Рабочая программа дополнительного образования кружок "Смелые ребята"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Коррекционно-развивающая программа по дополнительному образованию "Смелые ребята". Коррекция тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkasmelye_rebyata.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Чиполлино» г.Саяногорска
Саяногорского городского отдела образования
665600, Республика Хакасия, г.Саяногорск
Комсомольский мкрн., д.65
т. 8 (39042) 2-92-87, 2-07-55
Принято: На заседании методического совета протокол № ______ «_____» __________ 2016г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино» _______________О.М. Баранникова приказ № _____ «____» ___________ 2016г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
(социально-педагогической направленности)
кружок "Смелые ребята"
Разработала:
Мельникова О.В.
педагог-психолог
Саяногорск, 2016г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.3 Принципы формирования программы | 4 |
1.4 Планируемые результаты освоения программы | 5 |
1.5 Диагностический инструментарий | 5 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 6 |
2.1 Примерная структура коррекционно-развивающей деятельности | 6 |
2.2 Методы реализации программы | 6 |
2.3 Тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности | 6 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
3.1 Оборудование, задействованное при реализации программы и его назначение | 13 |
Список литературы: | 14 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими методическими приемами, используемыми для развития и коррекции поведенческой и эмоциональной сфер личности детей:
- Релаксация.
- Концентрация.
- Функциональная музыка.
- Арт-терапия.
- Элементы акватерапии.
Данные приемы и методы выбраны как следствие теоретического анализа подходов к коррекции тревожности и актуализации страхов.
Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Телесная терапия.Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии задачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация.
.Арттерапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других .Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Арттерапия развивает творческие возможности. Во время занятий арттерапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Акватерапия - это эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы взрослых и детей. Ее воздействие значительно деликатнее, чем традиционные психотерапевтические методы, а также не вызывает сложности в понимании форм и методов работы с детьми. Акватерапия позволяет человеку расслабиться, освободиться от зажимов, снять запреты, быть свободным. Акватерапия влияет на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, снятие психического напряжения, снижение агрессивности и тревожности.
Значимость коррекции тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение. Значения профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей к трудным ситуациям (выступления, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Проблема преодоления тревожности распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель программы: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
I. Повышение уверенности в себе (самооценка) - устранение внутреннего конфликта ребенка, расширение эмоционального опыта, повышение самооценки, развитие навыков взаимодействия друг с другом.
II. Снятие страхов - снятие эмоционального и мышечного напряжения, устранение, преобразование, страхов, формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность, стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.
III. Развитие коммуникативных навыков-уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики, снижение скованности, боязливости в движениях и речи, развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми, развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.
Предмет психокоррекции: признаки тревожности (постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна).
Объект психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности.
1.3. Принципы формирования программы
- Признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.
- Обеспечение эмоционального благополучия.
- Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.
- Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.
- Интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогических усилий.
- Вариативность заданий в рамках одного содержания, позволяющих ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Физическое развитие:
- целостное психосоматическое состояние, снятие мышечного напряжения, мышечных зажимов;
Социально-коммуникативное развитие:
- способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия;
- чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение;
- чувство собственного достоинства;
- способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;
- адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;
Познавательное развитие:
- умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы;
Речевое развитие:
- навыки диалогического общения;
- уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
- выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно.
1.5 Диагностический инструментарий для оценки эффективности реализации программы
Диагностика детей приводится в два этапа: сентябрь, май, с применением следующих методик:
- Методика «Паровозики»;
- Методика «Какой Я» на определение самооценки;
- Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой);
- «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова);
- Цветовой тест (М.Люшер);
- Тест «Кактус» (М.А.Панфиловой).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Примерная структура коррекционно-развивающей деятельности
I.Этап. На первом этапе предоставляется возможность создания у детей эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.
II. Этап. На данном этапе используются специальные игры, упражнения.
III. Этап. Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения.
IV. Этап. Мышечное расслабление.
V. Этап. Рефлексия.
2.2 Методы реализации программы
1.Словесные: беседы, направленные на переформирование деструктивного поведения;
демонстрация мультимедийных сказок, показ иллюстраций, картин;
2.Практические: сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, упражнения на расслабление.
Объем программы: рассчитан на 28 встреч, при частоте 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.
Наполняемость группы: 7-10 человек. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей и специалистов, заключение ТПМПК о необходимости коррекции тревожности.
