Конспект ООД "КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кузьминова Татьяна Андреевна

Конспект занятия о роли донского казачества в защите Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»

г. Сальска

Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»

Разработчик

Кузьминова Т.А.

воспитатель

высшей категории

Сальск

Ход деятельности

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа:Ввести в активный  словарь детей  слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод

 Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта в  групповом мини – музее.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Объяснение, вопрос

- Оценка детской речи

Содержание образовательной деятельности

Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

-  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая  главная заповедь казака -  какая?( ответы детей)

Дети:  - «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А  какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран   (Слайд)

 – вот такой маленькой была  Россия вначале.

Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

  - секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз!

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Предполагаемые ответы детей:

 - Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?» (ответы детей)

- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель:  - чем казачата занимались в ночном

Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры

Воспитатель:  давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель:  А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

 Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

 Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 Слайд презентациии  «Холодное оружие»?

- Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

- шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.

Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл,  Дорохин Никита,)

Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - Нагайка, - это к конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят ,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим  защитникам Родины.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили

Рассказы детей.

Казак скачет на коне, с шашкой…..

Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.

 оберег  всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне.  Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.

Воспитатель:  Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами  вспомним,  что узнали нового? (фланкировка, джигитовка)    Что вам запомнилось?

Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»

г. Сальска

Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»

Разработчик

Кузьминова Т.А.

воспитатель

высшей категории

Сальск

Ход деятельности

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа:Ввести в активный  словарь детей  слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод

 Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта в  групповом мини – музее.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Объяснение, вопрос

- Оценка детской речи

Содержание образовательной деятельности

Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

-  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая  главная заповедь казака -  какая?( ответы детей)

Дети:  - «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А  какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран   (Слайд)

 – вот такой маленькой была  Россия вначале.

Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

  - секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз!

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Предполагаемые ответы детей:

 - Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?» (ответы детей)

- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель:  - чем казачата занимались в ночном

Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры

Воспитатель:  давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель:  А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

 Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

 Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 Слайд презентациии  «Холодное оружие»?

- Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

- шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.

Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл,  Дорохин Никита,)

Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - Нагайка, - это к конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят ,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим  защитникам Родины.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили

Рассказы детей.

Казак скачет на коне, с шашкой…..

Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.

 оберег  всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне.  Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.

Воспитатель:  Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами  вспомним,  что узнали нового? (фланкировка, джигитовка)    Что вам запомнилось?

Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»

г. Сальска

Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»

Разработчик

Кузьминова Т.А.

воспитатель

высшей категории

Сальск

Ход деятельности

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа:Ввести в активный  словарь детей  слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод

 Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта в  групповом мини – музее.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Объяснение, вопрос

- Оценка детской речи

Содержание образовательной деятельности

Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

-  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая  главная заповедь казака -  какая?( ответы детей)

Дети:  - «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А  какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран   (Слайд)

 – вот такой маленькой была  Россия вначале.

Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

  - секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз!

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Предполагаемые ответы детей:

 - Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?» (ответы детей)

- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель:  - чем казачата занимались в ночном

Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры

Воспитатель:  давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель:  А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

 Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

 Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 Слайд презентациии  «Холодное оружие»?

- Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

- шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.

Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл,  Дорохин Никита,)

Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - Нагайка, - это к конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят ,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим  защитникам Родины.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили

Рассказы детей.

Казак скачет на коне, с шашкой…..

Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.

 оберег  всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне.  Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.

Воспитатель:  Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами  вспомним,  что узнали нового? (фланкировка, джигитовка)    Что вам запомнилось?

Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню защитника Отечества «Высокое звание – защитник Родины»

Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню защитника Отечества.Использование: ИКТ технологии, игровых технологииЦель: повышение интереса к физической культуре, приобщение к здоровому образу жизни...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы , посвященный Дню защитника Отечества «Будущие защитники Родины на старт».

Данная разработка является познавательно - досуговым мероприятием, имеет ознакомительное направление. Актуальность заключается в приобретении знаний и практических навыков по патриотическому воспитани...

Сценарий праздника посвященному Дню защитника отечества «Мой папа защитник Родины»

Сценарий праздника посвященному Дню защитника отечества «Мой папа защитник Родины»...

Конспект НОД "Защитники Родины"

Конспект НОД (Ознакомление с окружающим миром) «Защитники Родины»  Задачи: Расширять знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти п...

Конспект занятия "Защитники Родины "

Занятие "Ребёнок и окружающий мир" подготовительная группа....

Конспект занятия: «Защитники Родины»

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества,...