия мы используем нетрадиционные материалы в аппликации. Мы пришли к выводу, что правильно подобранные методы и приемы обучения нетрадиционной техники в аппликации способствуют развитию мелкой моторики у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
В своей работе я уделяю большое внимание аппликации, как одному из методов развития мелкой моторики. Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения.
Слайд 3. Аппликация
(от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Слайд 4. Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.
Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии.
Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н. э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н. э. —200 год н. э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.
Слайд 5. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям.
Слайд 6. Почему меня заинтересовала эта тема?
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа,
глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Слайд 7. Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Слайд 8. Итак, аппликация:
Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
Помогает выучить цвета и формы.
Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т. д.
Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вы можете использовать в работе с детьми.
Слайд 9. Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники:
- Способствуют снятию детских страхов;
- Развивает пространственное мышление;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Развивает чувство композиции, колорита, ритма, цвето - восприятия;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
- Развивает мелкую моторику рук.
Слайд 10: Нетрадиционные техники аппликации:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из ниток:
- Коллаж;
- Аппликация из засушенных растений;
- Модульная аппликация (мозаика);
- Торцевание;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из ткани;
- Аппликация из крупы.
Слайд 11: Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Слайд 12: Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Сайд 13: Торцевание.
Один из видов бумажного рукоделия. С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она развивает усидчивость, аккуратность, внимание и определенную ловкость.
Слайд 14: Аппликация из салфеток.
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Слайд 15: Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
Слайд 16: Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Слайд 17: Аппликация из засушенных листьев
Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
Слайд 18: Коллаж
Коллаж создается путем прикрепления к плотной нейтрального фона основе материалов, отличающихся фактурой, цветом и способом соединения. Можно использовать бумагу разной плотности и окраски, ткани, кожу, мех, вырезанные картинки, разные отходы, старые кожаные сумки, фетровые вещи, кружева, нитки, фотографии и по-разному их группировать, комбинировать друг с другом.
Слайд 19: Аппликация из ниток
Развивает художественно – эстетические способности детей в создании композиций из шерстяных ниток.
Творческий альбом. Слайды 20 – 38.
Мастер класс. Слайды 39 – 50.
Слайд 51. Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, я стараюсь усилить интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.
Слайд 52. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...

Консультация для родителей"Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему:«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....