Игры на сотрудничество
картотека на тему
Картотека игр "Воспитание доброты, чувства взаимопомощи и сотрудничества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_sotrudnichestva.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание доброты,
чувства взаимопомощи и сотрудничества.
Ум, доброта и смелость
Разделите детей на несколько групп по три человека и раздайте каждой группе карточки с тремя разными качествами, например: ум, доброта и смелость. Дети должны придумать ситуацию, в которой те или иные качества помогают людям оправиться с разными жизненными проблемами.
Фея доброты
Попросите детей встать в круг и вытянуть перед особой руки. Затем возьмите колечко, обойдите с ним всех детей и незаметно вложите его в руки одного из них. Затем громко скажите: «Кто сегодня всей добрей, выходи ко мне скорей!» Тот, у кого колечко, должен выбежать в центр круга. Этот человек становится феей доброты. Фея доброты дотрагивается до кого-либо из детей колечком и говорит об этом человеке что-то доброе. Тот, до кого дотронулась фея, должен сказать что-то доброе о своем соседе, который, в свою очередь, говорит что-то доброе стоящему по кругу человеку и т.д.
Последний человек, в круге повторяет все доброе, что дети сказали друг о друге.
Поезд добродетелей
Попросите детей встать в круг и назовите какое - либо качество, например, доброта. Затем один из детей должен назвать хорошее качество, начинающееся с последней буквы слова «доброта», например, аккуратность. Слово «аккуратность» оканчивается на букву «т», значит следующий ребенок должен назвать хорошее качество, начинающееся с буквы «т», например терпимость.
Если кто - либо не может назвать качество с нужной буквы, его пробует назвать следующий. На доске записываются все качества, называемые детьми. Получается так называемый «поезд добродетелей». После этого обсудите с детьми, в каком вагоне поезда они отправились бы в далекое путешествие. Попросите детей объяснить свое мнение и нарисовать себя в этом вагоне.
Любопытная ворона
Раздайте детям карточки с названиями разных качеств.
Затем выберите одного человека и предложите ему стать любопытной вороной. Этот человек должен задать каждому какой - либо вопрос.
• Почему у тебя сегодня хорошее настроение?
• Почему ты сегодня в новых башмаках?
• Почему ты сегодня ешь яблоко?
Ответы детей должны отражать то или иное качество, которое им досталось на карточке.
Например, если кому-либо досталась храбрость:
У меня хорошее настроение, потому, что вчера я защитил своего друга от злой собаки.
Если качество щедрость:
Я ем яблоко, потому что я угостил друга пирогом, а он угостил меня яблоком.
Если качество скромность:
Сегодня я в новых башмаках, потому что мои старые пришли в негодность, и их отдали в починку. Но как только их починят, я снова буду в них ходить, а новые одевать только по праздникам.
На обдумывание ответов детям дается несколько минут. Побеждает тот, чей ответ лучше всего отразил то или иное качество.
Добрые волшебники
Все дети - добрые волшебники. Каждый из них должен подарить людям какой-либо добрый подарок. Попросите детей нарисовать свой добрый подарок. По рисункам друг друга дети угадывают, какие добрые дары принесли людям волшебники. Из рисунков детей делается выставка «Добрые дары».
Добрые профессии
Дети делятся на пары. Каждая пара вытягивает карточку с названием той или иной профессии. Если на карточке профессия «повар», дети должны представить себя добрыми поварами и придумать рецепт доброго пирога. Если на карточке профессия «врач», дети должны представить себя добрыми врачами и придумать рецепт лекарства от злости. Если на карточке - пилот, дети должны придумать самолет, который возит людей в страну доброты и т.д.
Побеждает пара, которая придумает самый интересный способ сделать людей добрее.
Почему слон добрый?
Дети делятся на несколько групп. Каждой группе педагог задает несколько вопросов:
• Почему собака добрая?
• Почему лиса добрая?
• Почему змея добрая?
Каждая группа должна ответить, когда тех или иных зверей можно назвать добрыми? Например:
Слон добрый, потому что везет на себе детей.
Змея добрая, потому что из ее яда делают целебные лекарства
Лиса добрая, потому что она украшает лес своей рыжей шубкой.
Побеждает группа, чьи ответы самые интересные.
Доброта, храбрость, скромность
Поделите детей на несколько групп и раздайте им карточки с тремя разными качествами. Затем попросите каждую группу придумать три ситуации, в которых им могут понадобится эти три качества, а затем объясните свое мнение. Например: доброта, храбрость, скромность.
