" Организация Мини - музея в группе детского сада"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Консультация для педагогов
Организация
мини-музея в группе детского сада
Подготовила:
Воспитатель ВКК
Чепелева Е.А.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Помочь в это может молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика, которая помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Проводя родительские собрания, в ходе личных бесед выяснилось, что, большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины этому самые разные. Во-первых, мы живём в маленьком городе, в котором есть только один краеведческий музей. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для этого можно использовать мини – музей.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Педагогические функции мини-музея:
- образовательная (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);
- развивающая (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства);
-просветительская (формирование умений и навыков);
- воспитательная (формирование личностных качеств);
Главная задача мини – музея – образовательно-просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.
Цели и задачи мини-музея:
1. Обогащение предметно-развивающей среды.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Воспитание активной жизненной позиции.
Виды мини – музеев в ДОУ.
1. Мини – музеи природы.
- экологические мини – музеи (мини – музей моря, подводного мира, леса);
- палеонтологические мини – музеи (мини – музей истории планеты и природы);
- мини – музеи астрономии (мини – музей космоса);
- музеи отдельных компонентов природы (мини - музей солнца, мини – музей «Волшебница – вода» и др.);
- мини – музеи живой природы (мини – музей насекомых, домашних животных, диких животных, мини – музей «Буренушка», мини – музей «Курочка Рябушка», мини – музей овечки).
2. Мини – музеи народной культуры.
3. Исторические мини – музеи.
- мини – музей, посвященный истории страны;
- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;
- мини – музей, посвященный истории родного края;
- мини – музей, посвященный истории детского сада;
- мини – музей, посвященный истории одного предмета (мини – музей часов, мини – музей новогодних игрушек, мини – музей игрушечных солдатиков, мини – музей кукол, мини – музей хлеба, мини – музей «Куклы наших бабушек»)
- мини – музей государственной символики.
4. Литературные мини – музеи.
- музей сказки;
- мини – музей любимой сказки;
- мини – музей писателя (поэта);
- мини – музей книги;
- мини – музей сказочных персонажей;
- мини – музей научной книги;
- мини – музей букваря (азбуки);
- мини – музей букв и цифр.
5. Мини – музеи искусства.
- мини – музеи художественного творчества;
- мини – музей декоративно – прикладного искусства;
- музыкальный мини – музей (музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов);
- мини – музей театрального искусства (мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол).
Мини – музей декоративно – прикладного искусства.
Задачи мини – музея ДПИ:
- ознакомление детей с историей и культурой своего и других народов;
- патриотическое воспитание;
- эстетическое воспитание, развитие эмоциональной сферы;
- формирование представлений о взаимосвязи культуры народа и окружающей его природы;
- развитие творческих способностей, воображения.
Основой для мини – музея ДПИ является коллекция игрушек народного промысла (гжель, дымка, городец, хохлома и т.д.).
Этот мини – музей как никакой другой предназначен для самостоятельной детской деятельности. Здесь дети любого возраста могут почувствовать себя авторами и создателями художественных шедевров. Следовательно, в мини – музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, и т.д.
Как оформить мини-музей
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, основная задача которых – показать объект с разных сторон.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
• размещение материала на настенных полочках;
• использование ширм;
• использование стендов;
• использование мобиле.
Метод системного подхода (системного оператора) в работе мини-музея
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.
6 | 2 | 8 |
4 | 1 | 5 |
7 | 3 | 9 |
1. Этот объект называется «Система» (1) центр.
2. Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то, или находится в каком-то специальном месте. Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2, вторая ячейка в верхнем ряду.
3. Объект «система» зачастую неоднороден. Он состоит из каких-то частей, деталей. Ячейка, в которой рассматривается анатомия предмета называется «подсистема» (3, вторая ячейка в нижнем ряду.
4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы, первая ячейка слева во втором ряду.
5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке справа во втором ряду. Что произойдет с этим объектом?
С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.
6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом, слева в первом ряду.
7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка, слева в третьем ряду.
8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 справа в первом ряду и 9 справа в третьем ряду). Кем станет цыпленок?
М.С. Гафитулин так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:
Если мы рассмотрим Что – то,
Это Что – то – для чего – то,
Это Что – то из чего – то,
Это Что – то – часть чего – то.
Чем – то было раньше Что – то,
Чем – то будет это Что – то.
Есть противники у Что – то,
Много есть друзей у Что – то.
Всё нейтральное у Что – то
Делает свое чего – то. Приложение 1
Принципы организации мини – музея
1. Принцип интеграции.
Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.
2. Принцип деятельности и интерактивности.
При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.
Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини – музее народных промыслов ребенок должен иметь возможность по собственному желанию сделать «старинную» игрушку, посуду, расписать народной росписью картинку или предмет утвари; в мини – музее воздуха – провести элементарные опыты, поиграть со свистульками и вертушками; в мини – музее хлеба – слепить изделие; в музее природы – изготовить поделку из природного материала; в мини – музее народной куклы – сделать куклу из предложенного материла и т.д.
3. Принцип научности.
Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.
4. Принцип природосообразности.
При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.
5. Принцип культуросообразности.
Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
6. Принцип гуманизации.
Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.
7. Принципы динамичности и вариативности.
Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.
8. Принцип разнообразия.
Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам. Экспонаты мини – музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
9. Принцип экологичности.
В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).
10. Принцип безопасности.
Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.
11. Принципы глобализма и регионализма.
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.
12. Принцип креативности.
Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
13. Принцип непрерывности.
Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.
14. Принцип партнерства.
Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.
Этапы создания мини – музея.
1. Подготовительный этап.
Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.
Мини – музей должен содержать разделы:
1) история темы,
2) настоящее темы,
3) результаты детского творчества по теме,
4)уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).
Выбор темы:
- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;
- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;
- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.
Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.
На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.
2. Практический этап.
Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.
Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).
По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Приложение 2
Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).
Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. Приложение 3
Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини – музея могут периодически появляться различные «секретики» - задания, необычные экспонаты, сюрпризы, игры (сюжетно - ролевыми, играми – драматизациями, дидактическими, лото и т.д.)
3. Заключительный (обобщающий) этап.
Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.
Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:
- беседы;
- рассказ педагога;
- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);
- дидактические игры;
- викторины;
- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;
- игры – экспериментирования;
- чтение и обсуждение произведений;
- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);
-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;
- экскурсии по мини – музею;
- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;
- вечера загадок;
- народные праздники;
- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;
- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);
-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;
-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);
- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.
Приложение 1
Как работает системный оператор с детьми?
Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки.
1. Система – чашка. В мини – музее изображение чашки может стать композиционным центром, сразу привлекающим к себе внимание. (панно с аппликацией из бумаги, ткани и других материалов). Подойдет и большая чашка из папье – маше. Таким образом мы выделяем главного «героя» музея – чашку.
2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).
3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.
4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.
- Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
- История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.
7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.
- Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
- В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.
Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная , объемная таблица системного оператора.
Приложение 2
Схема описания экспоната
- Рисунок (фотография) экспоната.
- Название экспоната (указывается научное, бытовое, народное название. Можно дать краткую информацию, почему так называется).
- Где собран (указывается место сбора, его особенности, страна, среда) / Как изготовлен (материал)
- Кем собран / изготовлен (ФИО «дарителя»).
- Краткая информация об экспонате (где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано).
- Как использовать в работе с детьми: при изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой имеются сведения об экспонате, иллюстрации с его изображением и др.
Например:
Название экспоната. Осиное гнездо.
Где собран. На балконе в городе.
Кем собран. Семья Петровых.
Информация об экспонате. Каждую весну самка осы обыкновенной строит новое гнездо. Из пережеванных волокон древесины она сооружает несколько бумажных ячеек и откладывает в них яйца. При строительстве насекомое отщепляет волокна древесины, пережевывает их, смешивая со слюной. В результате получается белая бумажная масса для гнезда. Оса делает все точно по расчету, постоянно измеряя антеннами величину ячеек и толщину бумажных стенок. Вход в гнездо называется «леток». Он всегда обращен вниз.
Как использовать в работе с детьми. Темы «Воздух – неведимка» («Летающие животные»), «Животные» (темы о насекомых, их образе жизни, о связи с растениями – использование осой древесины). Пусть дети осторожно потрогают гнездо: похож ли материал, из которого оно сделано, на бумагу? Чем именно? С чем можно сравнить «дом» осы? Похоже ли оно на гнезда птиц? Обратить внимание на то, что строительный материал оса находит в природе. Рассмотреть фотографию или рисунок с изображением осы: почему она полосатая («пугающая» окраска), где живет.
Приложение 3
Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил:
1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.
2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»
Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1. уточнить представления ...
Консультация для воспитателей ДОО по теме "Организация мини-музея в группе детского сада"
Знакомство с технолигией создания группового мини-музея...
Организация мини-музея в группе детского сада
Создание мини-музея "Чудо-дерево" предполагает: знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни человека. Знакомство с декорат...
«Организация мини-музея в группе детского сада»
Конультация...
Консультация Организация мини музея в группе детского сада
Консультация Организация мини музея в группе детского сада...
Организация мини-музея в группе детского сада
Создание мини-музея "Наш друг - Мойдодыр " предполагает воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, что играет важнейшую роль в охране их здоровья....