Форма работы: подгрупповая.
Место проведения: кабинет психолога.
2.3 Тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности
Месяц | Тема | Цель | Материалы, оборудование | Упражнения |
ОКТЯБРЬ | 1Вводное | Знакомство участников друг с другом. | Оборудование сенсорной комнаты, мяч, спокойная музыка | Упражнение «Давай познакомимся». Релаксация. |
2. Вместе веселее | Позитивный настрой и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление | Оборудование сенсорной комнаты, ватман, карандаши | Упражнение «Ау!» (О.Хухлаева). Игра «Отряхивающийся щенок» Рисунок Город ладошек | |
3.Сказочная шкатулка | Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. | Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы | Игра “Сказочная шкатулка” 3. Упражнение “Конкурс боюсек” 4. Игра “Принц и принцесса” 5. Упражнение “Придумай весёлый конец” 6. Рисование на тему “Волшебные зеркала” | |
4.Смелый зайка | Для снятия тревожности и развития эмоций, экспрессии | Оборудование сенсорной комнаты | Игра «Смелый зайка» Игра «Смелый разведчик» Игра «Отряхивающийся щенок» | |
НОЯБРЬ НОЯБРЬ | 5.Дружба начинается | Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог | Оборудование сенсорной комнаты; | Игра «Интервью» Упражнение «Дружба начинается» Упражнение «Доброе животное» |
6.Воздушный шарик | Раскрытие своего “Я”, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости . | Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования, воздушный шарик. | Упражнение “Узнай по голосу” Игра “Моё имя” Упражнен6ие воздушный шарик | |
7. “Настроение» | осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах. | Упражнение “Росточек под солнцем” Упражнение “Возьми и передай” Упражнение “Неваляшка” Упражнение “Превращения” | |
8. «Наши страхи» | стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. | магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка. | Упражнение “Росточек под солнцем” Упражнение “Петушиные бои” Упражнение “Расскажи свой страх” Рисование на тему “Чего я боялся, когда был маленьким.” | |
ДЕКАБРЬ | 9.Я больше не боюсь | преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. | магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка. | Упражнение “Смелые ребята” Упражнение “Азбука страхов” Упражнение “Страшная сказка по кругу” Упражнение “На лесной полянке” Упражнение “Я тебя не боюсь” |
10. «Волшебный лес» | развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. | магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек, | Упражнение “Росточек под солнцем” Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.” Упражнение “Лягушки на болоте” Упражнение “Неопределённые фигуры” | |
11. Волшебники | снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия | магнитофон, спокойная музыка, | Упражнение “Росточек под солнцем” Игра “Путаница” Игра “Кораблик” Упражнение “Кони и всадники” Дети делятся на пары – один Упражнение “Волшебный сон” | |
12.Солнце в ладошке | освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. | магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы. | Упражнение “ Неоконченные предложения” Игра “ Баба- Яга” Упражнение “Солнце в ладошке” Игра “ Комплименты” Упражнение “ В лучах солнышка” | |
ЯНВАРЬ | 13. «Аквариум» | Снятие напряжения, развитие тактильной чувствительности. | Миски, пуговицы, спокойная музыка | Игра «Аквариум» |
14. Мыльные пузыри» | Снятие напряжения, развитие воображения, выразительности движений | Мыльные пузыри, бумага, краски, кисточки | Игра «Пузыри» | |
15. Петрушка | Обучение приемам саморасслабления | Игрушка петрушка, музыка | Упражнение Петрушка Упражнение спящий котенок Релаксация | |
ФЕВРАЛЬ | 16.«Золотые капельки». | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Музыкальное сопровождение Д.Христова «Золотые капельки». | Упражнение «Золотые капельки» Игра «Аквариум» Релаксация |
17.“Разговор с руками” | Отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия | Необходимые приспособления: карандаши, лист бумаги. | Упражнение «Разговор с руками». Упражнение “Что я люблю?” Упражнение “Качели” | |
18.«Дотронься…» | Развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. | Карандаши, ватман, музыка. | Рисование самого себя. Упражнение “Доверяющее падение” Упражнение “Горячие ладошки” | |
19. «Злые и добрые» | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. | Оборудование сенсорной комнаты, функциональная музыка | Упражнение “Злые и добрые Игра “На что похоже моё настроение?” Упражнение “Ласковый мелок” Упражнение “Угадай что спрятано в песке?” | |
МАРТ | 20. «Волшебный»лес | развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. | .Спокойная музыка, карандаши, краски | Упражнение Неопределённые фигуры” Игра “Тропинка” Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес” |
21. «Водный мир» | Развитие воображения. Развитие саморегуляции. | Миска, вода, краски, кисточки | Игра «Водный мир» | |