1. Мы увидели старушку с тяжелой сумкой. Мы помогли ей донести сумку до дома (доброта).
2. Вместо уроков мы пошли в кино. Мы не побоялись рассказать об этом родителям (храбрость).
3. Вместе с родителями мы отправились в кругосветное путешествие. Вернувшись, мы не хвастались этим перед своими друзьями (скромность).
Добрый мир
Поделите детей на группы и раздайте им карточки с разными словами. Например: самолет, поезд, дом, лес, река и т. д. Дети должны придумать и нарисовать сказку о добром самолете (поезде, лесе, доме. реке). По своим рисункам представители разных групп рассказывают свои сказки. Из рисунков детей делается выставка; «Добрый мир вокруг нас».
Волшебный цветочек
Поделите детей на группы и предложите им нарисовать волшебный цветочек, исполняющий желания. Затем дети должны сочинить историю о человеке,
1. которому волшебный цветочек вернул здоровье,
2. которому волшебный цветочек дал богатство,
3. которого волшебник превратил в самого мудрого человека на свете,
4. которого волшебный цветочек обучил какому-либо ремеслу и т.д
Каждая труппа выбирает по какому-либо одному пункту из перечисленных, или может попросить все группы придумать истории по одному или двум одинаковым пунктам. Затем дети показывают другим свои волшебные цветочки и рассказывают о них разные истории. Из рисунков и историй детей составляется книга: «Волшебный Цветочек».
В гости к солнышку
Поделите детей на группы и попросите их представить, что солнышко пригласило их к себе в гости. Дети должны взять с собой в дорогу три самых: главных, по их мнению, солнечных качества. Затем попросите детей придумать сказку о том, как солнышко подарило им эти качества
По сказкам и рисункам друг друга дети угадывают, какие солнечные качества взяли с собой в дорогу их друзья.
Затем из всех солнечных качеств составляется солнечный список, который затем вывешивается на стенд.
Волшебный лучик
Попросите детей представить, что однажды солнышко послало на землю добрый волшебный лучик.
Дети должны придуматъ, чем волшебный лучик поможет людям в разных ситуациях;
1. Кто-то заблудился в лесу.
2. Кто-то поссорился со своим другом.
3. Кого-то поругал воспитатель.
4. У кого-то заболела мама.
5. Кто- то опоздал на поезд и т.д
Например: человеку, опоздавшему на поезд лучик подарит билет на солнечный поезд. На этом поезде человек доедет до солнышка» которое угостит его солнечным обедом, а затем лучик мгновенно отнесет его в то место на земле, куда он хочет попасть.
Попросите детей нарисовать, как волшебный лучик помогает людям в разных ситуациях. Из рисунков детей делается выставка: «Добрый волшебный лучик».
Я почтальон
Попросите каждого представить себя добрым почтальоном, который дарит всем людям добрые письма После этого предложите детям написать своим друзьям добрые письма и запечатать их в красивые конверты. Затем все письма доброго почтальона склеиваются в одну книгу.
Добрые тучки
Дети встают в круг. Все они - маленькие серые тучки, а один из них - ветерок. Ветерок по очереди дотрагивается до тучек, и каждая рассказывает ему, кого и при каких обстоятельствах она напоила дождиком
Например; «Я напоила человека, заблудившегося в пустыне; я напоила розу, хозяйка которой заболела и не смогла ее поливать». После этого ветерок улетает навестить всех, кого напоили тучи, а затем от имени каждого из них говорит той пли иной тучке что-то доброе.
Например: «Роза шлет тебе свое благоухание; каждый день человек вспоминает твои капельки и шлет им мысленное спасибо и т.д.»
Затем дети рисуют свои добрые тучки и тех, кого они напоили. Из рисунков детей делается выставка: «Добрые тучки».
Волшебная больница
Поделите детей на несколько групп и попросите их представитъ, что они врачи волшебной больницы, которая лечит от лжи, хитрости, скупости, ворчливости, злости и т.д.
Дети выбирают по одному плохому качеству и придумывают рецепт и рекомендации, как помочь людям избавиться от этих качеств.
Например;
Рецепт от лени
Каждый день с самого утра пить натощак напиток из плодов шиповника и нескольких капель эликсира трудолюбия. В течение дня через час после еды несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух всё, что нужно сделать. На ночь необходимо записать все, что сделано, и составить план на следующий день. Затем нужно выпить стакан молока с несколькими мятными конфетками для хорошего сна.
