Конспект ООД "КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия о роли донского казачества в защите Родины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.46 КБ |
![]() | 37.46 КБ |
![]() | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»
г. Сальска
Конспект
Организованной образовательной деятельности
«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»
Разработчик
Кузьминова Т.А.
воспитатель
высшей категории
Сальск
Ход деятельности
Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
- Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
- Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
- Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
- Способствовать развитию логического и творческого мышления.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края.
- Закреплять заповеди казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».
Словарная работа:Ввести в активный словарь детей слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод
Повторение донских пословиц и поговорок.
Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).
Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.
Методы и приемы:
-Рассматривание предметов казачьего быта в групповом мини – музее.
-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,
- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.
- Повторное проговаривание
- Объяснение, вопрос
- Оценка детской речи
Содержание образовательной деятельности
Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:
- «Здорово дневали!»
Гости отвечают – «Слава богу!»
Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.
- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?
Предполагаемые ответы детей:
– « Люди, которые защищают свою Родину»
- Вы правы , ребята.
Славится земля донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?
Предполагаемые ответы детей:
- Казак – это значит вольный человек, удалой.
Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая главная заповедь казака - какая?( ответы детей)
Дети: - «Люби Россию, ибо она твоя мать».
Воспитатель: А какие вы еще знаете казачьи заповеди?
Предполагаемые ответы детей:
- уважай женщину, мать
- почитай старших
Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью, свою землю и свою Родину.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран (Слайд)
– вот такой маленькой была Россия вначале.
Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.
Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины
- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )
Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята, в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)
- А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков
Предполагаемые ответы детей:
- секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик сажали на коня в первый раз!
Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?
Предполагаемые ответы детей:
- Сам погибай, а друга выручай.
- Нет уз святее товарищества.
Воспитатель:
Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить, собирали свою команду, а называлась она как, ребята?
Предполагаемые ответы детей:
- Ватага.
С10 лет мальчики оправлялись в ночное.
Ребята, а расскажите, что такое «Ночное?» (ответы детей)
- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?
Воспитатель: - чем казачата занимались в ночном
Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры
Воспитатель: давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»
Игра «Шапка»
Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.
Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».
Воспитатель: А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?
Предполагаемые ответы детей:
- -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
- -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
- Без коня казак – кругом сирота!
- Казак голоден, но конь сыт.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак сам голодает, но коня накормит!
- Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.
Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.
Давайте с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.
Просмотр видеоролика о джигитовке.
Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников
Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки (ходьба)
Кто за казаком идет,
в поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках)
Скачет резво конь лихой,
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут)
Будем мы с моим конем
На границе стоять,
Нашу землю от врагов
Охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие, владеть которым казаков учили с самого детства .
Слайд презентациии «Холодное оружие»?
- Какое самое главное оружие у казаков?
Предполагаемые ответы детей:
- шашка, даже есть такая поговорка – шашка подруга казака
Воспитатель: давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?
Предполагаемые ответы детей:
-холодная
- железная
- тяжелая
Воспитатель: Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т. к.учились этому с детства. Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.
Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.
Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл, Дорохин Никита,)
Воспитатель: А какое вы еще знаете оружие казаков ?
Предполагаемые ответы детей: - Нагайка, - это к конская плеть — холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою
- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.
Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)
Воспитатель: ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят , папы и дедушки которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?
Предполагаемые ответы детей: всё это он получал непосредственно по месту службы.
Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.
Предполагаемые ответы детей: На войну казака собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.
Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.
Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим защитникам Родины.
Ребята, А как вы считаете, почему еще казаки были непобедимы?
Предполагаемые ответы детей:
- потому что у них были хорошие командиры
Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?
Предполагаемые ответы детей:
- атаман, его выбирали на казачьем круге.
Итог :
- Атамана выбирали из самых смелых и достойных казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»
Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.
Игра «Фуражка».
Воспитатель:
Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был
знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»
Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.
Итог :
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.
Так какое же главное призвание казака?
Предполагаемые ответы детей:
- Защищать Родину.
Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и с первых дней возникновения казачества , главным делом жизни казака была защита Родины. Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.
Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)
И как говорят на Дону : «Слава богу – мы казаки! »
Мы с вами – донские казаки и тоже будем жить по казачьим заповедям :
Воспитатель:
- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили
Рассказы детей.
Казак скачет на коне, с шашкой…..
Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.
оберег всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне. Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.
Воспитатель: Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами вспомним, что узнали нового? (фланкировка, джигитовка) Что вам запомнилось?
Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»
г. Сальска
Конспект
Организованной образовательной деятельности
«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»
Разработчик
Кузьминова Т.А.
воспитатель
высшей категории
Сальск
Ход деятельности
Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
- Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
- Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
- Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
- Способствовать развитию логического и творческого мышления.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края.
- Закреплять заповеди казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».
