Организация мини-музея в детском саду
материал (старшая группа) на тему

мини-музей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

         Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине.

Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания в нашей стране. Именно обращение к ним используется в работе по программе «Детство».

Исходя из вышеуказанного, можно предложить следующие виды работы:

  • создание уголка, воспроизводящего атмосферу и русский национальный быт;
  • изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т.п.)
  • знакомство с праздниками и традициями русского народа;
  • знакомство с народным искусством;
  • знакомство с народными играми;
  • создание мини-музеев.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В нашем музее имеются деревянные куклы, тряпичные куклы, керамические куклы, куклы модницы, куклы из ниток, вязанные куклы, куклы в народных костюмах.

Задачи создания данного музея – развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к произведениям искусства, обычаям, быту; знакомить детей с различными куклами, начиная от старинного оберега и заканчивая современной куклой, а также с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа.

Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В древние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка – подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие.

Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти – шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.

В современном музееведении существует такое понятие, как "детский музей". Специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение. Главной его функцией становиться образование и воспитание. Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка. Музей, это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.

Ход проведения мастер-класса

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в неё свою душу. Самодельные игрушки бывают тряпичными и соломенными, картонными и деревянными… Я расскажу, как можно делать игрушки из ниток, - ведь в каждом доме есть какие-то ненужные клубочки, старые вязаные вещи.

Изготовление нитяных игрушек – очень увлекательное занятие, которое помогает развивать у детей усидчивость, творческие способности, фантазию, мелкую моторику. Чтобы сделать игрушку, от малыша потребуются волевые усилия, но труд будет вознаграждён, и это поможет развитию личности ребёнка.

Техника изготовления игрушек достаточно проста, поэтому ею легко может овладеть ребёнок старшего дошкольного возраста.

Надеюсь, что это замечательное рукоделие придётся и вам по душе.

Для работы нам понадобятся:

форма для обмотки высотой 8 см, тонкая белая, желтая и синяя синтетическая, хлопчатобумажная или шерстяная пряжа, голубые и розовая бисеринки, проволока. Дюймовочку сделаем из трёх заготовок на форме для обмотки, используя её по высоте. Первую заготовку (голова, платье, ноги) выполним из белых нитей, сделав 30 оборотов. Вторую заготовку (волосы) выполним из белых нитей, сделав 20 оборотов, третью заготовку (руки) – из синих нитей, сделав 20 оборотов. Все заготовки снимаем с формы и разрезаем в каждой петли. В первую и в третью заготовки вставим проволоку. Первую и вторую заготовки перевяжем посередине.

Заготовку рук перевяжем белыми нитями крест-накрест, оставив свободными по 1 см с каждой стороны. Нити подровняем. Сформируем голову. Наложим жёлтую заготовку на белую крестиком, совместив места перевязок. Выполним петлю жёлтыми нитями вокруг белых. Оттянем концы жёлтых нитей в разные стороны. Соединим все белые нити в пучок и перевяжем его дополнительной нитью, обмотав несколько раз. Получилась голова. Соберём жёлтые нити – волосы в два хвостика, завяжем бантики из отделочной тесьмы. Вставим заготовку рук посередине основного пучка нитей и зафиксируем линию талии синей нитью.

Оставшиеся нити разделим на 3 части = для юбочки и ног. Из верхних нитей сделаем юбку длиной 2,5 см, обрезав ножницами лишние нити.

Изготовим ноги, обмотав каждую часть нитей с проволочкой синей нитью на 3 см. Закрепим обмотку узелком. Ровно подрежем концы белых нитей и проволоку на 1 см от края. Приклеим голубые кружочки – глаза, розовый – рот. Шапочку сделаем из раскрученного бумажного шпагата.

Подрежем концы шпагата конусообразно. Соберём детали вместе и закрепим верх ниткой или тонкой проволокой. Приклеим шапочку к голове куклы.

Дюймовочку можно посадить на кувшинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»

Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1.                 уточнить представления ...

Организация мини-музея в группе детского сада

Создание мини-музея "Чудо-дерево" предполагает: знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни человека. Знакомство с декорат...

Консультация Организация мини музея в группе детского сада

Консультация Организация мини музея в группе детского сада...

" Организация Мини - музея в группе детского сада"

Консультация для педагогов ДОУ....

Организация мини-музея в группе детского сада

Создание мини-музея "Наш друг - Мойдодыр " предполагает воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, что играет важнейшую роль в охране их здоровья....