Все рецепты и рекомендации детей записываются в книгу: «Волшебная больница».
Предложите детям подумать и описать, какими должны быть врачи в «Волшебной больнице».
Город помощи
Поделите детей на группы и предложите им представить, что они попали в город, где все люди, даже чужие, всегда приходят друг другу на помощь.
Как поступят жители этого города, если:
- кто-то из них потеряет деньги;
- у кого-то из них заболеют родители;
- кто-то из них заблудится в лесу;
- кто-то из них попадет в плен к разбойникам;
- кто-то из них встретит на улице плачущего ребенка и т. д
Каждая группа придумывает небольшую инсценировку о той или иной ситуации и показывает её всем детям.
Во что мы верим
Дети встают в круг. Педагог по очереди бросает каждому из них мяч, задавая при этом вопросы Например: «Можно ли верить в дружбу?» Если, по мнению ребенка, в дружбу верить можно, он ловит мяч и объясняет, почему можно верить в дружбу, если нельзя - не ловит, и тоже объясняет почему. Прежде чем бросить мяч следующему ребенку, педагог спрашивает всех детей, согласны ли они с мнением своего товарища или нет.
Вопросы для обсуждения: можно ли верить в дружбу, любовь, доброту, свет, сердце, человека, знания, и т.д.
Животные наши друзья
Попросите детей перечислить какие животные могут быть преданными друзьями человека. Запишите все перечисленное детьми на доске.
Поделите детей на пары. Один человек в паре - человек, другой — его верный друг, например: конь, собака, кошка, птица и т.д. Дети должны придумать сценки о том, как то или иное животное послужило человеку в трудную минуту.
Добрый голубь
Поделите детей на группы. Один из детей — добрый голубь. Он по очереди «облетает» все группы и дарит каждой доброе слово. Затем дети придумывают небольшую инсценировку на тему подаренного им доброго слова, и показывают эти сценки друг другу. Все должны догадатьса, какие добрые слова и кому подарил голубь.
Сердце доброты
Поставьте стулья так, чтобы из них образовалось сердце. Дети встают за стульями. Один из них говорит что-то доброе другому, и оба они садятся на стулья. Затем они на месте придумывают и говорят что-то доброе третьему, и третий ребенок садится на стул После этого втроем они говорят что-то доброе четвертому, и так до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
Затем предложите детям разучить какую - либо песенку о доброте.
Как подружиться с книгой
Поделите детей на группы. Раздайте каждой группе карточки с какими - либо словами или рисунками, например: книга (дом, сад, лес, цветок и т.д.). Каждая группа должна придумать волшебные советы, как человеку подружиться с тем или иным предметом.
Например: можно попросить какую-либо книгу почитать ему вслух; можно попросить героя книги взять его в путешествие по страницам этой книги и т.д.
Затем по группам дети придумывают небольшую инсценировку о том, как подружиться с книгой (домом, лесом, цветком и т.д.)
Красивое тело и душа
Каким должно быть тело человека, чтобы его можно было назвать красивым? (Мускулистым, гибким, спортивным, подвижным, легким, здоровым, выносливым, крепким и т.д.)
Какой должна быть душа человека, чтобы ее можно было назвать красивой? (Доброй, отзывчивой, чуткой, сострадающей и т.д.)
Все перечисленное детьми записывается в две колонки на доске. Затем дети продумывают ситуации, в которых человеку могут помочь красивое тело и красивая душа.
Разделите лист на, две половины, на одной половине напишите, кто (или что) помогает вашему телу быть красивым, а на другой - кто (или что) помогает вашей душе быть красивой. Затем придумайте сказку или историю о тех (или о том), кто научил и учит вас красоте.
Думаем о прекрасном
Попросите детей во время недели как можно чаще думать о прекрасном и замечать прекрасное. В конце недели обсудите с детьми, что изменилось в их душах, когда они смотрели на мир подобным образом. После этого дети рисуют или описывают что-либо самое красивое, что им удалось увидеть за это время.
Красивые глаза и мысли
Поделите детей на группы Попросите каждую группу рассказать, какими должны быть глава, и мысли человека, чтобы их можно было назвать красивыми. Например красивые глаза должны замечать только хорошее, красивые мысли должны быть о добром и прекрасном и т.д. Затем дети думают о чем-то добром и рисуют свою добрую мысль, или рисуют то, что они увидели красивыми глазами.
Тропа милосердия
Попросите детей представить себя идущим по тропе милосердия в своем городе, и после этого написать или рассказать обо всем, что с ними произойдет на этой тропе.