Словарная работа:Ввести в активный словарь детей слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод
Повторение донских пословиц и поговорок.
Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).
Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.
Методы и приемы:
-Рассматривание предметов казачьего быта в групповом мини – музее.
-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,
- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.
- Повторное проговаривание
- Объяснение, вопрос
- Оценка детской речи
Содержание образовательной деятельности
Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:
- «Здорово дневали!»
Гости отвечают – «Слава богу!»
Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.
- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?
Предполагаемые ответы детей:
– « Люди, которые защищают свою Родину»
- Вы правы , ребята.
Славится земля донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?
Предполагаемые ответы детей:
- Казак – это значит вольный человек, удалой.
Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая главная заповедь казака - какая?( ответы детей)
Дети: - «Люби Россию, ибо она твоя мать».
Воспитатель: А какие вы еще знаете казачьи заповеди?
Предполагаемые ответы детей:
- уважай женщину, мать
- почитай старших
Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью, свою землю и свою Родину.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран (Слайд)
– вот такой маленькой была Россия вначале.
Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.
Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины
- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )
Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята, в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)
- А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков
Предполагаемые ответы детей:
- секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик сажали на коня в первый раз!
Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?
Предполагаемые ответы детей:
- Сам погибай, а друга выручай.
- Нет уз святее товарищества.
Воспитатель:
Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить, собирали свою команду, а называлась она как, ребята?
Предполагаемые ответы детей:
- Ватага.
С10 лет мальчики оправлялись в ночное.
Ребята, а расскажите, что такое «Ночное?» (ответы детей)
- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?
Воспитатель: - чем казачата занимались в ночном
Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры
Воспитатель: давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»
Игра «Шапка»
Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.
Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».
Воспитатель: А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?
Предполагаемые ответы детей:
- -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
- -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
- Без коня казак – кругом сирота!
- Казак голоден, но конь сыт.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак сам голодает, но коня накормит!
- Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.
Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.
Давайте с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.
Просмотр видеоролика о джигитовке.
Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников
Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки (ходьба)
Кто за казаком идет,
в поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках)
Скачет резво конь лихой,
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут)
Будем мы с моим конем
На границе стоять,
Нашу землю от врагов
Охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие, владеть которым казаков учили с самого детства .
Слайд презентациии «Холодное оружие»?
- Какое самое главное оружие у казаков?
Предполагаемые ответы детей:
- шашка, даже есть такая поговорка – шашка подруга казака
Воспитатель: давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?
Предполагаемые ответы детей:
-холодная
- железная
- тяжелая
Воспитатель: Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т. к.учились этому с детства. Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.
Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.
Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл, Дорохин Никита,)
Воспитатель: А какое вы еще знаете оружие казаков ?
Предполагаемые ответы детей: - Нагайка, - это к конская плеть — холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою
- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.
Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)
Воспитатель: ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят , папы и дедушки которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?
Предполагаемые ответы детей: всё это он получал непосредственно по месту службы.
Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.
Предполагаемые ответы детей: На войну казака собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.
Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.
Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим защитникам Родины.
Ребята, А как вы считаете, почему еще казаки были непобедимы?
Предполагаемые ответы детей:
- потому что у них были хорошие командиры
Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?
Предполагаемые ответы детей:
- атаман, его выбирали на казачьем круге.
Итог :
- Атамана выбирали из самых смелых и достойных казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»
Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.
Игра «Фуражка».
Воспитатель:
Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был
знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»
Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.
Итог :
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.
Так какое же главное призвание казака?
Предполагаемые ответы детей:
- Защищать Родину.
Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и с первых дней возникновения казачества , главным делом жизни казака была защита Родины. Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.
Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)
И как говорят на Дону : «Слава богу – мы казаки! »
Мы с вами – донские казаки и тоже будем жить по казачьим заповедям :
Воспитатель:
- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили
Рассказы детей.
Казак скачет на коне, с шашкой…..
Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.
оберег всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне. Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.
Воспитатель: Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами вспомним, что узнали нового? (фланкировка, джигитовка) Что вам запомнилось?
Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»
г. Сальска
Конспект
Организованной образовательной деятельности
«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»
Разработчик
Кузьминова Т.А.
воспитатель
высшей категории
Сальск
Ход деятельности
Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
- Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
- Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
- Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
- Способствовать развитию логического и творческого мышления.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края.
- Закреплять заповеди казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».
Словарная работа:Ввести в активный словарь детей слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод
Повторение донских пословиц и поговорок.
Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).
Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.
Методы и приемы:
-Рассматривание предметов казачьего быта в групповом мини – музее.
-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,
- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.
- Повторное проговаривание
- Объяснение, вопрос
- Оценка детской речи
Содержание образовательной деятельности
Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:
- «Здорово дневали!»
Гости отвечают – «Слава богу!»
Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.
- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?
