«Метод проектов как ведущая технология в коррекционно - развивающей работе с детьми ОВЗ»
методическая разработка на тему

      Эффективность организации воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (ОВЗ) во многом зависит от того, насколько грамотно построен педагогический процесс. Успех определяет использование инновационных методов, приемов, педагогических технологий, которые открывают новые возможности для работы с такими дошкольниками. Проектная деятельность  является одним из наиболее эффективных методов работы  с детьми  ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_proektam.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод проектов как ведущая технология

в коррекционно - развивающей работе с детьми ОВЗ»

1-2 слайд

      Эффективность организации воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (ОВЗ) во многом зависит от того, насколько грамотно построен педагогический процесс. Успех определяет использование инновационных методов, приемов, педагогических технологий, которые открывают новые возможности для работы с такими дошкольниками. Проектная деятельность  является одним из наиболее эффективных методов работы  с детьми  ОВЗ.

3 слайд

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

 Какие возможности открывает проектная деятельность с дошкольниками с  ОВЗ?

4 слайд

   В первую очередь, проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ позволяет развить произношение и связную речь, артикуляционную и тонкую моторику. Кроме того, формируются и уточняются представления детей об окружающем мире, расширяется кругозор, развиваются психические, познавательные процессы, формируются коммуникативные навыки. Проектная и игровая деятельность с дошкольниками с ОВЗ позволяет детям перестать быть объектами педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, в ходе которой активизируются его собственные ресурсы.

5 слайд

   Применение метода проекта обуславливает воспитание самостоятельной, ответственной, целеустремленной личности, способной преодолевать возникающие трудности и проблемы. Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЭ включает в себя различные виды деятельности: рисования, лепки, конструирования, аппликации. Это дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, а также формирует общую культуру и предпосылки учебной деятельности.

6-7 слайд

Важно к тому же отметить, что, используя проектную деятельность с дошкольниками с ОНР, можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Такая совместная деятельность способствует сплочению родительского коллектива, дает возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться. Таким образом, проектная деятельность с дошкольниками с ОНР становится способом организации педагогического процесса, построенного на взаимодействии всех участников образовательных отношений — педагогов, детей и их родителей.

8 слайд

      В основе метода лежат следующие принципы:

- информационной достаточности, подразумевающей обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приемами и методами, которые могут быть применены в процессе работы;

- взаимодействия;

- поэтапности, системного подхода — поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач;

- деятельностного подхода, подразумевающего приобретение ребенком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению, что осуществляется через ведущий вид деятельности — игру;

- личностно ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;

- открытости — для инициативы и творчества каждого участника;     гибкости, свободы выбора — деятельность участников не ограничивается заданными рамками;

-  природосообразности, т. е. ориентирование на внутренний мир ребенка, создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств, развитие творческих способностей.

9 слайд

Этапы работы над проектом:

1. Обозначение проблемы, определение темы. Мотивация детей к проектной деятельности, введение детей в проблемную ситуацию.

2. Определение цели, задач проекта, будущего результата. Стимулирование поисковой деятельности детей. Активизация способов получения информации.

3.Обобщение полученной информации. Реализация проекта.

4. Обсуждение результата работы. Презентация результатов. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Определение перспективы развития проекта.

Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом.

Второй шаг – определение цели, задач проекта. Это всегда развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, развитие исследовательских умений и навыков, формирование активности детей. Включение задач речевого развития во все виды деятельности. Это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания непосредственно-образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и экспериментов, других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяли организации среды в группе, кабинете логопеда.

10 слайд

Предметно-развивающая среда является фоном к поисковой деятельности. Решением поставленного вопроса выступали различные мероприятия: выставки книг детской художественной и познавательной литературы, выставки поделок, выставки игрушек, выставки коллекций, чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Для активизации детского мышления предлагалось отгадывать загадки, решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо уметь создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

11-12 слайд

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация проходит в различных формах в зависимости от темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, конкурсы-выставки, оформление альбомов, фотовыставок, творческих газет, совместных праздников с участием родителей.

13-14 слайд

С учетом вышеизложенного  в нашем дошкольном учреждении разработаны и реализованы  следующие проекты с детьми ОВЗ:

  1. Проект «Играя – учись»
  2. Проект «Цветные чудеса»
  3.  «Гордость земли Самарской»
  4.  «Пусть ведают потомки родной земли минувшую судьбу»
  5.  «Русская матрешка»
  6.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  7. «Ложечка золоченая»
  8.  «В гости к батюшке Самовару»  и др.

15 слайд

    В результате использования  проектного метода было получено  следующее:

• Улучшилось качество связной  речи детей-логопатов  (практическая направленность).

• Дети научились  представлять  результаты  своей деятельности (презентаций).

• Повысилась  познавательная активность   детей через создание проблемных ситуаций.

• Сформировались исследовательские, рефлексивные, элементарные самооценочные умения и навыки.

• Сформирована  активная, самостоятельная, инициативная  позиция  детей.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.,- М., Педагогика, 1989.

2. Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3.Дьюи Дж Психология и педагогика мышления. Дьюи Дж – М., 1999г.

4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

5. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

6.Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования: учебное пособие, - М., Академия 2001

7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. –М. : АРКТИ, 2005

9. Толстикова О.В. Образовательные технологии., Екатеринбург, ИРО, 2014г

10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Изд-во Альфа, 2001.

11. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно- коммуникационных технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми"

«Использование информационно- коммуникационных технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современн...

Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.

Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Долженко Д.В. МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова В н...

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Использование инновационных методов и приёмов музыкального руководителя в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОНР.

Влияет ли развитие чувство ритма ребёнка на развитие  его речи?Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внима...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....