22»Ласковое имя» | Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. | Оборудование сенсорной комнаты | . “Мы тебя любим” “Подари улыбку “Ласковое имя” “Мы тебя любим” формирование | |
23 «Дружба” | Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений. повышение уверенности в себе, в своих силах. | Клубок ниток Бумага, карандаши | “Связующая нить” “Только вместе!” “Обзывалки” “Взаимоотношения | |
АПРЕЛЬ | 24“Мы вместе” | Формирование согласованных действий Формирование эмпатии - эмоциональное и | Оборудование сенсорной комнаты | “Закончи предложение” “Разведчики” “Аэробус” “Доброе животное’ |
25 Волшебная игра” | Способствует снятию беспокойства и напряжение. | Бумага, карандаши, тактильная тропинка | “Бумажные мячики’' “Два барана” | |
26 «Волшебный клубочек» | Способствует сплочению группы. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | Клубок шерстяных ниток | Игра «Волшебный клубочек» Упражнение «Дыши и думай красиво» | |
27. «Зеркало» | Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние | Оборудование сенсорной комнаты | Игра «Зеркало» Игра «Возьми и передай» | |
МАЙ | 28. «Смелые ребята» | Сплочение группы, | Ватман, карандаши, краски, кисточки | Рисунок «Смелые ребята» |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Оборудование, задействованное при реализации программы и его назначение
Наименование оборудования | Назначение |
Оборудование сенсорной комнаты | |
«Сухой» бассейн | Снижение уровня психоэмоционального напряжения, двигательного тонуса; развитие мышечного напряжения, кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений; коррекция уровня тревожности, агрессивности. |
«Сухой» дождь | Стимуляция тактильных ощущений, развитие восприятия пространства, своего тела в пространстве. |
Сенсорная тропа для ног | Развитие тактильных ощущений, профилактика плоскостопия |
Кресло-подушка с гранулами «Пуфик» | Расслабление мышц, стимуляция циркуляции крови, развитие фантазии и воображения, снижение тревожности и агрессивности, формирование навыков саморегуляции. |
Пузырьковая колонна | Развитие зрительного и тактильного восприятия, цветового восприятия, активизация внимания. Релаксация в процессе представления образов. |
Музыкальный центр и набор CD-дисков | Обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Релаксация. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции. |
Тактильная панель «Мечта» Тактильная панель «Клоун» | Развитие тактильного восприятия |
Акустическая панель «Колокольчик» | Развитие слухового восприятия |
Проектор «Солнечный», «Жар-птица», «Плазма-100» | Развитие зрительного восприятия |
Пучок фиброоптических волокон «Фонтан», «Звёздный дождь» | Развитие зрительного и тактильного восприятия, релаксация. |
Оборудование для активных игр-импровизаций | |
Мягкие модули, напольные маты, макеты кочек, мячи коробка, обруч, веник. | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия, сплочение коллектива детей. |
Материалы для изобразительной деятельности | |
Ватманы, краски, кисти, карандаши, цветная бумага. | Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. |
Материалы для акватерапии | |
Ванночки, губки, цветные камушки | Снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений |
Список литературы:
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб, 2004.
- Картотека социально-психологической коррекционно –развивающей работы с детьми (игротерапия, сказка терапия, проигрывание ситуаций)
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе – М. 2005.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1997.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся. - Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2004.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика - М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Программа дополнительного образования "Спортивные ребята" на координационной лестнице с детьми 4-5 лет на 2021-2022 уч. год
Приоритетным естественной биологической потребности детей в движении и направлением ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, достижение всестороннего двигательного развития, что нево...
Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»
Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.Программа разработана в целях обогащения детей подготовительной груп...
Программа дополнительного образования "Весёлые ребята"
Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Одним из важнейших напра...
Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»
laquo;Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»Теодор РузвельтПрограмма «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей...
Рабочая программа дополнительного образования «Дружные ребята»
Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста....
Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»
Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята» ...