Коррекция эмоционального развития конфликтных детей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В работе с конфликтными детьми важно: научить их конкретным способам накопления опыта практических действий и преодоления своего эмоционального неблагополучия, побуждать их к действиям, заключающих в себе проявление эмоциональной отзывчивости к сверстникам разъяснять причину, вызывающую эмоциональное неблагополучие в отношениях со сверстниками.
Коррекцию социально-эмоциональных нарушений у детей следует осуществлять в трех направлениях:
- формирование уверенности в себе;
- формирование контроля над собственными чувствами;
- формирование правильного социального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_emotsionalnogo_razvitiya.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция эмоционального развития
Конфликтных детей
Группа конфликтных детей неоднородна как по их склонности к конфликтам, так и по интенсивности их протекания и целям конфликта.
Выделяют пять подгрупп.
Первую из них составляют самые конфликтные дети. Их девизом можно считать слова: «Я всегда прав». Эти дети чаще других инициируют столкновение со сверстниками, которое протекает остро. Во взаимодействии с ровесником они открыто и жестко доминируют, отвергая любое предложение другого ребенка.
Они ревниво следят за успехами детей, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.
Позицию второй подгруппы можно охарактеризовать словами:
«Я лучше других». Эти дети конфликтуют часто, остро, эмоционально и активно. Они навязывают партнеру свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Для них характерна демонстрация превосходства, высокомерие по отношению к сверстнику, желание унизить его путем иронизирования над его некомпетентностью. Такие дети, как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям, чтобы еще и еще пережить свою значимость.
Третья подгруппа условно называется: «Я взрослый, я – главный».
Конфликтность входящих в нее детей меньше, чем в двух первых группах.
Такие дети претендуют на главные роли во всем, но дипломатично. Навязывая партнеру свои образы действий, они сообщают ему, как много он потеряет, если не согласится с их планом. Эти дети относятся к сверстнику, в основном, критически, особенно если у них что-то не получается. При взаимодействии, они часто прибегают к запретам и принимают предложения других детей, только в том случае, если они им выгодны.
Девизом четвертой подгруппы конфликтных детей, являются слова: «Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим. Они чувствительны к контактам, но боятся ущемления своих интересов. Эти дети хотят показать свои возможности, чтобы ровесники признали их ценность. Обычно они чувствуют себя недооцененными. Сотрудничество со сверстниками для этих детей – путь к самовыражению. Оно дает им возможность показать и доказать свою состоятельность.
Пятую подгруппу конфликтных детей составляют дети, позицию которых можно назвать: «Я хороший». Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, но заметно центрированы на себе и опасаются отрицательных оценок.
При любом успехе эти дети привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их значимость.
Конфликтность в отношении с ровесниками не является исходным стремлением детей к доминированию. Для большинства конфликтных детей характерна высокая активность в стремлении к самоутверждению, взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов. Чаще всего конфликтность в отношениях со сверстниками, порождена желанием ребенка сохранить высокую самооценку, гармонию в своем душевном мире. Психологической причиной склонности к конфликтам являются особенности самосознания, возникающие под влиянием характера общения ребенка с взрослыми.
В работе с конфликтными детьми важно: научить их конкретным способам накопления опыта практических действий и преодоления своего эмоционального неблагополучия, побуждать их к действиям, заключающих в себе проявление эмоциональной отзывчивости к сверстникам разъяснять причину, вызывающую эмоциональное неблагополучие в отношениях со сверстниками.
Коррекцию социально-эмоциональных нарушений у детей, следует осуществлять в трех направлениях:
- формирование уверенности в себе;
- формирование контроля над собственными чувствами;
- формирование правильного социального поведения.
Игры и упражнения для организации коррекционной работы в рамках каждого направления.
Формирование уверенности в себе.
Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.
КТО Я?
Детям по очереди предлагают ответить на вопрос: «Кто я?». Ответ должен начинаться с местоимения «Я». «Я мальчик», «Я девочка», «Я умный», «Я люблю играть», и т. п.
***
Цель: Учить детей осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей. Формировать игровое партнерство.
КТО К НАМ ПРИШЕЛ?
Взрослый предлагает одному из детей изобразить животное, уточняет, какое животное он будет изображать, помогает ему найти нужные движения.
Остальные дети должны угадать изображаемое животное и ласково пригласить его в гости. Игра повторяется до тех пор, пока ребенок не побывает в роли гостя.
СОБЕРИ ФИГУРУ
Детям предлагается собрать изображения людей, разрезанные на части (изображения можно взять из журналов, ненужных книг).
