Применение сенсорных эталонов в составе детских сказок
статья (младшая группа) на тему

Ямалтдинова Алина Илгизовна

Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний, который ребенок будет нести всю жизнь. Особенно ответственно нужно подходить к данному вопросу на этапе младшего дошкольного возраста. Ведь именно ранний дошкольный возраст считают «золотой порой» развития ребенка. Ученными доказано, что восемьдесят процентов знаний, умений и навыков, которые приобретаются детьми в дошкольном возрасте, закладываются до трех лет. Определяющую роль на данном этапе дошкольного возраста играет ознакомление со свойствами предметов. Развитие восприятия и ощущения окружающего мира создает зону ближайшего развития для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, а именно память, мышление, воображение.  Насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее – уровень сенсорного развития ребенка, настолько успешным будет физическое, умственное, эстетическое воспитание детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Аленушка»

Доклад на тему

«Применение сенсорных эталонов в составе детских сказок»

Автор:

Ямалтдинова А.И.

Должность: воспитатель

2016 год

Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний, который ребенок будет нести всю жизнь. Особенно ответственно нужно подходить к данному вопросу на этапе младшего дошкольного возраста. Ведь именно ранний дошкольный возраст считают «золотой порой» развития ребенка. Ученными доказано, что восемьдесят процентов знаний, умений и навыков, которые приобретаются детьми в дошкольном возрасте, закладываются до трех лет. Определяющую роль на данном этапе дошкольного возраста играет ознакомление со свойствами предметов. Развитие восприятия и ощущения окружающего мира создает зону ближайшего развития для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, а именно память, мышление, воображение.  Насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее – уровень сенсорного развития ребенка, настолько успешным будет физическое, умственное, эстетическое воспитание детей.

Что же такое сенсорное развитие детей в младшем дошкольном возрасте? В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Выдающиеся зарубежные ученые (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.П. Усова, Е. И. Тихеева и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Важной частью сенсорного развития являются сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Сенсорное воспитание в детском саду - ознакомление со свойствами формы, величины и цвета. Это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение в формировании зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг, у него формируются  представления о свойствах предметов и различных явлений, развивается восприятие. Что и является сенсорным развитием в дошкольном возрасте. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети. Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать  невербальное и вербальное воображение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, затронутую в сказке, понимать эмоциональные состояния героев сказки. В совокупности это способствует сенсорному развитию ребенка. Низкий уровень сенсорного развития, в свою очередь, резко снижает возможности успешного обучения ребенка.  

Как уже было упомянуто выше, сенсорные эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы: система геометрических форм - круг, квадрат, треугольник; цвета - синий, желтый, красный, зеленый.  В связи с этим мною были придуманы сказки познавательного и обучающего содержания.  

В сказке идет фантазия, игра, повтор, непроизвольное закрепление обучающего материала.  Таким образом, моя сказка с использованием сенсорных эталонов, закрепляет новые знания, способствует сенсорному развитию ребенка.

Сказка о круге, квадрате и треугольнике.

Давным-давно, на лесной опушке, жили веселые геометрические фигуры: братец-треугольник, братец-круг и братец-квадрат. У каждого братца был свой домик. Жили они дружно: играли, веселились, ходили друг к другу в гости, чай пить. И все бы у них было хорошо, но в один из дней стали братья спорить.

Братец-круг говорит, что он квадрат. Братец-треугольник стал называться кругом, а братец-квадрат – треугольником. Каждая фигура перепутала свой домик. Весь день и всю ночь братья спорили между собой.

На следующее утро выглянуло солнышко, небо стало яркое, веселое. Солнышко собрало все фигуры на полянке и стало объяснять, как они называются.

Подозвало солнышко квадрат и сказало:

 - Ты братец – квадрат. Потому что у тебя есть четыре угла, четыре одинаковые стороны, ты похож на платок.

Затем солнце подозвало круг:

 - Ты братец-круг. Ты похож на тарелку, такое же круглое, у тебя нет углов, можешь катиться как колесо.

