Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_individualnoe_razvitie.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.
По ФГОС ДО программа дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. А содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
А т.к. процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей.
Индивидуальная работа с детьми в нашей группе заключается в конкретизации общих целей воспитания и обучения с возрастными и индивидуальными особенностями, в гибком использовании методов и форм воспитания и обучения, а также организация оптимальных условий для развития каждого отдельного ребенка.
В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы и в целях удобства планирования и организации индивидуальной работы с детьми мы для себя условно разделили детей на несколько подгрупп.
К первой подгруппе отнесли тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям предоставляется возможность шире проявлять свой интерес, и развивать его. Для этого им даются более сложные задания, предъявляются к их ответам повышенные требования.
Ко второй подгруппе отнесли тех детей, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение в поставленном вопросе. С этой подгруппой детей проводятся игры и занятия по развитию инициативы, поощряются начинания ребят, тем самым укрепляется уверенность в своих силах.
Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Индивидуальная работа с такими детьми приносит положительные результаты, если дети систематически упражняются в полученных навыках и умениях в группе. При работе с такими детьми мы стараемся привлечь и родителей для повторения и закрепления знаний и умений в повседневной жизни.
Почти все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, но у игр есть возможность формировать новые знания. Дидактические игры также способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Еще один важный момент это занимательность в индивидуальной работе. Он тоже решается при помощи дидактической игры, т.к. в игре присутствуют игровые элементы, тем самым дети с удовольствием применяют полученные знания и умения.
Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми.
Для индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений мы используем следующие дидактические игры:
- Игры с цифрами и числами. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Эти игры помогают отстающим детям усвоить программный материал.
- Игры – путешествия во времени. Для закрепления знаний детей о времени, днях недели, название месяцев года. Такие игры, как «Живая неделя», «Назови скорее», «Сколько времени?», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» помогают детям быстро усвоить временные понятия.
- Игры на ориентирование в пространстве. Игры, направленные на ориентирование в пространстве. Задачей этих игр является научить или закрепить умение детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи этих игр дети овладевают умением определять словом положения того или иного предмета по отношению к другому. Это игры «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
- Игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника и овала. Это: «Какую геометрическую фигуру напоминает …?», «Составь квадрат», «На что похожи?», «Составь прямоугольник, треугольник», «Танграм», «Геометрическая мозаика».
- Игры на логическое мышление. Данные игры формируют у детей умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры, как «Найти нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница». Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
В индивидуальной работе по развитию речи мы используем:
- Словесные игры. Игры построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др.
- Настольно-печатные игры. Эти игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей по той или иной теме, обогащают словарь.
- Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.
- Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- Игры типа «Лабиринт». Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
- Игры с предметами. В них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие, последовательность, учится классифицировать. Такие игры очень важны, потому что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов (цветом, формой, величиной), узнают свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). Это игры с народными дидактическими игрушками, мозаикой, бирюльками, природными материалами (листьями, семенами, цветами). К народным дидактическим игрушкам относятся матрешки, шары, грибки, бочонки, деревянные конусы из колец и т.д.
- Мнемотаблицы, мнемотаблицы – схемы. Мнемотаблицы - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти у детей путем образования дополнительных ассоциаций.
В индивидуальной работе по художественно – эстетическому развитию:
- Игры с предметами. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, «Составь букет», «Создай портрет», «Занимательная палитра», «Лесная полянка».
- Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
- Словесные игры. Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
В своей работе мы используем такие игры: «Что бывает круглое в природе?», «Что бывает желтое в природе?», «Что это такое?», «Так бывает или нет?», «Это правда или нет?» и др.
Таким образом, вся индивидуальная работа по средствам дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Индивидуальная работа с детьми в логопедической группе
Индивидуальная работа с детьмиЦель: Формирование произносительных умений и навыков - устранение дефектного произношения, развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно ...
Индивидуальная работа с детьми 2 младшей группы
индивидуальная работа с детьми на Январь...
Индивидуальная работа с детьми второй младшей группы "Декабрь"
Вторая младшая группа.Индивидуальная работа в режимных моментах.Развитие речи, элементарные математические представления, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы....
«План индивидуальной работы с детьми первой младшей группы»
Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом осо...
План индивидуальной работы с детьми второй младшей группы»
Отношение к труду.Ф.И. ребенкаИндивидуальная работа.1. Алиса К. 2. Платон3. Кириана 4....