Изображения разрезаны таким образом, чтобы на них прослеживалась определенная часть тела.
ШКАТУЛКА ЛАСКОВЫХ ИМЕН
Взрослый предлагает детям придумать ласковые имена своим товарищам и себе. Побеждает тот из детей, кто придумает больше ласковых имен.
***
Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе, уверенность. Способствовать формированию умений и навыков саморегуляции, снятию психоэмоционального напряжения.
ТЫ – ЛЕВ
Педагог выполняет движения и дает ребенку инструкцию: «Закрой глаза, представь Льва – царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого.
Он красив, выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!».
ДЕРЕВО
Ребенку дается инструкция: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол. Руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека». Ребенку необходимо осуществить движения в соответствии с инструкцией.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ НАД СОБСТВЕННЫМИ ЧУВСТВАМИ
Цель: Учить детей осознавать индивидуальность других людей, копировать, имитировать движения сверстника. Развивать двигательную раскрепощенность.
ЗЕРКАЛО
Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы – «зеркала», другая – разные «звери». «Звери» ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы. «Зеркала» должны точно повторять движения и выражения «зверей».
***
Цель: Способствовать снятию тревожности, страхов. Развивать уверенность в себе. Научить конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия. Накапливать опыт практических действий.
КАЧЕЛИ
Детям предлагается сесть на ковер, обхватить колени руками, наклонить к ним голову. Ступни должны быть плотно прижаты к полу, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки ребенку на плечи и начинает его осторожно, медленно покачивать. Выполнять упражнение следует 2-3 мин.
***
Цель: Учить различать людей по внешним признакам и голосу. Развивать двигательную раскрепощенность. Способствовать снятию мышечного напряжения.
ЖМУРКИ
Один из детей выбирается водящим. Ему завязывают глаза, остальные дети свободно двигаются, издавая разные звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Задача водящего, поймать одного из детей и назвать его имя. Если имя названо неправильно, то ребенок водит еце раз.
***
Цель: Формирование понятия об уникальности каждого человека о том, что люди имеют свои характерные особенности. Учить определять детей взрослых по голосу.
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ
Дети стоят полукругом. Один из детей выбирается водящим. Он становится з насдин испиной к детям. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу собираем грибы, ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и громко и ласково зовем его: «Ау, Юра!». Дети по очереди зовут ребенка, а ребенок угадывает, кто его зовет.
***
Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей, снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.
ДВА БРАТА
Дети разбиваются на пары. Им предлагается встать друг против друга, широко расставив ноги, наклонив туловище вперед, соприкаснуться ладонями и лбами.
Задача детей – попытаться сдвинуть с места товарища. Тот, кто первым сдвинется с места – проиграл.
ШТУРМ КРЕПОСТИ
Из различных небьющихся предметов (стулья, одежда и т. п.) строить крепость. По очереди каждому из детей предлагается мячом- «ядром», разбить крепость. Игра продолжается до тех пор, пока вся «крепость» не будет разрушена. Каждое удачное попадание мяча в крепость, сопровождается громким одобрением ровесников.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Цель: Формировать доброжелательное отношение детей друг к другу. Дать понятие об индивидуальных особенностях людей. Привлекать застенчивых детей к общению, пробуждать желание находить и рассказывать хорошее о другом ребенке.
КОМПЛИМЕНТЫ
Дети сидят в кругу и держатся за руки. Взрослый предлагает одному из них, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Ребенок, которому говорят комплименты, должен поблагодарить за теплые слова, а потом сделать комплимент другому ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не скажут и не услышат добрые слова (в первое время взрослый помогает детям подобрать нужные слова).
ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ
Ребенку говорят: «Как только ты почувствовал, что забеспокоился или хочешь кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу. Обхвати ладонями локти и сильно прижми к груди – это поза выдержанного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»
Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...
2016 г.-Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»
Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»...
Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста
Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....
Формирование и педагогическая коррекция эмоционального развития детей с патологией зрения с помощью сказкотерапии
Одной из важнейших задач, стоящих перед нами, педагогами, является воспитание ребенка, уверенного в своих силах, удовлетворенного собой, способного добиваться успехов в различных вид...
Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством технологии куклотерапии.
Занятия предполагают, творческое решение задач самим педагогом, и каждый может выбрать свой, отличный от других, стиль их проведения....
Статья для педагогов и родителей на тему" ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНЫХ ДЕТЕЙ".
Статья, подготовленная мною, для родителей и педагогов...
Буклет "Рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии. Конфликтные дети"
В данном материале представлены рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии (конфликтные дети). Материал может быть использован при работе с родите...