Например: на этой тропе я помогу слепой старушке перейти через дорогу; утешу плачущего малыша, полью цветок или посажу дерево и т д.
Милосердное сердце
Педагог рисует на доске большое сердце. Дети должны перечислить качества милосердного человека. Все перечисленное детьми записывается в этом сердце. Затем попросите детей подумать и нарисовать, как им помог чей-то милосердный поступок.
Звезда милосердия
Попросите детей перечислить разные добрые дела, которые можно сделать для нищих, обездоленных, лишенных крова и голодных людей. Все перечисленное детьми записывается на доске. Дети должны представить, что в их сердце зажглась волшебная звезда милосердия и подумать, какие милосердные поступки эта звезда поможет им совершить для людей. Предложите детям нарисовать волшебную звезду милосердия, повесить ее у себя дома и каждый день маленьким сердечком. или еще каким-либо знаком отмечать на этой звезде все свои милосердные поступки.
В конце недели дети рассказывают, сколько милосердных поступков они совершили, и как им помогла в этом волшебная звезда милосердия.
Наши надежды
Поделите доску на три части и озаглавьте их надежда на себя, надежда на других, надежда на Бога. Попросите детей перечислить разные случаи из жизни, когда стоит надеяться на себя, на других и на Бога. Все перечисленное, детьми педагог записывает в три колонки, на доске.
Разделите детей на группы и предложите им подумать, на что человеку стоит надеяться в каждой их этих ситуаций;
- человек тяжело болен;
- человеку нужно поступать в университет,
- человек хочет поехать на каникулы, но у него нет денег;
- человек потерял работу;
- человек потерял вещи
- у человека украли сумку
- с человеком поступили несправедливо.
В ответе друг за друга
Попросите детей выбрать кого-то из своих друзей и в течение недели быть за них в ответе. В конце недели обсудите с детьми, что они чувствовали, когда были за кого-либо в ответе, или когда кто-нибудь бьл в ответе за них.
Кто самый отзывчивый
Дети встают в ряд. Педагог предлагает детям разные ситуации, например:
- вы услышали плач ребенка во дворе;
- ваш друг получил плохую отметку;
- ваша мама пришла с работы очень уставшей;
- ваша бабушка попала в больницу;
- человеку сидящему рядом с вами в поезде, стало плохо и т.д
Кто быстрее придумает, как лучше помочь людям в той или иной ситуация, делает шаг вперед. Кто самый первый преодолеет дистанцию в пять шагов - самый отзывчивый.
Неделя взаимопомощи
Предложите детям провести в группе неделю взаимопомощи. Каждый день дети должны стараться во всем помогать друг другу. В конце дня они рассказывают педагогу, в чем им помогли их друзья. Педагог записывает все добрые поступки детей. В конце недели педагог рассказывает детям, сколько раз и чем каждый из них помог своим друзьям.
Тайна трудолюбия
Детям раздаются карточки с названиями разных профессий. Дети должны подумать и написать, какими талантами (качествами, способностями) должны обладать представители этих профессий, чтобы их работа приносила радость окружающим; и как они должны развивать в себе эти таланты.
Например; повар должен изучить, как готовить пищу так, чтобы в ней сохранялось больше витаминов; врач должен научиться ласково обращаться с людьми и т.д.
Что видят глаза и разум
Попросите детей посмотреть вдаль и перечислить то, что они увидели. Например: небо, облако, дерево, дом, звезда, солнце и т.д. Всё перечисленное детьми записывается на доске.
Затем попросите детей подумать и рассказать, чему могут научить человека те или иные объекты Например: солнце может научить человека быть светлым, дарить тепло; небо - высоким устремлениям, мыслям о прекрасном; дерево - силе воли, умению противостоять буре и т.д
В мире с окружающими
Представьте, что волшебный цветочек мира подарил каждому из вас лепесток и попросил вас сохранить его в своей душе как можно дольше. Дети должны нарисовать лепесток волшебного цветка и повесить его на видное место в своей комнате. Каждый день в течение недели попросите детей рассказывать лепестку о том, что они сделали, чтобы жить в мире с окружающими. В конце неделе обсудите с детьми, что изменилось в их жизни благодаря этому лепесточку.
Учимся мириться
Принесите детям сок; налейте его в красивый кувшин, а затем разлейте по чашечкам. После этого попросите детей представить что одна добрая волшебница подарила им чудесный напиток прощения.
Каждый получает чашечку с соком, а затем вспоминает тех, на кого он за что-то обижен и мысленно старается их простить.