 Последний остался треугольник:

- Ты братец -треугольник, ты похож на крышу дома. У тебя есть три угла и три стороны.

Затем все братья разошлись по своим домикам: братец-круг пошел в домик, где была круглая дверь, братец-квадрат зашел в домик, где была квадратная дверь, а братец-треугольник – в домик, где была треугольная дверь.

Вот так солнышко помирило непоседливых братце и стали они по-прежнему жить дружно и весело.

Сказка о круге и лягушонке.

Когда геометрические  фигуры стали опять жить дружно, братец – круг решил пойти в поход, в лес, собрался и покатился по тропинке. Навстречу ему лягушонок.

Лягушонок спрашивает:

- Ты кто? Я возьму тебя к себе.

- Я круг, - отвечает братец-круг. Меня нельзя забирать. Я похож на тарелочку, приношу всем радость и свет. У меня нет углов, поэтому я добрый.

Лягушонок подумал и сказал:

- Точно, ты похож на мою любимую тарелочку, у меня есть круглое зеркало, на моей тележке есть колеса, похожие на тебя.

Братец-круг обрадовался, что может приносить пользу всем и покатился домой рассказать об этом своим братьям.

Сказка о треугольнике и лисичке.

Братец-треугольник тоже захотел погулять по лесу и узнать, что интересного есть в лесу.

На его пути повстречалась ель. Братец-треугольник постоял, посмотрел на нее и спросил:

- На что ты ель похожа?

Елка отвечает:

- Я похожа на твои уголочки, т.е. на тебя, платье мое такой же треугольной формы как ты.

Дальше ему повстречалась грустная белочка, у нее был зонтик, но на нем не было узоров.

- Помоги мне, треугольник, украсить мой зонтик, - сказала белочка.

И братец-треугольник разукрасил зонтик веселыми елочками.

Белочка поблагодарила треугольник и веселая пошла дальше. Братец-треугольник побежал к братьям, чтобы рассказать, что он помог лисичке.

Сказка о квадрате и зайчике.

Когда братец-квадрат узнал, что его братья круг и треугольник всем помогают, он тоже решил пойти в лес. Шел он, шел и на пригорке  увидел много квадратов разных размеров, выпиленных из дерева.

- Что же из них можно сделать? – подумал братец-квадрат.

Мимо пробегал зайчик, он искал из чего же можно сделать стол. Братец-квадрат помог зайчику. Нашел он большой квадрат  с четырьмя одинаковыми сторонами, прибил к нему по четырем углам ножки и получился чудесный стол для зайчика. Зайчик поблагодарил его.

Услышал лягушонок, что братец-квадрат помогает лесным жителям и решил попросить у него, что бы он смастерил стульчики для гостей.

И братец-квадрат сделал из маленьких квадратов, стульчики. Лягушонок сказал спасибо и понес стульчики домой.

Братец-квадрат понял, что он тоже умеет  помогать лесным жителям.

 По образцу, данных сказок можно составить множество обучающих  приключений братцев геометрических фигур. В зависимости от возраста детей, в последующем в изложение сказок вводиться новые персонажи: братец-овал, братец-ромб и т.д.

В заключение хочется подчеркнуть актуальность сенсорного воспитания, помогающего овладеть ребенку способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением. Правильное восприятие величины, цвета, формы необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»

Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе на тему "Сенсорные эталоны и их применение в обследовании предметов" (или "По следам Незнайки")

Интересный материал для педагогов ДОУ для формирования у детей основных образцов сенсорных эталонов и умения их применять в обследовании предметов, для анализа и выделения их свойств в различных ситуа...

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат»  в старшей группе...

Мастер-класс Тема: «Применение технологии «Бусоград» для развития знаний сенсорных эталонов у детей с ЗПР»

Передача опыта работы педагога по применению технологии «Бусоград» для развития знаний сенсорных эталонов у детей....