3 типа игровых обучающих ситуаций в сюжетно - ролевых играх
консультация (средняя группа) на тему

Королева Марина Сергеевна
Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnaya_igra.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

     Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди и персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличия у детей знаний о том или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно - ситуативном поведении. Это знания (или знание литературного произведения) служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно - ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством.

     Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

     ИОС - это полноценная, но специальная организованная сюжетно - ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которые хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуется пространство и предметная среда;

- в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

     можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИГРУШКАМИ - АНАЛОГАМИ

     Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения. Игрушечных аналогов животных множество: они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

     Игрушки - аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки - предметы от животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

     ИОС с игрушками - аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причём сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

     Игрушки - аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, и труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у детей отчётливых реалистических представлений о природе.

     Игрушки - аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек, - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ

     Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажи произведения, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения.

     В ИОС сказочные герои "выходят" за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для поведения.

     Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это, прежде всего народные и авторские сказки: "Репка", "Курочка - Ряба", "Красная шапочка", "Доктор Айболит" и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

     Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполняло дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную.

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ ТИПА ПУТЕШЕСТВИЙ

     Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

     Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре "Посещение зоопарка" воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети - роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли - шоферы автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продаёт билеты в зоопарк; контролёр, который проверяет и забирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продаёт мороженое и конфеты и пр.

     Атрибутикой в этой игре являются руль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук, кокошник буфетчицы, пиджак и очки директора (для солидности). Если всё это будет подготовлено. а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной - программное содержание занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания) воспитателю нетрудно реализовать в роли директора.

     Обучение с использованием игр путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведённого времени - это неопасно, т.к.качественное проведение игры, создавая определённый эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развивающие, обучающие, воспитательные возможности сюжетно - ролевой игры"

Консультация для педагогов с целью обобщения представлений о развивающих, обучающих, воспитательных возможностях сюжетно - ролевых игр в дошкольном возрасте...

Выступление на городском МО на тему "Развитие общения и игрового взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игры".

В дошкольном возрасте сюжетно- ролевая игра  является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием....

Проблемные ситуации в сюжетно - ролевой игре.

Проблемные ситуации в сюжетно - ролевой игре....

Сценарий образовательной ситуации по сюжетно-ролевой игре в подготовительно к школе группе , Тема: «Путешествие по Ярославлю»

Цель: обогащать социального опыта детей через сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство».Задачи:Образовательные: учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами.Развивающие...

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ "УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ "УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"Проблемная ситуация 1 «Безопасный подход к кафе по регулируемому пешеходному переход...

Семинар-практикум «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»

Семинар-практикум«Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»...