Затем простите детей закрыть глаза и представить, что в их сердцах распустились цветы прощения. Дети должны нарисовать эти цветы и подарить рисунки тем, кого они простили.
Законы единства
Раздайте детям карточки с названиями разных стран. Дети должны представить, что все они правители этих стран. Затем дети делятся на группы и думают, какие законы могут разработать правители разных стран для улучшения жизни на всем земном шаре, если они объединятся с чистыми помыслами и сердцами.
Например: во всех странах можно организовать детские интернациональные школы, уничтожить оружие; придумать язык, который понимали бы люди всех стран и т.д.
На больших листах ватмана дети рисуют события, которые произошли на земном шаре, когда те или иные законы вступили в силу.
По рисункам друг друга дети угадывают, какие законы приняли правители разных стран.
Неделя сотрудничества
Предложите детям провести в группе неделю сотрудничества. В течение недели дети должны стараться сотрудничать друг с другом во всех делах. В конце недели обсудите с детьми, что изменилось в их жизни за это время.
Затем дети рисуют дерево сотрудничества. На дереве должно быть столько плодов, сколько хорошего появилось в жизни детей за неделю.
Фея чистоты
Дети встают в круг. Один из них - фея чистоты. У нее в руках чашечка с водой. Фея подходит детям и брызгает на них водой из чашечки. На кого попадают капли воды, вспоминает, что на земле бывает чистым.
Тот, кому достанутся последние капельки из чашечки, повторяет все, что сказали до него другие дети.
В конце игры фея чистоты говорит каждому что-то доброе и светлое.
Теплое сердечко
Все дети образуют круг теплого сердца. Каждый по очереди берет за руку своего соседа так, чтобы от этого прикосновения «вспыхнула искра чуткости», и при этом говорит ему какое-либо ласковое слово.
Чуткие руки
Попросите детей перечислить, в каких профессиях людям необходимы чистые руки и почему. (Врач, массажист, воспитатель, часовщик, садовник, пекарь, ветеринар и т.д.). Все причисленное детьми записывается на доске.
Затем дети придумывают и пишут сказку о том, как чуткие руки помогли представителям той или иной профессии.
Дары солнца
На доске рисуется большое солнышко. Дети должны перечислить что солнышко дарит земле.
Например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста. Все перечисленное детьми подписывается на лучах солнца. Затем дети рисуют в своих тетрадях солнце своей души.
На лучах солнца дети подписывают все, что они могут подарить своим друзьям.
Учимся делиться
Попросите детей перечислить все, чем они когда либо поделились со своими друзьями. Все перечисленное детьми записывается на доске. Затем раздайте детям карточки с рисунками людей разных профессий и попросите их написать, чем представители этих профессий могут поделиться с людьми.
Законы бережливости
Попросите детей вспомнить разные моменты из своей жизни, когда к ним на помощь приходили хорошо сбереженные ими, их родителями или их друзьями вещи.
Поделите детей на две группы. Одна группа перечисляет преимущества жизни какой-либо новой вещи, а другая - перечисляет преимущества жизни этой же вещи, но прослушавшей уже многие годы и очень хорошо сбереженной.
Попросите детей придумать несколько самых главных знаков науки бережливости. Например: всегда класть на место свои вещи; каждый день чистить свою обувь и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие сплоченности и сотрудничества детей старшего дошкольного возраста..
Как научить дошкольников общаться? Как способствовать развитию у них навыков общения со сверстниками? Как сплотить детей в группе и научить их бережно относится друг к другу? Эти вопросы, пожалу...
Деловая игра "Искусство сотрудничества с семьями воспитанников"
Педагогический совет в форме деловой игры по теме: "Искусство сотрудничества с семьями воспитанников"...
игры на развитие сотрудничества, игры в парах
для детей 5-7 лет...
Игры по сотрудничеству для детей среднего дошкольного возраста
Цель: - воспитание доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам;- способствовать взаимодействию и объединению в группе;- формирование представлений о возможностях свои...
Игры по сотрудничеству детей старшего дошкольного возраста
Цель: - воспитание доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам;- способствовать взаимодействию работать в группах;- формирование представлений о возможностях своих сверстников....
Мастер-класс Режиссерская игра - сотрудничество взрослого и ребенка в игре
Данная разработка раскрывает потенциал режиссерской игры, потенциал сотрудничества взрослого и ребенка в игре...
Игры на сотрудничество
Представлены игры на сотрудничество между детьми 6-7 лет...