Предполагаемые ответы детей:
– « Люди, которые защищают свою Родину»
- Вы правы , ребята.
Славится земля донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?
Предполагаемые ответы детей:
- Казак – это значит вольный человек, удалой.
Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая главная заповедь казака - какая?( ответы детей)
Дети: - «Люби Россию, ибо она твоя мать».
Воспитатель: А какие вы еще знаете казачьи заповеди?
Предполагаемые ответы детей:
- уважай женщину, мать
- почитай старших
Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью, свою землю и свою Родину.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран (Слайд)
– вот такой маленькой была Россия вначале.
Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.
Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины
- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )
Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята, в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)
- А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков
Предполагаемые ответы детей:
- секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик сажали на коня в первый раз!
Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?
Предполагаемые ответы детей:
- Сам погибай, а друга выручай.
- Нет уз святее товарищества.
Воспитатель:
Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить, собирали свою команду, а называлась она как, ребята?
Предполагаемые ответы детей:
- Ватага.
С10 лет мальчики оправлялись в ночное.
Ребята, а расскажите, что такое «Ночное?» (ответы детей)
- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?
Воспитатель: - чем казачата занимались в ночном
Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры
Воспитатель: давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»
Игра «Шапка»
Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.
Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».
Воспитатель: А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?
Предполагаемые ответы детей:
- -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
- -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
- Без коня казак – кругом сирота!
- Казак голоден, но конь сыт.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак сам голодает, но коня накормит!
- Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.
Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.
Давайте с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.
Просмотр видеоролика о джигитовке.
Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников
Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки (ходьба)
Кто за казаком идет,
в поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках)
Скачет резво конь лихой,
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут)
Будем мы с моим конем
На границе стоять,
Нашу землю от врагов
Охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие, владеть которым казаков учили с самого детства .
Слайд презентациии «Холодное оружие»?
- Какое самое главное оружие у казаков?
Предполагаемые ответы детей:
- шашка, даже есть такая поговорка – шашка подруга казака
Воспитатель: давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?
Предполагаемые ответы детей:
-холодная
- железная
- тяжелая
Воспитатель: Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т. к.учились этому с детства. Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.
Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.
Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл, Дорохин Никита,)
Воспитатель: А какое вы еще знаете оружие казаков ?
Предполагаемые ответы детей: - Нагайка, - это к конская плеть — холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою
- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.
Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)
Воспитатель: ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят , папы и дедушки которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?
Предполагаемые ответы детей: всё это он получал непосредственно по месту службы.
Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.
Предполагаемые ответы детей: На войну казака собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.
Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.
Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим защитникам Родины.
Ребята, А как вы считаете, почему еще казаки были непобедимы?
Предполагаемые ответы детей:
- потому что у них были хорошие командиры
Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?
Предполагаемые ответы детей:
- атаман, его выбирали на казачьем круге.
Итог :
- Атамана выбирали из самых смелых и достойных казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»
Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.
Игра «Фуражка».
Воспитатель:
Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был
знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»
Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.
Итог :
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.
Так какое же главное призвание казака?
Предполагаемые ответы детей:
- Защищать Родину.
Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и с первых дней возникновения казачества , главным делом жизни казака была защита Родины. Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.
Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)
И как говорят на Дону : «Слава богу – мы казаки! »
Мы с вами – донские казаки и тоже будем жить по казачьим заповедям :
Воспитатель:
- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили
Рассказы детей.
Казак скачет на коне, с шашкой…..
Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.
оберег всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне. Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.
Воспитатель: Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами вспомним, что узнали нового? (фланкировка, джигитовка) Что вам запомнилось?
Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-384179-1459324569.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Защитникам Родины славу поем!» Программные задачи. Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества. Формировать инт
конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию"Защитникам Родины славу поем!" ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-834574-1476978193.jpg)
Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню защитника Отечества «Высокое звание – защитник Родины»
Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню защитника Отечества.Использование: ИКТ технологии, игровых технологииЦель: повышение интереса к физической культуре, приобщение к здоровому образу жизни...
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы , посвященный Дню защитника Отечества «Будущие защитники Родины на старт».
Данная разработка является познавательно - досуговым мероприятием, имеет ознакомительное направление. Актуальность заключается в приобретении знаний и практических навыков по патриотическому воспитани...
Сценарий праздника посвященному Дню защитника отечества «Мой папа защитник Родины»
Сценарий праздника посвященному Дню защитника отечества «Мой папа защитник Родины»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/23/picture-310909-1532345132.jpg)
Конспект НОД "Защитники Родины"
Конспект НОД (Ознакомление с окружающим миром) «Защитники Родины» Задачи: Расширять знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти п...
Конспект занятия "Защитники Родины "
Занятие "Ребёнок и окружающий мир" подготовительная группа....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1019933-1549385623.jpg)
Конспект занятия: «Защитники Родины»
Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества,...